Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды1 октября 2023 15:41

Танцуют все! В Театре сатиры вышел спектакль «Иван Васильевич» по пьесе Михаила Булгакова

Сергей Газаров: Новый «Иван Васильевич» - смесь хулиганства и цирка
Шведский посол со свитой

Шведский посол со свитой

Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА

Принимаясь за новую постановку, режиссер (он же худрук театра) Сергей Газаров руководствовался несколькими мотивами.

Во-первых, чтобы восстановить историческую справедливость спустя почти что 90 лет. Михаил Булгаков закончил свою пьесу в 1936 году. Театр сатиры сразу взялся за её сценическое воплощение. Но спектакль так и не увидели зрители. Его закрыли после генеральной репетиции, на которую пришло партийное руководство столицы и услышало все заложенные в пьесе подтексты, узрело спрятанные фиги в кармане. После этого пьесу запретили к печати.

«Иван Васильевич» был реабилитирован только в середины 60-х. И получил широкую известность с лёгкой руки кинорежиссера Леонида Гайдая, который снял по мотивам пьесы кинокомедию «Иван Васильевич меняет профессию». Пересказывать сюжет нет смысла. Его знают все. Из-за сбоя в работе машины времени инженера Тимофеева произошла рокировка в пространстве и времени. В результате чего московский управдом Бунша вместе с жуликом Жоржем Милославским перемещаются в XVI век, а царь Иван Грозный попадает в XX столетие. Текст Булгакова благодаря кинохиту Гайдая, как принято говорить, был разобран на цитаты.

Иван Грозный (Юрий Васильев) и изобретатель Тимофеев (Илья Малаков)

Иван Грозный (Юрий Васильев) и изобретатель Тимофеев (Илья Малаков)

Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА

Второй аргумент в пользу постановки «Ивана Васильевича»: Булгаков – один из любимейших авторов Сергея Газарова. Несколько лет назад он выпустил спектакль-буфф «Мольер, avec amour» в Тетре Олега Табакова по булгаковской комедии «Полоумный Журден». Там на сцене артисты бьют чечетку, танцуют со шпагами. Клоунада, гротеск, трюки и фокусы – совершеннейший аттракцион. В «Иване Васильевиче» примерно то же меню.

- Почти невозможно понять, как рождается эта лёгкость текста Булгакова. Ещё сложнее эту легкость выразить в спектакле, чтобы на сцене был полет. Эдакая смесь хулиганства и цирка, - пояснил свой замысел Сергей Газаров. - Главное не делать Булгакова бытовым.

Хотя бытовых подробностей в спектакле много. Из жизни советских людей и средневековых царей. НЭП, коммуналка, изысканные женские платья в стиле ар-деко, немое кино, чарльстон и пасодобль Рио-Рита – все эти приметы времени красочно присутствуют. Стены комнаты изобретателя Тимофеева обклеены советскими газетами которые, как известно, не следует читать до обеда. Посреди комнаты – огромный зеркальный шар со спиралью и трубками – это и есть машина времени, которая забросит Буншу и Милославского в средневековье, а Ивана Грозного на их место в 30-е годы ХХ века. Машина с её сверхвозможностями, по замыслу режиссера, - главный герой спектакля. Она зависает над сценой, нарушая законы гравитации. На самом деле её держат тросики, но зрителям они не видны.

Режиссер Сергей Газаров в роли зубного врача Шпака

Режиссер Сергей Газаров в роли зубного врача Шпака

Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА

- Машина прорубает сцену. Сегодня все увлечены созданием роботов и искусственного интеллекта, но и сто лет назад ученые проводили смелые эксперименты. Булгаков над этим посмеивался, иронизировал. Если зрители услышат эту иронию в нашем спектакле, значит, мы добились своего.

За условной стеной аскетичной комнаты Тимофеева (его играет в разных составах Антон Буглак и Илья Малаков) – апартаменты зубного врача Шпака с роскошной мебелью из красного дерева. Художник-постановщик Владимир Арефьев постарался. Он же соорудил царские хоромы, накрыл стол для пира: икра черная, красная и икра заморская, баклажанная. Отвела душу и художник по костюмам Мария Боровская. Она нарядов персонажей в яркие одежды, но особенно ей удались костюмы шведских послов, которые пришли за «Кемска волост». Эти буфы, вышивка и перья заслуживают места в музее костюма.

В 70-е годы Леониду Гайдаю приходилось текст Булгакова политкорректно редактировать с учетом духа времени. В спектакле Театра сатиры пьеса почти без купюр.

Зинаида Михайловна, киноактриса (Александра Мареева) и кинорежиссер Якин (Федор Лавров)

Зинаида Михайловна, киноактриса (Александра Мареева) и кинорежиссер Якин (Федор Лавров)

Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА

Правда Сергей Газаров убрал сцену с Патриархом, посчитав её неуместной. Булгаков писал свою пьесу, когда шла антирелигиозная кампания. Сегодня отношение к вере радикально изменилось.

- В пьесе есть идеи, характеры и потрясающая история, - говорит Сергей Газаров. - Я хочу, чтобы в нашем театре появились большие формы. В зрительном зале на 1200 мест должен быть масштаб, и уровень, и современные технологии. А ещё профессиональная оснащенность. Сегодня недостаточно быть только драматическим артистом. Драматический актер должен петь, танцевать, владеть ремеслом иллюзиониста…

И то правда: «Иван Васильевич» в «Сатире» - это водевиль, где есть и соло и хоровое пение, танцы и фокусы. Надо отдать должное артистам, с задачей, поставленной перед ними режиссером: «Танцуют все!», они справились. Поют и танцуют жена Тимофеева – актриса Зинаида Михайловна (эту роль в составах играет Александра Мареева и Майя Горбань) и Царица (Надежда Филппова/Екатерина Хлыстова). Артем Минин в роли жулика Милославского показывает фокусы. Сыграл комедийную роль и сам режиссер: Сергей Газаров выходит на сцену в роли зубного врача Шпака, у которого Милославский украл: «Патефон, портсигар, зажигалку, часы, коверкотовое пальто … всё, что нажил непосильными трудами, всё погибло!».

Народному артисту Юрию Васильеву удался фокус с «раздвоением личности» на трусливого управдома Буншу и Иоанна Грозного. Для отдельных сцен пригласили двойника. В программке он обозначен как Неизвестный гражданин (артист Валерий Гурьев). Для портретного сходства отливали специальную маску, чтобы двойник и Юрий Васильев были на одно лицо. Всё как в пьесе Булгакова.

Лишь одно не сходится. Выйди этот спектакль не сегодня, а 90 лет назад трудно себе представить, что могло бы в нём напугать советское руководство. Ничего крамольного. Не к чему придраться. Сплошная радость бытия, песни и пляски…

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Светлаков вернулся на ТНТ, Мартиросян запустит пародийное шоу, в детском «Голосе» провал за провалом (подробнее)