Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды
Эксклюзив kp.rukp.ru
6 февраля 2024 22:00

Александр Лазарев: «Надо сохранить лицо Театра Армии, но при этом не стать музеем»

«КП» поговорила с новым главным режиссером театра, который подчиняется Министерству обороны РФ: о творческих планах, о том, как произошло его назначение, о дочке Полине Лазаревой, об актерах, которые покинули Россию после начала СВО и о многом другом
Александр Лазарев, художественный руководитель Театра Российской Армии. Фото: Яна Булаш

Александр Лазарев, художественный руководитель Театра Российской Армии. Фото: Яна Булаш

В конце прошлого года народный артист РФ Александр Лазарев был назначен художественным руководителем Театра Российской Армии. Эта новость неожиданно прозвучала на внеочередном съезде Союза театральных деятелей в начале декабря. И через два дня нашла подтверждение на сайте Министерства обороны РФ. И вот месяц спустя после своего назначения Александр Лазарев уже обжил просторный кабинет худрука с обстановкой в стиле «сталинский ампир» в здании, похожем на пятиконечную звезду, с самой большой сценой в Европе. В этом рабочем кабинете мы и встретились, чтобы поговорить о творческих планах, о том, как будет теперь строиться его жизнь в родном «Ленкоме» и позовет ли он в свой новый театр-дом дочь-актрису Полину Лазареву…

- Александр, можете раскрыть интригу, как произошло ваше назначение? Уж больно неожиданно это было для всех.

- И для меня, поверьте, тоже. Этот вопрос, от звонка из Министерства обороны, когда мне сообщили, что я один из кандидатов на эту должность, и до моего представления труппе в качестве худрука, решился в течение месяца. Но Театр Армии для меня совсем не чужой. Я здесь служил два года в армии. И хорошо узнал жизнь театра, познакомился со всеми его цехами. Это было 35 лет назад. Хотя и сегодня здесь работают люди, с которыми я знаком с тех времен. Возможно, поэтому меня очень тепло приняла труппа, была мощная поддержка со стороны дирекции, что вселило в меня уверенность: общими усилиями мы двинемся к новым свершениям.

- В театральной тусовке говорят, что у вас «связи». Это любимое слово Олега Табакова. Ваш одноклассник – Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента...

- Дмитрий Сергеевич, действительно, мой одноклассник и школьный товарищ. Но мы потому и дружим так долго, что я ни с какими просьбами к нему не обращался. И не просил его устроить меня главным режиссером в театр.

В Министерстве обороны есть свой Департамент культуры и руководитель – Артем Владимирович Горный, кстати, мой ровесник.

Он и пригласил меня. Как я позже узнал, было ещё два кандидата. Но кто именно, не интересовался. Театральные интриги не про меня.

Мою кандидатуру подали на рассмотрение первому замминистра, потом - министру.

Большой зал. Фото: предоставлено Театром Российской Армии

Большой зал. Фото: предоставлено Театром Российской Армии

- Вы внутренне уже были готовы к тому, чтобы руководить театром?

- Правильнее сказать: был готов к тому, что буду делать новые постановки. Мне стало очень интересно работать не только артистом, но и режиссёром (в «Ленкоме» Александр Лазарев восстановил спектакль Марка Захарова «Поминальная молитва» и поставил «Бег» Михаила Булгакова – Ред.).

Но, что меня пригласят руководить Театром Армии, конечно, не ожидал. Поэтому ещё нет конкретных творческих планов. Есть мысли, идеи, желания... Надо думать, что ставить. Этот театр довольно долго оставался без руководителя. Когда-то Театром Армии руководил такой же мощный художественный лидер, как и Марк Захаров. Я говорю об Андрее Алексеевиче Попове.

- Имея в виду такие ориентиры, вам будет непросто...

- Очень непросто. Ну, как говорится, взялся за гуж, не говори, что не дюж. Я познакомился с труппой. Труппа замечательная, коллектив прекрасный, все хотят работать, играть спектакли. Кстати, по количеству артистов труппа сопоставима с труппой «Ленкома», больше восьмидесяти человек. С каждым познакомился лично. Почти ежедневно встречаюсь с художественно-постановочной частью. Приятно, когда говорят, что рады моему приходу. Но этот аванс доверия повышает ответственность. Постараюсь оправдать.

- Ретроспективно, когда вы здесь служили рядовым, не было такого чувства по окончании службы: слава богу, все это закончилось, сейчас я в нормальный театр устроюсь? Театр Советской Армии, как он тогда назывался, не был модным…

- Я был студентом, когда меня забрали в армию. И не мог работать ещё ни в каком театре. Я был благодарен Богу и родителям за то, что устроили меня сюда служить. Я хотел быть артистом. Поэтому, когда служба закончилась, конечно, вприпрыжку вернулся к учебе в Школе-студии МХАТ.

- Думаю, вас здесь доброжелательно приняли ещё и потому, что вы из актерской семьи, и сами актер, и здесь когда-то работали… То есть свой, не чужой.

- Хотелось бы верить, что это так.

- Какие у вас сейчас взаимоотношения с «Ленкомом», в котором прослужили 33 года?

- Я продолжаю там работать на полставки как актер. Быть в штате «Ленкома» и отказаться от этого – большая глупость, на мой взгляд. Это мой родной театр, еще будучи студентом там играл в спектакле «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Как с этим расстаться? По своей воле никогда в жизни.

Элемент мраморной лестницы. Фото предоставлено Театром Российской Армии

Элемент мраморной лестницы. Фото предоставлено Театром Российской Армии

- Говорят, что в Театре Армия - самая большая сцена в Европе. Во всяком случае точно больше ленкомовской…

- Даже нечего сравнивать. Думаю, здесь 4 ленкомовские сцены уместятся.

- Не пугает масштаб?

- К этому можно относиться и как к преимуществу. Сцена невероятно технически оснащенная, хотя это 1939-1940-й год постройки. Но, поверьте мне, такой машинерии, таких поворотных кругов, которые двигаются в противоход, нет ни в одном московском театре. Но всё это нуждается в ремонте, в серьезном обновлении, в первую очередь - осветительное и звуковое оборудование. Современный зритель много чего видел. Он видел в Москве и цирк du Soleil, где эффекты невероятные. В спектаклях «Ленкома» тоже потрясающие эффекты, сценические, световые, звуковые. И Театру Армии надо выходить на такой же высокий, современный уровень. Это первоочередная задача.

- Каким вы видите его репертуар? Кстати, не собираетесь перенести на эту сцену спектакли, которые вы сделали в «Ленкоме» - восстановленную «Поминальную молитву» и ваш «Бег»?

- «Поминальную молитву» мы здесь уже играли ровно год назад. Это было круто, просто роскошно. Декорация Олега Шейнциса встала на сцене так красиво, как живопись. «Бег» - ленкомовский спектакль.

Что же касается творческих планов… У многих театров есть спектакли - визитная карточка. В Вахтанговском – это «Принцесса Турандот», в «Ленкоме» – «Юнона и Авось»... Здесь тоже был такой спектакль - «Давным-давно» по пьесе Александра Гладкова, которую поставил Алексей Дмитриевич Попов. Сюжет мы знаем благодаря экранизации Эльдара Рязанова под названием «Гусарская баллада». В этом спектакле переиграло много артистов. Первой Шурочкой Азаровой на этой сцене была Любовь Добржанская, потом Лариса Голубкина. В одной из постановок Кутузовым был Владимир Михайлович Зельдин. Я тоже играл здесь гусара, когда служил в армии.

В театре давно витает идея этот спектакль восстановить. К сожалению, архивных материалов не сохранилось. Поэтому есть два пути – сделать новую постановку или всё-таки как-то исхитриться и вернуть постановку Алексея Попова.

Александр Лазарев в спектакле "Бег" Фото: Театр "Ленком"

Александр Лазарев в спектакле "Бег" Фото: Театр "Ленком"

- В «Ленкоме» вы собирались восстанавливать спектакль «Пролетая над гнездом кукушки» (постановка режиссера Александра Морфова).

- Была такая идея. Но есть сложности с декорациями, они в запущенном состоянии. Этот спектакль мы много возили на гастроли. Выездная декорация сгнила, а декорация основная, ленкомовская в плохом состоянии. Сейчас решается вопрос о том, целесообразно ли её восстанавливать. Если будет положительное решение, я обещал директору Марку Борисовичу Варшаверу, что сделаю восстановление и от своих слов не отказываюсь.

- Обычно новые худруки начинают ломать старое - снимать текущий репертуар…

- Это неправильно. На сборе труппы я сказал, что чту, уважаю традиции этого театра. Я вообще человек традиционных ценностей. Надо сохранить лицо театра (а этот театр имеет и свое лицо, и мощный характер), но при этом не оставаться музеем, идти вперед и развивать современные технологии. Это сложная задача, но, мне кажется, это единственный правильный способ существования сегодня.

- В Театре Армии не так много звезд, как, например, в «Ленкоме». Вы планируете приглашать известных артистов, так называемые медийные лица?

- Не вижу в этом ничего плохого, это нормальная практика. Но главное быть не только известным, но и хорошим артистом. Я понимаю: зрители любят, когда на сцене знакомые лица. Это закон любого зрелища.

- Так часто бывает в театрах: худруки начинают занимать в спектаклях своих жен, дочерей. У вас дочь – молодая артистка Полина Лазарева…

- Намек понял. Нет, Полину не собираюсь приглашать в Театр Армии.

- Вы против семейственности?

- Могу ответить словами Марка Анатольевича Захарова. Когда после института я показывался в «Ленком», а Захаров не знал, чей я сын, он на показе обратил на меня внимание и спросил: «Вы к артисту Александру Лазареву имеете отношение?». Я сказал: «Самое прямое, я его сын». «Замечательно, - сказал Захаров. - Я приветствую семейственность в нашем театре». Это он так пошутил. Но мне понравилось и запомнилось на всю жизнь.

Можно сказать, я родился в Театре Маяковского, где служили мои родители, а мама и сейчас служит там. Знаю, что такое, когда вся семья работает в одном театре. Это не только, как вы сказали, «связи», но и серьезные рычаги давления. Я проработал много лет в «Ленкоме» с Марком Анатольевичем Захаровым и с его дочерью Александрой Марковной. Представляю, что это такое: отец – худрук, а дочь - актриса. Это очень непросто.

Фото: из личного архива Александра Лазарева

Фото: из личного архива Александра Лазарева

- Для кого?

- Прежде всего для Марка Захарова, и для Александры Захаровой.

- А для труппы?

- Это отдельный разговор… Поэтому на эти грабли наступать не буду. К счастью, моя Полина не по годам взрослый и самостоятельный человек. Она и сама бы не пошла работать под моим началом. А вот к ней в кино я пойду сниматься с огромным удовольствием! Я уже снялся в небольшой роли в её дебютной полнометражной картине «Чайка». Помимо прочего, Полина работает в Театре им.Маяковского 13-й сезон. Играет там много и серьезные роли.

Так сложились обстоятельства, что я не снимался в кино около трех лет. Вначале выпускал спектакль «Поминальная молитва», потом - «Бег». А съемки занимают много времени. Но я не ставлю крест на своей кинокарьере. И вообще в первую очередь продолжаю быть артистом, мне это интересно.

- В Театре Армии есть обязаловка, разнарядка по постановке военных спектаклей?

- Когда в начале 40-х этот театр создавал Алексей Дмитриевич Попов, он говорил, что это театр об армии, для армии. Тем более у нашей страны колоссальная военно-патриотическая история. Никаких разнарядок нет, но спектакли о Великой Отечественной войне, о героях войны, конечно, должны идти на этой сцене. А где же еще? Театр много времени и сил отдает выездам в войска, на линию фронта, к раненым в госпитали. Есть целые программы и готовые концерты для таких случаев. Кстати, и в «Ленкоме» тоже есть своя, назовем так, фронтовая бригада: Андрей Леонов, Олеся Железняк, Андрей Соколов, Антон Шагин…

- У вас понятная гражданская позиция и по событиям в стране, и по СВО. Даже то, что вы работаете в Театре Армии, свидетельствует о том, что вы из патриотического лагеря…

- Да, я патриот и чётко на стороне России.

- Среди ваших коллег есть диаметрально противоположные взгляды. Некоторые артисты уехали из России. Но многие, думаю, скоро начнут возвращаться и захотят снова работать здесь. Вы их примите в театр, даже если они не делали громких заявлений, а просто уехали на заработки?

- Ситуация очень сложная, есть противоречия и принципиальное неприятие взглядов другого. И это понятно. Надеюсь, что помимо политики, есть многолетняя дружба, которая нерушима.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

МИД Украины настучал на Милоша Биковича, ТНТ вернет «Нашу Рашу», турецкие сериалы не зашли россиянам (подписывайтесь на наш подкаст)