Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Экономика9 октября 2023 11:17

Михаил Иванков, руководитель Роструда: «Портал «Работа России» стал технологическим ядром всей системы управления рынком труда»

Это помогло сохранить занятость в условиях санкций и выработать необходимые меры поддержки и развития рынка труда
Михаил Иванков

Михаил Иванков

Фото: Олег УМАРОВ.

В каком направлении продолжится цифровизация сферы занятости России? В выездной студии Радио «Комсомольская правда» на Всероссийской неделе охраны труда в Сочи рассказал руководитель Роструда Михаил Иванков.

НЕ ИНСПЕКТОР, А КОНСУЛЬТАНТ

- Михаил Юрьевич, ключевая тема нынешнего форума – цифровизация. Что является фундаментом цифровизации службы занятости?

- Сегодня технологическим ядром не просто службы занятости, но и вообще всей системы управления рынком труда является единая цифровая платформа «Работа России». Раньше это был скорее работный сайт. То есть это была база вакансий, которые поступали как напрямую от работодателей, так и от тех работодателей, которые обращаются в органы занятости. Это были резюме, которые размещали граждане.

В 2020 году вышло поручение главы государства о том, что необходимо на базе «Работы России» провести цифровую трансформацию органов занятости. И эту работу Минтруд России и Роструд реализовали. Сегодня система позволяет точно видеть ситуацию на рынке труда применительно к регионам, к отраслям, к отдельным предприятиям.

- Какие услуги уже доступны в цифровом формате?

- Мы перевели в цифровой формат все 10 услуг органов занятости. Абсолютно все услуги федерального уровня, которые оказываются органами занятости в соответствии с Законом о занятости, доступны в цифровом виде. Как происходит, например, оказание наиболее востребованной услуги, связанной с поиском работы? Гражданин через личный кабинет на портале «Работа России» формирует заявление, прикрепляет резюме. Он может это также сделать через портал Госуслуг. Далее это резюме попадает в орган занятости. До того, как мы провели цифровую трансформацию, гражданин должен был идти в центр занятости, приносить документы - где-то оригиналы, где-то копии. Главной задачей работника ЦЗН, который тогда назывался инспектор центра занятости, было проверить, правильно ли все в этих документах. Сейчас это происходит автоматически. Система обращается к другим информационным системам: к системам Социального фонда РФ, к налоговым, ЕГР ЗАГС, к системам МВД, и в автоматическом режиме формируется полный набор данных, который необходим для оказания услуги.

Да, мы сохранили необходимость явки гражданина, но не для того, чтобы он представил документы, а для того, чтобы оказать более качественную услугу. Сейчас в службе занятости с ним работает не инспектор, а карьерный консультант. Его задача – понять, что ближе человеку. Если речь идет о смене сферы деятельности - в таком случае ему предложат переобучение.

Еще один важный момент: первичный подбор вакансий осуществляет искусственный интеллект. На основе анализа резюме, на основе анализа тех данных, которые о себе рассказал соискатель, система автоматически подбирает ему вакансии. Ну, а по итогам общения с работником органа занятости, полученная информация уже корректируется для максимально эффективного достижения результата.

Практически аналогичным образом происходит работа и по оказанию соответствующей услуги работодателю. Работодатель обращается за услугой по оказанию содействия в поиске работников. Также в цифровом виде они формируют свое заявление, определяют требования, профессии, квалификации, указывают зарплату, социальный пакет. Система также автоматически взаимодействует с имеющимися резюме. Дальше подключается работник органа занятости, в данном случае это кадровый консультант, задача которого – помочь работодателю, уточнить какие-то моменты, что-то предложить, скорректировать. Ну, а дальше уже взаимодействие с кандидатами, которое в том числе может проходить в цифровом формате.

ШАНС НА НОВУЮ КАРЬЕРУ

- Такой электронный формат общения у граждан и бизнеса востребован?

- Да, безусловно. За 8 месяцев 2023 года граждане и работодатели направили 4,2 млн заявлений на оказание различных услуг в органы занятости. За весь прошлый год было 4,1 миллиона. Ежемесячно портал «Работа России» посещают более 2 миллионов человек, а общее число зарегистрированных пользователей превышает 18 миллионов.

- Приличная цифра.

- По сути, «Работа России» стала важнейшим инструментом в вопросах выстраивания карьерных траекторий для граждан. Работодатели тоже очень активно работают с порталом не только с точки зрения подачи заявлений на поиск работников, есть и другие полезные сервисы. Например, они могут направить заявление на участие в программе субсидирования найма, а граждане, в свою очередь, могут записаться на обучение. Обе программы поддержки реализуются в рамках нацпроекта «Демография».

- Вы упомянули, что с помощью цифровой платформы возможен мониторинг рынка труда. Как это происходит?

- Он не просто возможен, он уже реализуется. Во время ковидных ограничений многие предприятия вынуждены были приостанавливать деятельность. Перед нами была поставлена задача предельно четко видеть «болевые точки». И не только на уровне отраслей, не только на уровне регионов, но и на уровне конкретного предприятия, для того чтобы можно было оказывать таргетированные меры поддержки. Тогда мы запустили и первые треки для работников в цифровом формате, тогда же портал «Работа России» стал главным инструментом агрегирования информации о ситуации на рынке труда.

Как это происходит? Это и сведения, которые размещают работодатели в соответствии с законодательством о занятости, то есть информация о простое, грядущих сокращениях, введении сокращенного рабочего дня, сокращенной рабочей недели. Это также информация, поступающая из Социального фонда о кадровых событиях. И когда мы объединяем данные, которые напрямую поступают от работодателей на портал «Работа России», которые поступают с процессов, реализуемых в самой системе, по оказанию услуг по поиску работы, по признанию безработными, и, агрегируя эту информацию, получается достаточно глубокая и широкая картина. Сегодня у нас реализована система дашбордов, в рамках которых учитываются более 350 показателей. Это показатели в совершенно разных разрезах – и с точки зрения отраслей, и с точки зрения регионов, и сточки зрения конкретных предприятий. Все эти сведения являются главным инструментом мониторинга, получения объективной оценки ситуации и выработки решений.

В прошлом году, когда многие западные компании уходили с российского рынка, система еще раз показала, что эти данные помогают оперативно и эффективно вырабатывать необходимые меры, чтобы не допустить какого-то негативного развития ситуации. Сейчас на основе получаемых сведений формируются конкретные решения по обеспечению кадрами приоритетных секторов российской экономики.

ЧТО ВАЖНЕЕ: МАШИНА ИЛИ ЧЕЛОВЕК?

- Цифровизация сферы занятости будет продолжаться?

- Безусловно. Потому что достаточно много еще есть векторов для развития, которые мы видим. Например, с 1 сентября на «Работе России» заработал сервис по организации производственных практик. Это очень важный инструмент, в рамках которого мы можем в цифровом виде состыковать образовательную организацию, конкретного студента и конкретного работодателя, которому нужны люди той или иной специальности, который думает о тех кадрах, которые придут к нему завтра. С помощью сервиса реализуется полный процесс - подписание договоров в электронном виде, ознакомление со всеми условиям. Но самое главное - мы даем огромные возможности и предприятиям, и студентам, для того чтобы найти друг друга.

Следующий блок, к реализации которого мы в ближайшее время приступим, это формирование на портале «Работа России» специальной подсистемы прогнозирования ситуации на рынке труда, основанной на совершенно новых, по сравнению с действующими подходами, принципах. Это очень серьезный момент, который поможет и системе образования понимать, какие кадры будут нужны на рынке труда в будущем, ориентировать выпускников школы, где они будут более востребованы. И с точки зрения развития тех или иных секторов экономики тоже понимать, где какие нам нужны превентивные меры с точки зрения обеспечения кадрами.

- Прогнозы будут формировать эксперты или умная машина?

- Безусловно, данный процесс будет проходить с участием специалистов. Но машина предоставит человеку набор данных и сценариев, что значительно упростит процесс прогнозирования конкретных результатов.