Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
В мире
Эксклюзив kp.rukp.ru
11 октября 2023 10:48

Валерий Гергиев: Высший смысл — находиться в диалоге с великими всех эпох и наций

Симфонический оркестр Мариинки дает гастроли в Турции, а затем поедет в Китай
В гримёрке у Маэстро в гостях послы РФ и Белоруссии Алексей Ерхов и Виктор Рыбак с супругами, дирижёр Президентского оркестра Джеми Джан Делиорман и его преподаватель Амина Айгистова

В гримёрке у Маэстро в гостях послы РФ и Белоруссии Алексей Ерхов и Виктор Рыбак с супругами, дирижёр Президентского оркестра Джеми Джан Делиорман и его преподаватель Амина Айгистова

Гастроли Симфонического оркестра Мариинского театра из Санкт-Петербурга под управлением Валерия Гергиева триумфально проходят в эти дни в Турции.

Российские музыканты выступают в разных городах страны с различными программами: например, в одном из древнейших римских театров в Турции II в. до н.э. Аспендосе (Анталья) Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнил отрывки из балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева и симфоническую сюиту «Шехеразада» Николая Римского-Корсакова, а в столице решено было представить Седьмую («Ленинградскую») симфонию Дмитрия Шостаковича.

В Анкару Валерий Гергиев приехал из Антальи перед самым концертом и сразу же поспешил на репетицию в концертный зал Президентского симфонического оркестра Турции, где его ждали музыканты объединённого оркестра из Мариинского и турецкого Президентского.

Валерий Гергиев на репетиции перед выступлением в Анкаре

Валерий Гергиев на репетиции перед выступлением в Анкаре

Было истинное удовольствие наблюдать, с каким профессионализмом взаимодействуют великий дирижёр и турецкие музыканты, которые впервые друг друга увидели.

- Один восемьдесят, пожалуйста… Стоп, здесь крещендо… Не разбивайте фразу, не «тра! Та! Та!», а «Трататаа…»... Не замедляйте темп!.. Виолончель – это нежный инструмент, помягче… Стоп, ещё раз, два перед сорока пятью, начали… Скрипки, белиссимо!... – периодически негромко бросает маэстро турецким коллегам на одном им понятном музыкальном языке.

Удивительно, что буквально через четверть часа после всех этих «стоп» и «ещё раз» сводный оркестр грандиозно отыграл всю симфонию, как смазанный маслом единый механизм.

После концерта зрители устроили непрекращающиеся овации и вызывали Гергиева на бис четыре раза – маэстро даже пришлось, деликатно извиняясь, показывать на часы.

В беседе с журналистами дирижёр рассказал, что нашёл с турецкими музыкантами общий язык и высказал много комплиментов самой Турции.

- Я выступаю в Турции лет 25. Многократно бывал здесь – и как музыкант, и с друзьями. Турция – это страна процветающая, здесь невероятная динамика, на моих глазах за эти годы невероятный рост возможностей для международного туризма – безусловно, это впечатляет, и я рад снова сюда вернуться, - говорит он, отвечая на вопрос KP.RU.

Интервью Валерия Гергиева "Комсомолке" в Анкаре

Интервью Валерия Гергиева "Комсомолке" в Анкаре

Говоря о тенденциях в мире, где в ряде стран пытаются «отменить» русскую культуру, маэстро ответил:

- Турция занимает в сегодняшнем мире одну из ключевых позиций, здесь происходит очень многое. В нашем очень сложном мире должны быть страны, игроки, которые не играют в какие-то коалиции, в «за» или «против» – вот это, мне кажется, самое опасное в сегодняшнем мире. Особенно «дружить против» кого-то. Мне кажется, что Турция предлагает свои возможности, красоты и невероятные культурные памятники, одним из которых является арена в античном Аспендосе, где я выступаю уже не первый раз. Если как можно больше стран будут заниматься такой же политикой и открывать людям накопленные тысячелетиями культурные богатства, наш мир выздоровеет.

В скобках отметим, что эту же позицию, кстати, разделяет и турецкий президент Тайип Эрдоган, который на Дипломатическом форуме в Анталье в марте прошлого года осудил вопиющую ситуацию с западным остракизмом Гергиева, когда «дирижёра в Германии увольняют лишь за то, что он «друг Путина», и назвал нападки на русскую культуру и на живущих на Западе людей русского происхождения «неприемлемым фашистским подходом».

- Валерий Абисалович, какие планы у вас на ближайшее время?

- Сразу после турецкого тура у нас очень масштабные гастроли в Китай. Это уже третий визит в Китай в этом году. И очень значительная программа. Нами очень многое делается дома, в России, но и многое – за ее пределами. Мы показываем разнообразную программу: доминируют русские композиторы, но и великие композиторы европейских стран тоже будут звучать: французские, австро-немецкие, итальянские. Мне кажется, что в наше непростое время мы должны еще больше времени посвящать диалогу с величайшими авторами всех эпох, всех национальных традиций. Я нахожу в этом самый высший смысл!

Исполнение Седьмой симфонии Шостаковича в Анкаре

Исполнение Седьмой симфонии Шостаковича в Анкаре

- У вас очень плотный гастрольный график…

- В год мы проходим 30, а то и 35 регионов страны. Это огромные расстояния, колоссальные впечатления от встреч с публикой. Это, как правило, очень праздничная атмосфера – особенно, когда наши выступления привязаны к местам, которые подарили миру величайших русских музыкантов: это и Смоленск с Глинкой, Воткинск с Чайковским, Псков с Мусоргским, Великий Новгород с Рахманиновым, Тихвин, где родился Римский-Корсаков, это Ораниенбаум, где родился Стравинский. Этот список можно долго продолжать. Я перечислил только те места, которые мы на сегодняшний день уже посетили. Мы исполнили все симфонии Шостаковича в сентябре – в месяц его дня рождения. Поэтому наполнить смыслом нашу работу – не трудно.

Маэстро добавил, что история Мариинского театра, которой 240 лет, дает моментальные идеи, чему следовать, что нельзя забывать, что имеет самый высокий смысл.

- Но в поиске самых интересных решений всегда встречаются возможности, которые создали для нас как русские великие творцы, так и мировые – вот этому мы и служим, - отметил он.

Присутствовавший на концерте посол России в Турции Алексей Ерхов поделился с KP.RU впечатлениями:

- Музыканты симфонического оркестра Мариинского театра продемонстрировали высочайшее мастерство. Символично и то, что Седьмая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича прозвучала в концертном зале президентского симфонического оркестра Турции в преддверии 100-летия Турецкой Республики. Как и 9 августа 1942 года, когда эта величайшая партитура была впервые исполнена в блокадном Ленинграде, зрители аплодировали стоя и долго не отпускали музыкантов со сцены.

Мариинский театр завершит гастроли в Турции концертом в Культурном центре имени Ататюрка в Стамбуле. Сегодня там прозвучат фрагменты из балета «Щелкунчик» и Шестая («Патетическая») симфония Петра Чайковского.

Спасибо, Мариинка! Бузныг, Маэстро! - ("бузныг" - спасибо (осетинск.). - ред.)