Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Общество17 февраля 2024 9:58

К 50-летию БАМа ветераны студенческого движения передали юбилейное знамя молодой смене

К 50-летию БАМа ветераны студотрядов передали юбилейное знамя молодой смене
Ветераны БАМа передали памятное красное знамя молодым людям. Фото: БАМ-РЖД

Ветераны БАМа передали памятное красное знамя молодым людям. Фото: БАМ-РЖД

50 лет назад с Ярославского вокзала отправилась первая группа студентов на Байкало-амурскую магистраль, чтобы принять участие в одной из самых грандиозных строек Советского Союза. Отправлялись с песнями, с гитарами. Строили, зарабатывали, взрослели, влюблялись, заводили семьи. И построили среди вечной мерзлоты железнодорожный путь длиной больше 5 тысяч километров.

Студенты едут на БАМ и сегодня. Дорога развивается, с годами её актуальность только возросла. БАМ – это выход к Тихому океану, сухопутная альтернатива Северному-морскому пути. Важнейший торговый маршрут, инфраструктурная скрепа, соединяющая европейскую часть России с Азией.

Сегодня 17 февраля в День студенческих отрядов на Ярославском вокзале ветераны БАМа передали памятное красное знамя молодым людям, продолжающим их дело. Это знамя отправится в путешествие по железной дороге, посетит рабочие объекты БАМа, побывает в Иркутске, Владивостоке, Тынде.

НА СТРОЙКЕ КОВАЛИСЬ ХАРАКТЕРЫ

Это знамя отправится в путешествие по железной дороге. Фото: БАМ-РЖД

Это знамя отправится в путешествие по железной дороге. Фото: БАМ-РЖД

Ветеранов и молодых стройотрядовцев приветствовал председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, заметивший, что история российских железных дорог всегда была тесно связана со студенческим движением. Практически весь БАМ был построен при участии студентов. Первый студотряд всего за месяц проложил 266 км пути – впечатляющее достижение даже по современным меркам. На этой стройке ковались характеры. В минувшем году в стройотряды пошли 13 тысяч студентов, из них 2,5 тысячи работали на «восточном полигоне», то есть на Красноярском, Восточно-Сибирском, Забайкальском и Дальневосточном участках железной дороги. В этом году число стройотрядовцев будет ещё больше. Планируется принять до 18 тысяч человек, из которых на «восточный полигон» поедет 4 тысячи человек.

Ефим Басин, герой социалистического труда, начальник Главного управления по строительству Байкало-амурской магистрали добавил, что всё лучшее, что было в студенческом движении, сейчас возвращается в Россию. И вспомнил, что даже его сын на строительстве железной дороги работал так, что однажды пришёл домой с забинтованными руками. Чтобы быть достойным отца, совершившего на БАМе трудовой подвиг.

Комиссар студенческих отрядов Василий Шабалдин заметил, что работа в стройотрядах в советское время считалась престижной. От желающих не было отбоя. Проще было сдать экзамены в ВУЗ, чем записаться на БАМ. За годы строительства магистрали в проекте приняли участие больше 36 тысяч студентов, выполнив объем работ на сумму более 100 миллионов советских рублей. Чтобы понять, сколько это, сегодня можно эту сумму умножить примерно на 300.

ПОСЛЕ РАБОТЫ «ОГОНЬКИ»

Василий Шабалдин и Ильяс Губайдуллин. Фото: БАМ-РЖД

Василий Шабалдин и Ильяс Губайдуллин. Фото: БАМ-РЖД

Представитель молодежи, студент Уральского института путей сообщения Ильяс Губайдуллин торжественно объявил, что студенты едут на БАМ 2.0, главную молодежную стройку, куда их зовёт Россия. Прогремел оркестр РЖД, знамя вручили.

Движению студенческих стройотрядов уже 65 лет. После перестройки оно было заморожено, но уже 20 лет как восстановлено и с каждым годом набирает силу.

Ветеран БАМа Ахит Гишлакаев вспоминает, как уезжал с Ярославского вокзала в 1974 году в составе первого всесоюзного ударного отряда. На БАМе он отработал 37 лет, всё это время проживая в Тынде.

- Мы никогда не забывали про БАМ и его значение, - говорит он. – Это вся моя жизнь. Я приехал туда студентом и уехал в 60 с лишним лет.

Он и сейчас продолжает работать с «восточным полигоном». Помогает освоиться молодежи.

Студотрядовец Михаил несколько лет ездит на БАМ. В прошлом году его сделали командиром стройки. Молодые люди осваивают рабочую профессию и приезжают на практику, обычно на 2 месяца. Студенческий рабочий отряд направляют на определенную станцию. Живут в удобных модульных домиках.

- Когда выезжаешь своим отрядом, это сближает, - говорит он. - Вечером после работы у нас «огоньки», это традиция с прежних времён. Ребята собираются, ставят свечку и делятся событиями и эмоциями за день.

«КИРПИЧИ», ЛЕНИН И ЧЕБУРАШКА

Дарье Хомяковой – 21 год, она учится в Иркутском университете путей сообщения. На лацкане её рабочей стройотрядовской куртки (называющейся «целинка», «бойцовка» или «строёвка») всего один «кирпич» - памятный значок, выдаваемый за рабочий семестр. У опытных стройотрядовцев такие «кирпичи» выложены в ряд. На свою практику Дарья ездила в Северобайкальск. Юноши из её отряда меняли шпалы, девушки работали в техническом отделе, занимались документацией. Но иногда красили отбойные брусья и столбики. На груди у Дарьи висит медаль – пока что юбилейная «50 лет БАМу», но заслуженная. Выданная министерством транспорта. Комиссар штаба подарил ей на память пионерский значок с Лениным и значок с Чебурашкой.

знамя студентам передали в торжественной обстановке. Фото: БАМ-РЖД

знамя студентам передали в торжественной обстановке. Фото: БАМ-РЖД

В этом году Дарья собирается ехать на «целину» снова. Чтобы продолжить дело своего дедушки, работавшем на БАМе.

- Я уже полпотока собрала в наш отряд, - говорит Дарья. - Студотряды – это возможность реализовать себя и учиться у других.

У старших студентов куртки усыпаны значками. Сергей Козлюк едет на «целину» в 5-й раз, а на БАМ в 3-й. «Целиной» по традиции называют любой выезд студотрядовцев на работу. А так Сергей – опытный мостовик, принимал участие в строительстве метро.

Борщов Никита – электромонтёр-железнодорожник. Он едет в стройотряд в 4-й раз, и значков у него не меньше.

- Вот значок «юбилей отряда», вот «фестиваль БАМа», вот «школьные трудовые отряды», - показывают парни.

- Значки – это, конечно, хорошо, - говорю я. – Но раньше студент в стройотряде мог неплохо заработать. И купить себе, например, мотоцикл. А сейчас на что хватает заработанных денег?

- Можно полностью оплатить учёбу, - серьезно отвечают парни. Они уже научились быть независимыми, отвечать за себя, за товарищей и делать что-то полезное для страны.