Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Звезды
Эксклюзив kp.rukp.ru
19 февраля 2024 14:25

Михаил Швыдкой: «Я бы не преувеличивал значение уехавших из России людей, хотя кого-то мне искренне жаль»

Швыдкой призвал не преувеличивать значение уехавших из РФ артистов
Художественный руководитель Театра мюзикла рассказал о новой постановке

Художественный руководитель Театра мюзикла рассказал о новой постановке

Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН

6 марта в Театре мюзикла выходит спектакль «Тест на любовь». Это эксцентрическая комедия о любви, которая, как известно, сильнее любых обстоятельств. Лёгкие музыкальные комедии, доброе семейное кино - таков сегодняшний запрос зрителей. Неслучайно же лидерами проката стали «Чебурашка», «Холоп-2»...

- Мы живем в неспокойное время, в плотной информационной повестке, а такие фильмы и спектакли помогают людям гармонизировать свой внутренний мир, - считает Михаил Швыдкой.

- Михаил Ефимович, в годы Великой Отечественной войны тоже выходили легкие музыкальные комедии, которые поднимали дух народа. А когда же появятся художественные произведения о специальной военной операции?

- Для серьезного художественного осмысление нужно время и дистанция. Если вспомнить, какие произведения о войне, созданные в то время, остались в истории - это поэзия и лирические песни военных лет. Остались «Жди меня» и «Темная ночь». В кино – это «Два бойца». Была прекрасная публицистика Эренбурга и Симонова. Но серьезная художественная литература о войне появились лет через двадцать. Кстати, в этом году мы будем отмечать 100-летие писателей, которые создали так называемую «лейтенантскую прозу». Василь Быков, Борис Васильев, Юрий Бондарев, Владимир Богомолов. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева и Булата Окуджавы. Все они были участниками войны и по-настоящему большими писателями. Но свои лучшие произведения о войне написали в 60-е годы. Я забыл назвать повесть «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, которая была написана через год после войны, Но это, пожалуй, исключение. Повесть Казакевича «Звезда» была написана в конце 40-х. Через год после войны появилась «Молодая гвардия» Александра Фадеева. Но не уверен, что этот роман можно поставить в один ряд с произведениями Быкова и Васильева... Сегодня уже пишут стихи о событиях, связанных с СВО, неплохие авторские песни.

- Наши деятели культуры, которые после начала СВО сбежали из страны, скоро начнут возвращаться. Как с ними быть: «понять и простить», выражаясь словами известного скетчкома?

- Могу ответить так, как мне ответил на этот вопрос Владимир Владимирович Путин. Все, кто уехал, - взрослые люди, они знали, что делают…

- Ну разве артисты взрослые? Они же дети – сплошные эмоции.

- Конечно. Как говорила Фаина Раневская, «артисты - дети, но сукины дети». Отъезд за рубеж – это не нарушение российских законов. Отталкивать всех не нужно. Вопрос в том, как они (уехавшие) там себя вели. Многие эмоционально восприняли начало СВО, они не политики, не стратеги и не должны разбираться в глубинном, долгосрочном процессе, ради которого была начата специальная военная операция. Возвращение на родину – это ведь тоже поступок, они понимают, что довольно сложно будет встроиться в новый контекст. Это психологически непросто, есть страхи. Но всё индивидуально. Если человек нарушал российское законодательство – это одна история. Если не нарушал – совершенно другая.

Уехали единицы, просто о них мы много говорим. Подавляющее большинство живет и работает в России, переживает за свою страну.

Я бы не преувеличивал значение уехавших людей, хотя кого-то мне искренне жаль, например, Дмитрия Крымова. Вообще художники, особенно те, которые связаны со словом: писатели, драматические артисты, должны жить на родине. Судьба их за рубежом драматична. При всех видимых успехах, это всегда трагедия.

Многие молодые ученые вернулись в Россию, закончив учебные заведения за рубежом. Значит они здесь нашли возможности для самореализации. Художественная среда более хрупкая, чем научная. Но Москва с точки зрения насыщенности культурной жизни – один из самых привлекательных городов мира. Как впрочем и другие города России. Достаточно приехать в Нижний Новгород или Екатеринбург, чтобы изумиться тому, что с этими городами произошло за последние 10 лет. Россия очень изменилась.

- После начала СВО были проблемы с возвращением в Россию культурных ценностей, которые выставлялись за рубежом? Всё удалось вернуть? Какие шансы вернуть скифское золото в музеи Крыма?

- Сегодня никаких музейных ценностей за рубежом, к счастью, нет. Была большая, очень серьёзная операция, которую мы провели в 2022 году, по возвращению выставки из Фонда Луи Витона. Все, что было выставлено на музейных площадках в Европе, было возвращено. С Америкой мы давно не сотрудничаем в музейном деле. Сейчас развиваются отношения с Китаем. Я встречался с директором Музея Гугун – это главный китайский музей. С ним готовим совместный проект с музеями Кремля и Эрмитажем. Россия будет проводить выставки только там, где есть жесткие государственные гарантии и стопроцентная защита от любых претензий третьих лиц.

Что касается скифского золота, музеи Крыма подали иски в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Боюсь, что это последний шанс вернуть вещи из этой коллекции. Надежд немного, ситуация очень политизирована. Есть и другая проблема: сегодня из Украины вывозят культурные ценности в западные музеи. Якобы на хранение. Что с ними будем дальше, можно только догадываться.

- Михаил Ефимович, у вас феноменальная память на даты, имена, названия фильмов, спектаклей, музеев… Как вы её тренируете?

- Это заслуга родителей: у моего отца была прекрасная память. Но значительную часть телефонных номеров я запоминаю, а не вбиваю в мобильный. Это неплохая тренировка для памяти. Когда готовлю свои телевизионные программы, запоминаю фактуру. У меня есть привычка со школьных времен – записывать на бумагу текст, который мне нужно запомнить. Так запоминается быстрее, чем если просто прочитать. Никаких секретов: надо как можно больше запоминать, чтобы мозг постоянно работал. Полезно учить стихи, чтение развивает память.

- Наверное, в детстве много читали?

- В юности очень много читал. В детстве в основном решал математические задачи.

Я учился в математическом классе. Даже есть удостоверение оператора вычислительных машин, которое нам давали по окончании школы. Я мог бы пойти в какой-нибудь «почтовый ящик» работать на машине Минск-3.

- А вы пошли в театроведы. Вот ваш одноклассник Игорь Костолевский, наоборот, поступил в инженерно-строительный вуз - в МИСИ.

- Мы с Игорем сидели за одной партой до 10-го класса. Потом он ушел в школу рабочей молодежи. И оттуда - учиться на инженера-строителя. Но через пару лет это занятие бросил и поступил в ГИТИС. Игорь - человек замечательный, редчайшее явление в моей жизни. Да и в театральной жизни тоже. Мы дружим много лет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Михаил Швыдкой о новой постановке: Не думал, что буду работать вместе с женой

Художественный руководитель Театра мюзикла побывал на Радио «Комсомольская правда» и рассказал о новой постановке (подробнее)

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Песня «Кукушка» оказалась пророческой для участницы детского «Голоса»: ее отец погиб в зоне СВО (подписывайтесь на наш подкаст)