Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
23 октября 2023 4:00

Двойки и единицы за отличную работу: новая система оценок в школе обернулась скандалом

В московской школе № 1514 родители через прокуратуру добиваются отмены эксперимента с оценками

Фото: Shutterstock

С 1 сентября ученики 2 - 4-х классов написали уже порядка двадцати тестов по основным предметам и получили заслуженные двойки, единицы и нули.

БУНТ НА СОБРАНИИ

Папы с мамами за головы схватились: сами выросли на пятибалльной системе, детям втолковывали, что 4 и 5 - это хорошие оценки, а 2 - это плохо. Теперь все наоборот.

- Это называется критериальное оценивание. Мы о нем узнали на родительском собрании 5 сентября - директор объявила, что в начальных классах ввели новую систему оценок. Убеждала, что она прозрачная, удобная, понятная… Но мы не хотим экспериментов, - рассказывает мама второклассницы.

То собрание закончилось бунтом: половина родителей ушли. Видео попало в интернет и наделало много шума. Учебный процесс у малышей покатился по новым рельсам. Недовольные родители стали писать жалобы во все инстанции, включая прокуратуру. Обращения подписали около тысячи человек - примерно половина родителей 2 - 4-х классов (у первачков оценок нет, и эксперимент их не коснулся). За одного ребенка - подпись одного родителя.

ТЕСТЫ, БАЛЛЫ, МАРШРУТНЫЕ ЛИСТЫ

С колокольни пап и мам эксперимент продвигается так. Система критериального оценивания (СКО) затронула основные предметы: русский язык, математику, иностранный, окружающий мир, литературное чтение. По ИЗО, физкультуре, технологии - зачет/незачет.

Учитель объясняет тему (или раздел) на уроке, дети дома повторяют, потом пишут в классе что-то вроде теста. На бумаге. Далее - новая тема по той же схеме. В одних тестах детям предлагалось самим оценить, на сколько баллов они знают то или иное понятие. В других были варианты ответа.

Учитель проверяет работы, вносит баллы в электронную таблицу. А еще есть маршрутные листы, которые выдают детям. Там указано, сколько ребенок заработал баллов и каков максимум. По этим листам и ученик, и родители по идее и должны понять, где пробелы.

- Работы нам не показывали, а в маршрутном листе у дочки стояло три ноля в тесте по литературному чтению - напротив пунктов «знать, что такое ложь и фантазия», «что такое тема стихотворения и основная мысль» и «особенности древних сказок». Оказалось, она не поняла вопросы и растерялась. Хотя мне дома ответила, в чем разница. Не идеально, но уж точно не на двойку. И где же тут прозрачность? - недоумевает родительница.

- М-да, моя дочка тоже бы растерялась… - примерила я ситуацию к своей второклашке и мысленно перекрестилась, что в нашей школе не экспериментируют. - А кроме этих тестов что еще оценивают? Ответ у доски, стих наизусть - тоже баллы ставят?

- Нет. Только эти срезы. Некоторые дети быстро смекнули, что можно филонить, и родителям заявляют: а зачем делать домашку, если не ставят оценки?

Если суммировать претензии родителей, главная - при введении новшества не спросили их мнения. Какие-то разъяснения по ходу оценивания присылали в родительские чаты. Так, выяснилось, например, что привычные оценки будут выставлять как итоговые в конце семестра и за год. Есть таблица переводов.

ДИРЕКТОР: ИМЕЕМ ПРАВО

Зачем весь этот сыр-бор? Директор школы Анна Белова напрямую с журналистами не общается, однако ее официальный ответ обнародовал Департамент образования Москвы.

На сайте школы появилось видео «Простыми словами про критериальное оценивание», а в разделе документов - локальный акт о введении новой системы. Ключевые тезисы: КСО - современная методика, понятная детям; помогает отслеживать прогресс ребенка на каждом этапе учебного процесса; исключает человеческий фактор при оценивании. По словам директора, критерии были заранее утверждены и доведены до родителей, большинство положительно восприняли, а остальные просто недопоняли. И главное - по закону учебные организации автономны в вопросах образовательной, научной, административной и финансово-экономической деятельности, а регулируются такие вопросы локальным актом.

- Школы имеют право менять систему оценивания, - подтвердил «КП» эксперт по образованию, сам не один год проработавший директором московской школы, Михаил Митин. - Но дело это сложное и требует серьезной подготовки. Иначе нет смысла. Судя по комментарию директора, им либо сложно коротко объяснить новшество, либо они еще сами не докрутили систему.

Традиционные оценки остались и выставляются, но формируются непривычным способом.

Традиционные оценки остались и выставляются, но формируются непривычным способом.

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

КОНКРЕТНО

«Баллы объективнее, чем оценки!»

В разгар скандала в защиту школы выступила Марина Битянова, канд. психол. наук, ведущий научный сотрудник Московского государственного психолого-педагогического университета, руководитель команды разработчиков СКО. Ее комментарий опубликовал ТГ-канал «Наука и образование». По словам эксперта, критериальная система неидеальна, но она гораздо лучше привычной «отметочной». Ее используют и в других школах, с согласия Минпросвещения.

Традиционные оценки остались и выставляются за каждую тему, за триместр и за год. Но формируются непривычным способом.

На каждую тему есть перечень достигаемых образовательных результатов, которые прописаны в федеральных рабочих программах по предмету. Для их оценивания учитель дает задания, за которые дети получают баллы - 2 - 1 - 0. Это не оценка! Такие баллы ученик получает в процессе изучения темы и за итоговую работу. В конце каждой недели родители получают таблички, где прописано, сколько баллов можно было набрать и сколько набрано и по каким образовательным результатам произошел «сбой». И уже сумма баллов за всю тему переводится в оценку. Схема перевода такая же, как в ВПР, ОГЭ и ЕГЭ...

- Что во всем этом ужасного? - недоумевает Битянова. - Кстати, на практике у троечника при такой системе больше шансов получить 4, а у хорошиста - 5. Для часто болеющих детей продуманы свои меры поддержки…

ОТ РЕДАКТОРА

Оксана Кальнина, редактор отдела науки, образования и здоровья:

В одном из профессиональных учительских чатов как раз вчера читала комментарий белорусского учителя: «Российские коллеги, я все понять не могу, как вы обходитесь пятью цифрами при оценивании. У нас 10-балльная система, и то, кажется, не идеально точная». А в ответ полетели смешки: «А мы по факту тремя отметками пользуемся - 5, 4, 3. Двойки в четверти и в году ставить предметник не может - себе дороже!» И это факт!

А потом родители обижаются: «Мой Юра сделал в диктанте три ошибки, и ему тройку поставили. И двоечник Сидоров получил тройку - за восемь ошибок. Марьванна говорит, что Сидорову поставила, потому что неделю назад тот ошибался 28 раз, очень старался, прогресс налицо. Но ведь моему Юрику обидно!» И правда, обидно. Но Сидоров тоже человек. Если ставить ему исключительно двойки, не замечая стараний, он вообще учиться не захочет! И двоечник ведь не всегда хулиган и лодырь. Вполне может быть флегматичным ранимым мальчиком (или девочкой, кстати), которая по складу темперамента просто не совпала с массовой школой. Думает медленнее других (но уж если запоминает - то на всю жизнь), не может работать в шуме и т. п. И что, добро пожаловать в вечные двоечники?

В общем, реформа системы оценивания назрела, кажется, уже давным-давно. И действительно, обезличенные объективные баллы могут быть более честной системой, чем взятые из головы Марьванны тройки, двойки и колы. При условии, что там решены проблемы болеющих детей и учителей, например. Но поверим в этом на слово разработчикам.

Однако начинать реформу нужно было, взяв в единомышленники родителей. Администрации надо было заранее ходить на родительские собрания, объяснять, показывать, убеждать пап и мам. Какое-то время, возможно, параллельно вести две системы учета знаний (если это возможно). Недовольные были бы все равно - с новшествами всегда так, но градуса кипения они вряд ли бы достигли. На ум приходит кулинарная метафора. Суп можно сварить и на максимальном огне, он будет булькать, убегать из-под крышки. Приготовится быстро, проголодавшиеся домочадцы съедят. А можно варить на самой низкой температуре, не доводя до бурления. И все ингредиенты будут выглядеть красиво, не кашей. И пользы останется больше.

КСТАТИ

Официальное письмо с подробными разъяснениями СКО получили и родители-бунтари от директора. Датировано оно 18.10.2023 года. В нем расписаны преимущества новой системы. А еще сообщается, что учителя могут выборочно ставить оценки в электронный журнал и за домашние задания, и за классную работу, и за работу у доски, и за стихи. Будут и консультационные часы для тех, кто болел или отстает…

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Почему из одних школ учителя сбегают, даже если в классе всего 20 учеников? А в других «тянут» и 40 (подробнее)