Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Наука23 февраля 2024 0:27

Чуть-чуть не опозорились: США не смогли мягко сесть на Луну после полувекового перерыва

НАСА: аппарат Odysseus совершил посадку в районе южного полюса Луны

Фото: Олег УКЛАДОВ

В ночь на пятницу США попытались вернуться на Луну. С 1972 года они там не были (а многие думают, что никогда не были). Модуль «Одиссей» нацелился в зону Южного полюса нашего спутника и попробовал мягко прилуниться. Прилунился жестко. На момент написания этих строк связь с аппаратом есть, но что именно с ним стряслось, в каком он состоянии – не говорят. Штаты вернулись на Луну. Но не триумфально.

KP.RU разобрала неочевидные детали полета, и поняла: зонд-то разведывательный. Нечто вроде наводчика, для тех, кто будет садиться потом. Итак, куда свалился «Одиссей», там американцы и постоянную лунную базу будут строить. Спалили планы.

НЕРВЯК И СКЕПТИКИ

Сразу после старта миссии несколько дней назад западные СМИ принялись «Одиссей» нахваливать: так отлично двигатели работают, как ни у кого. Любой маневр сопровождался восторженными комментариями, точно ребеночек делает первые шаги, а взрослые стоят и сюсюкают.

НАСА-ТВ организовало прямую трансляцию прилунения. Заранее предупредили: сам спуск – картинки не будет. Нет, дескать, нужной камеры на борту. Вместо этого, по данным датчиков, покажем анимацию. Вроде как сделанную «в прямом эфире». Она точно отразит состояние корабля.

Оказалось, что на трансляции решили не показывать экран с телеметрией (его демонстрировали на всех прежних подобных эфирах). Боялись, что что-то пойдет не так? Общая секретность? Поэтому многочисленные зрители ориентировались на мужчину в массивных очках, который сидел за компьютером, и его было видно лучше всего.

За несколько минут до посадки мужчина занервничал и очки снял. Как-то побелели мониторы ЦУПа, которые виднелись вдалеке. С них явно пропал сигнал. Тут же дали анимацию – оказалось, это просто мультик, нарисованный заранее, а никакой не «анимационный эфир». На мультике станция бодро садилась на Луну. С экранов тем временем пропал обратный отсчет.

Американские СМИ как ни в чем не бывало трубили, что двигатели модуля «работают замечательно».

Зрители трансляции тем временем сообразили: с модулем тупо потеряна связь. Тут же активизировались скептики: в комментариях стали писать, что никакого запуска, посадки и вообще модуля нет, а в ЦУП нагнали актеров. Честно говоря, в тот момент скептикам даже верилось.

Наконец СМИ сообщили: аппарат на Луне; он не мертв – сигнала тревоги не было. Он даже посылает слабый сигнал. Но настоящей связи нет. Может, перевернулся? Вроде не должен, на вид устойчивый.

Вдруг все, и мужчина в очках, встали и захлопали. Но – без радости. Появился официальный представитель и сказал: мы на Луне. Связь есть. Что в точности с аппаратом, неясно. На этом трансляцию свернули. В общем, сели. Но не так мягко, как хотели.

А В ЧЕМ ИСТОРИЧНОСТЬ

Это первая посадка американского аппарата на Луну за более чем 50 лет: после Аполлонов США на Луну ничего не сажали. Поэтому в западной прессе миссия называется не иначе, как «историческая». И это первый частный аппарат, который сел на Луну. Историческая вдвойне. А это-то почему важно?

Считается, что будущее – за частной космонавтикой. Взять Илона Маска – вот за такими ребятами, дескать, будущее. Если рассуждать широко, то так и есть. Пока технология дорогая и сложная, только государство может ее осилить. Но потом-то технология подешевеет, и в игру вступят частники.

Представьте Солнечную систему через сто лет. Корабли летают туда-сюда. Отпуск: на Луне переночевать, затем на Марс. И что, не будет частных туристических, транспортных компаний? Туристов государство будет возить? Конечно, нет. Когда мы освоимся в космосе, туда придет и бизнес. Так что идея-то правильная.

ПОРТРЕТ КОСМИЧЕСКОГО БИЗНЕСА

Модуль разработала малоизвестная компания Intuitive Machines. Фирма организована в 2013-м в Хьюстоне, поближе к стартовой площадке, основатели - Стивен Альтемус, Кэм Гаффариан и Тим Крейн. Ее создали именно ради лунной миссии.

Среди руководителей известнее других Кэм Гаффариан, родом иранец (на самом деле Камаль Гаффарян), миллиардер, вкладывающий деньги в космос и альтернативную энергию. Он помнит, как в 1969-м смотрел по телику первую в истории высадку на Луну, и это его так потрясло, что решил – и я там буду. Учиться поехал в Штаты. Докторских степеней у него навалом, и по электронике, и по компьютерным наукам. В бизнесе с 90-х, и это не палатки с шаурмой, а контракты с НАСА и с энергетиками (строительство ядерных реакторов). Работа с НАСА как-то сразу стала приносить деньги, только лично Камалю – до полумиллиарда в год, вот и стартовый (во всех смыслах) капитал.

Стивен Альтемус ранее работал в НАСА директором по испытательным полетам и на других должностях. Когда разбился шаттл «Колумбия», именно он с горечью показывал правительственной комиссии обломки, и это фото тогда обошло многие СМИ. Из НАСА и Тим Крейн, он в компании главный технолог.

В свое время НАСА провело тендер, кто из частников достоин с нами работать, и Intuitive Machines его выиграла. НАСА не шибко расщедрились и выделили на миссию невеликие 77 миллионов долларов, остальное, дескать, сами. Потом, правда, компания взялась доставить на Луну еще несколько приборов, и сумма выросла до 118 миллионов. Модуль должны были запустить еще года три назад, но откладывали.

ОТЛИЧНЫЙ ВЫБОР ДЛЯ БУДУЩЕЙ ОБИТАЕМОЙ СТАНЦИИ

Место посадки – в районе Южного полюса Луны. Именно там, скорее всего, сосредоточены запасы лунной воды, самого ценного сырья в XXI веке. Это и питье для обитателей будущей станции, и растения поливать, и готовое ракетное топливо, когда с Луны будут стартовать дальше, к Марсу, например.

Потому-то к Южному полюсу так стремятся. К нему летела Луна-25, неподалеку села несколько месяцев назад индийская станция.

Но на сам Южный полюс американцы все-таки сесть не рискнули. Выбрали район кратера Малаперт. Его еще видно с Земли (хотя на краю диска), так что проще держать связь. Широта у него 83 градуса, то есть это примерно Земля Франца-Иосифа, если мерить земной арктической меркой. Двести километров до полюса, если быть точным. Это несколько ближе, чем сели индусы.

Малаперт интересен еще тем, что его верхушка вроде как всегда освещена Солнцем. Хорошо: там можно солнечную станцию разместить. Хотя иные расчеты говорят, что окрестные горы все-таки затеняют. Мы мало знаем Луну на самом деле, даже такие вещи доподлинно не известны.

Другие части кратера, напротив, всегда в тени, и там предположительно (снова предположительно!) много водяного льда. Тоже удобно.

Накануне появилась карта возможных точек прилунения. Аппарат принялся кружить по низкой орбите, выбирая место поудобнее. В какой-то момент сообщили, что сядут на час раньше намеченного, но позже решили не рисковать и продолжили выбирать точку посадки.

НА БОРТУ – ПРОСТОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ШАРИКИ НА ПРОДАЖУ

Модуль «Одиссей» - это шестиугольник на ножках. Размером он «примерно с телефонную будку» - отличный образ подобрали журналисты.

На борту шесть научных инструментов от НАСА, их доставка и есть предмет контракта. Это отражатель, то есть просто зеркало. Когда на Луну полетят еще, будут с орбиты пулять в него лазером, и можно точно прицелиться, сесть рядом. То есть НАСА предполагает в кратере Малаперт обосноваться прочно.

Также это лазерный радар, который точно поведет Одиссея к цели. Он нужен скорее Одиссею, чем НАСА. Камера – само собой, все будет снимать, что вокруг. Особый радиоприемник – посмотреть, как там вообще с местной радиосвязью. Смогут ли астронавты рациями пользоваться. Экспериментальная штучка, которая меряет уровень топлива в баке. И навигационный маяк.

В самом модуле – несколько инноваций, двигатели отпечатаны на 3D принтере, топливо экспериментальное. Как видим, все это слабо помогает.

В целом: ничего для исследования собственно Луны. Все – для освоения местности и разведки.

И все это говорит о том, что Одиссей – разведчик, а Штаты намерены строить станцию именно в кратере Малаперт. И вот почему такое внимание к миссии, такой шум. А не потому, что «первый частный корабль» и «впервые за 50 лет», лирика все это.

Помимо науки (которая не наука, как мы видели) на борту – 125 скульптур художника Джеффа Куна. Как они столько скульптур напихали? А это просто небольшие шарики, символизирующие Луну. Коробка с унылыми шариками.

Кун известен как «так себе художник», но великий бизнесмен от искусства. В свое время он продал статую кролика за 91 миллион долларов. Кролик страшный, размером с ребенка, блестящий, из стали. «Куна любят арт-дилеры», аккуратно писали тогда СМИ. Скорее всего, Кун рассчитывает, что потом когда туда прилетят космонавты, они с модуля ящик заберут. И у меня будет сразу 125 исторических арт-объектов. Это же как хорошо продать можно. Кролик померкнет.

Сам по себе модуль дохленький и проживет всего неделю. Потом наступит ночь, станет очень холодно, и модуль не выживет, станет просто космическим мусором. Но зеркало-наводчик останется работать. Это же просто зеркало.

Человечество возвращается на Луну не в стиле 1960-х, а в современном стиле. Ноль науки, полный прагматизм, странное искусство, и чистоган в каждой детали. Что ж, в космос летают люди. Какие люди, такие и полеты.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Доказательства того, что Марс был обитаем, обнаружены марсоходом «Персеверанс» (подробнее)