Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Общество27 февраля 2024 17:45

"Я закрывала глаза, мне снились пустые глазницы черепа": какую цену платит поисковик за возвращение памяти о воинах, павших в Великой Отечественной войне

Поисковики из отряда «Высота-76» с весны по осень выезжают в регионы на места, где шли серьезные бои в годы Великой Отечественной войны. Каждая такая экспедиция – шанс вернуть домой героя
БОКСГОРН Наталья
Фото: Ярославская общественная организация "Высота-76".

Фото: Ярославская общественная организация "Высота-76".

Проехать тысячи километров, пройти тысячи шагов, чтобы вернуть домой героя. Этой целью живет Людмила Баранова, женщина-поисковик, которая занимается поиском павших бойцов Великой Отечественной войны. Тех, кого не дождались когда-то их семьи. Но чьи потомки наконец узнают, что помешало их близким в то страшное время вернуться домой.

Двадцать лет "в поиске"

В первую экспедицию Людмила Баранова отправилась еще в студенчестве, когда училась в педагогическом вузе в родном Сыктывкаре. После окончания вуза она работала педагогом- организатором ОБЖ и географии, и вдохновила свою первую группу молодежи, своих студентов, на поисковую деятельность.

"Мы с ребятами моими, студентами, выезжали на поля сражения Великой Отечественной войны в Мурманскую область, Новгородскую. Знаю, что спустя много лет мои повзрослевшие студенты продолжили эту работу, став уже родителям, построив карьеру. Поиск изменил и мою жизнь. Говорят, война рушит семьи, отнимает отцов, сыновей, мужей. Но так вышло, что война, забытых героев которой мы ищем, свела меня с будущим мужем. Он был из ярославского отряда. В итоге, я переехала в Ярославль, и мы вместе развиваем поисковый отряд «Высота-76», которому исполнилось 15 лет. А в поиске я уже больше 20 лет", - рассказала порталу «Открытые НКО» Людмила Баранова.

В Ярославле боев не было, до него немецкие войска не дошли 40 километров. Но регион активно бомбили, особенно железнодорожный мост через Волгу. Поэтому поисковики из отряда «Высота-76» тоже с весны по осень выезжают в регионы на места, где шли серьезные бои в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годы. Каждая такая экспедиция – шанс вернуть домой героя.

"Первая моя экспедиция была Новгородской области, Старорусский район. Это считается Рамушевский коридор. Там были очень сильные бои. Первый мой боец был в валенках. У него при себе оказалась только именная ложка, на ней лишь инициалы - он остался безызвестный. А мой первый медальон был поднят в 2005 году, солдата звали Мантуло Иван. Родственники найдены, живут на Украине", - рассказывает Людмила.

Фото: Ярославская общественная организация "Высота-76".

Фото: Ярославская общественная организация "Высота-76".

"Поручили сварить суп, а она не умеет готовить"

Поиск Людмила рассматривает не только как возможность вернуть семьям героев часть их истории, но и как важный элемент воспитания молодого поколения. Не каждый выдержит условия, в которых живут поисковики - это настоящий труд и, зачастую, лишения. Но многое зависит от семьи, каким ценностям воспитывают ребенка дома.

Экспедиции с каждым годом показывают опытным поисковикам, как меняется молодежь. Как правило, становится менее самостоятельной: парни все реже умеют обращаться с топором, не знают, как размести костер в лесу, а девушки не умеют готовить.

"Был у нас такой смешной случай. Приехала в экспедицию девушка, выпала ее очередь дежурить на кухне. Надо было сварить суп на всех. Она сварила, было очень вкусно. И только, когда вернулись домой, мы узнали, что супчик оказался очень дорогой. Девочка та не умела готовить, но испугалась, что народ вернется с раскопок голодный, будут ругать. Поэтому она решила звонить домой маме. А тогда был роуминг. И вот она из одного региона звонит в другой, чтобы спросить у мамы, как делать суп. Мама потом шутила, что суп сварили за 300 рублей за рецепт. Но благодарила нас. Девушка, как и многие подростки после поездки, меняются. Нам говорят: «вы будто подменили ребенка: стал за собой убираться дома, стал помогать». Что мы сделали? Наверное, просто разговариваем с детьми – это правда очень помогает измениться", - признается Людмила.

Фото: Ярославская общественная организация "Высота-76".

Фото: Ярославская общественная организация "Высота-76".

"Представьте яму на 30 человек, а рядом на 50"

Каждый поисковик прекрасно понимает, куда выезжает. На этих местах когда-то шли страшные бои и есть риск найти взрывоопасные предметы. Но если механизм действий в такой ситуации отработан до автоматизма, то привыкнуть к другим страшным вещам никак нельзя.

Людмила запомнила экспедицию в деревню Вдицко Новгородской области.

"Во время Великой Отечественной войны там было, говорят, 126 домов. В каждом доме жила семья. В каждой семье по пять и более детей, не как сейчас. Когда пришел немец, часть мирного населения расстрелял, часть отправил в концлагеря. Задача поисковиков была найти госпитальное захоронение. Тут был военный госпиталь. Немецкие войска зашли и всех наших ребят уничтожили. По-другому я не могу сказать", - говорит Людмила.

То, что обнаружили там поисковики, шокировало даже опытных бойцов. Немец уничтожил почти все мирное население деревни: женщин и стариков, даже детей.

"Чтобы понять масштабы, представьте: мы поднимаем яму на 30 человек, а ребята рядом – на 50. Я закрывала глаза, мне снились пустые глазницы черепа. Открываю глаза – вижу их вживую. Это была самая психологически тяжелая экспедиция", - признается Людмила.

Останки находили и поднимали каждый день вахты. Подняли 321 солдата. И больше 200 человек мирного населения. Их даже не расстреляли.

"Людей перебили прикладами. Я, как мама, уже по-другому это все чувствовала. Когда достаешь скелет ребенка лет пяти, а у него переломан череп. Тяжело. Мы плакали. Но если говорить, что мы получили от экспедиции – мы вернули имена павших героев. Их на тот момент было больше 20. В эту экспедицию у нас был поднят боец с орденом Красной звезды. Это считается одна из высших наград", - считает Людмила.

Фото: Ярославская общественная организация "Высота-76".

Фото: Ярославская общественная организация "Высота-76".

Его ждали дома

Один из героев, память о котором воскресла в ту экспедицию - Павлов Иван Григорьевич. Он получил орден, был тяжело ранен, попал в госпиталь, что в деревне Вдицко. А буквально через несколько дней коридор Второй ударной армии закрылся. Практически всея Вторая ударная армия она погибла. Очень мало народа вышло из этого коридора. Они остались там навсегда.

Ивана Павлова погребли в санитарном захоронении. Впоследствии от погребения не осталось видимых признаков. На этом месте в апреле 1942 года шли ожесточенные бои. Только в 2021 поисковики подняли героев, среди которых был Павлов.

"Самое душевное в этой истории, что его ждали дома. Внуки, правнуки и пра-правнуки", - рассказывает Людмила.

Ярославские поисковики привезли останки бойца на его малую Родину, в село Троицкого Оренбургской области. Ивана Павлова похоронили рядом с сыном.

Поисковики нашли родственника поисковика

Кого-то приводит в поисковое движение семейная драма, когда герой не вернулся с фронта, а его дети, внуки и правнуки пытаются его отыскать. История Людмилы другая – она нашла, хотя не искала. Дело в том, что она знала всех, кто воевал у них в семье, кто погиб, кто пришел. Кроме одного.

"Дядя Бронислав – это родной брат моего дедушки. Хотя у них фамилии разные, отчества разные. И вот как-то ко мне позвонила моя мама и говорит, что, кажется, нашелся отец дяди Бронислава, про которого никто никогда мне не рассказывал. И этот клубочек семейной истории начинает распутываться", - рассказывает Людмила.

Выяснилось, что у прабабушки Людмилы был гражданский муж. Почему они не расписались, никто не знает. Звали мужчину Жангуров Михаил. У пары рождается сын. Мальчика назвали Бронеслав. Когда ребенку было 3 года, отец уходит добровольцем на фронт. А в 42-м году пропадает без вести. Его останки спустя несколько десятилетий нашел поисковый отряд города Кириш "Аверс".

Оказавшись в роли члена семьи, которую извещают о найденном бойце, она испытала особо чувство.

"Ради таких моментов мы и выезжаем на «Вахты памяти». Работы еще много. Нужно идти работать туда, куда еще человеческая нога не дошла и транспорт не доехал. Чтобы история, забытая не нами, получила продолжение, а память о героях не исчезла", - уверена Людмила.