Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-3°
Boom metrics

Бизнес выступает за продление нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» до 2030 года

Участники сессии подчеркнули важность продления Национального проекта «Международная кооперация и экспорт» до 2030 года и предложили механизмы стимулирования производителей, исходя из своего опыта

Участники форума «Сделано в России» обсудили архитектуру обновленного нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Нацеленный на усиление российского несырьевого неэнергетического экспорта, он один из немногих работает в формате G2B, что определяет ключевую роль бизнеса как клиента и выгодоприобретателя при его реализации. Представители российских компаний получили возможность рассказать, каких мер поддержки им не хватало в прошлой редакции нацпроекта и какие горизонты можно и нужно осваивать.

Открыла дискуссию генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина. Она рассказала о предварительных результатах исследования, которое было проведено совместно с Российским экспортным центром и Минпромторгом России. В нем представители бизнеса рассказали о мерах, которые сейчас наиболее необходимы при выходе на международные рынки: «Бизнес нуждается в увеличении плотности присутствия за рубежом, в организации логистических коридоров на новые рынки, в субсидировании перевозок и строительства коммерческой и бытовой инфраструктуры, а также в финансировании апробационных проектов. Зачастую компании не могут вывезти весь товар или всю партию на продажу в ту или иную страну, для них важно сначала опробовать, как товар заходит, как он воспринимается зарубежной аудиторией. В этом может помочь механизм субсидирования поставки пробных партий на новые рынки», уточнила София Малявина.

Со стороны бизнеса открыл дискуссию генеральный директор металлургического холдинга «Новосталь-М» Никита Рыбленков. Крупнейший в России экспортер строительной стали взял на себя риски первооткрывателя и вошел на рынки Западной Африки, Латинской Америки и АТР, которые до него не осваивали конкуренты. Решение — часть стратегии компании. Которая уверена, что будущее делается здесь и сейчас. Поэтому, как пояснил Никита Рыбленков, чтобы через 20 лет российская продукция по всему миру хорошо продавалась, была конкурентоспособной и помогала развивать российскую экономику, нужно начинать уже сегодня.

В своем выступлении он отметил открытость федеральных органов власти. Каждое решение министерства и ведомства аргументированно обосновывают. Среди необходимых мер он назвал «вектор на смещение господдержки с точечных выделений денег, например, субсидия на сертификацию, субсидия на транспортировку, в более долгосрочные, стабильные меры в виде субсидирования кредитной ставки. Для бизнеса, на примере металлургии скажу, что это даже предпочтительнее, потому что нам гораздо важнее, что мы знаем, что наши кредитные соглашения с банком действуют, они внезапно не прекратятся, а без каких-то точечных субсидий крупный бизнес может прожить. Может быть даже целесообразнее их перераспределить и оставить для малого и среднего бизнеса. Не мало важно еще приоритизация по географическому принципу. На многие дружественные страны, о которых мы говорим (Южная Америка, Африка, Азия), раньше промышленный сектор выходил туда через трейдеров, с иностранным финансированием. Сегодня мы самостоятельно ведем до конечного клиента. Это огромная нагрузка на оборотный капитал. Возможно, и мы сегодня видим готовность, это будет доработано в следующем году в виде географических приоритетов, когда определенная мера господдержки либо в большем объеме, либо в целом существует конкретно для определенных территорий».

Крупнейший российский производитель мяса птицы, группа агропредприятий «Ресурс», имеющий в ассортименте также баранину, мясные полуфабрикаты, колбасные и деликатесные изделия, растительные масла, муку, а также молочные продукты, одним из первых получил право на поставки халяльной продукции в страны Ближнего Востока. Достигнув годового объема производства мяса птицы в живом весе более чем в 1 миллион тонн, компания начала поставлять продукцию в КНР по железной дороге, на Филиппины и в Иран. Вся география поставок охватывает 60 стран мира. В прошлом году «Ресурс» экспортировал 144 тысячи тонн только мяса птицы, заняв по объему производства 20-е место в мире и 5-е место в Европе по версии одного из ведущих мировых отраслевых журналов Poultry International.

«Во многом достичь таких высоких результатов удалось благодаря реализации Национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Совместно с Минсельхозом России, Россельхознадзором, РЭЦ, Деловой Россией, Агроэкспортом, бизнес-объединениями проделана масштабная работа по открытию рынков присутствия российской сельхозпродукции, согласованию требований на поставки, по разработке мер господдержки экспорта продукции АПК. Мы активно участвуем в мероприятиях по поддержке и продвижению экспорта: бизнес-миссиях, выставках, взаимодействуем с сельхоз-атташе и торгпредами, пользуемся обзорами и аналитикой Агроэкспорта, «Единым окном» РЭЦ, — рассказал старший вице-президент ГАП «Ресурс» Дмитрий Антонов. — Российские производители сейчас испытывает негативные последствия санкционных и торговых ограничений. Нужны новые альтернативные маршруты и способы доставки продукции. Мы должны развивать собственную транспортно-логистическую инфраструктуру, «зеленые коридоры», формировать систему совершения финансовых транзакций, систему страхования, форматы присутствия и продвижения в зарубежных странах, а также реализовывать совместные проекты с дружественными государствами».

О том, что логистика — ключевой фактор для успешного экспорта рассказал Андрей Гречкин, директор «Дальрефтранс» (FESCO), крупнейшей транспортно-логистической компании России и крупнейшего оператора рефрижераторных перевозок. По его словам, тренд последних двух лет — геоэкспансия, а потому российские судоходные предприятия должны смотреть на новые рынки, чтобы улучшать метрики окупаемости капитальных вложений во флот и контейнерное оборудование, защищаться от сезонных и политических рисков, наращивать свои возможности.

«В этой связи важно очень плотно работать в связке с российскими экспортерами — в этом плане очень показательно взаимодействие с Агроэкспортом Минсельхоза. Выездные бизнес миссии помогают выявить интерес на новых слабо освоенных рынках, понять юридические и логистические нюансы выхода на них. Получить живую обратную связь от потенциальных новых партнеров России. Одно из ключевых направлений государственной поддержки экспорта — затрагивает именно логистический аспект. Хотелось бы также отметить программу РЭЦ по софинансированию участия российских экспонентов в зарубежных выставках и бизнес-миссиях. FESCO в рамках данной программы участвует в экспозиции РЭЦ на CIIE 5-10 ноября, а также планирует совместную застройку на Food Africa 10-12 декабря», — уточнил Андрей Гречкин.

Участники сессии подчеркнули важность продления Национального проекта «Международная кооперация и экспорт» до 2030 года и предложили механизмы стимулирования производителей, исходя из своего опыта масштабирования. Среди предложений: сохранение и увеличение лимитов финансирования, льготные кредиты, разработка финансовых документов для АПК, снижение рисков, развитие каналов электронной торговли, создание индустриальных зон в дружественных странах, активное продвижение российских производителей, субсидии на экспортную логистику и сертификацию.

Благодаря национальному проекту «Международная кооперация и экспорт» отечественные производители получают государственную поддержку при выходе на международные рынки. В том числе производители и поставщики могут обратиться в, региональные Центры поддержки экспорта и Торговые представительства России за рубежом для поиска иностранных клиентов, анализа зарубежного рынка (спрос на те или иные виды продукции, каким требованиям иностранного законодательства она должна соответствовать). Среди мер господдержки для экспортеров действует механизм финансирования их участия в международных выставках и деловых миссиях для поиска новых рынков сбыта и зарубежных партнеров, помощь при транспортировке своего товара на внешние рынки.

Кроме того, государство помогает компаниям при сертификации и лицензировании их продукции. Проконсультировать российских экспортеров по актуальным запросам стран-импортеров готовы в российских торгпредствах и Минпромторге России (адрес электронной почты для обращений: torgved@minprom.gov.ru). Найти актуальную информацию по экспорту российской продукции, а также подать заявку на меры господдержки можно на цифровой платформе «Мой экспорт».

Ключевая цель национального проекта — к 2030 году благодаря нацпроекту «Международная кооперация и экспорт» реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров должен составить не менее 70% по сравнению с 2020 годом.