Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Звезды4 марта 2024 3:58

Русалки на ветвях сидят

Наш обозреватель Денис Горелов - о сериале «Очевидное невероятное»
Светлана Ходченкова - девушка-мечта из нашего коллективного прошлого. Фото: OKKO

Светлана Ходченкова - девушка-мечта из нашего коллективного прошлого. Фото: OKKO

Кроме дочки Алисы, писатель Булычев не то чтоб особо любил людей, хоть и всячески скрывал это. Любил чудеса, зверей загадочных, города в лопухах и дочку, а люди у него выходили какие-то лысые, какие-то склочные и какие-то Зеленые. Оттого в памяти поколений и остался один цикл о девочке Алисе, хотя там еще много было всего. Даже экранизации были («Шанс», «Комета»), но их и не запомнил никто, потому что там вся соль была в аномалиях, а люди были стертые и плоские, что экранизациям не на пользу.

Поправить классика решилась добрая группа современников: режиссер Войтинский (наконец-то взялся за ум, нечего ему про маньяков снимать), доселе неизвестный сценарист Кудымов (вполне разумный товарищ) и сразу два продюсерских куста, порознь занятых обыденными необычностями: Шарапов - Ануров и Шишкин - Гордеев - Дмитриевская. Кому уж из них пришло в голову, что в цикле о городе Великом Гусляре отсутствует сквозной герой (лысый директор «Стройтехники» Корнелий Удалов не в счет), теперь и не узнать, - но это дельный человек и хвала ему. Добрые современники превратили лысого Корнелия в рыжего заммэра Тимоху Молодцова (Артем Быстров), жену его - в Светлану Ходченкову, а друга детства градоначальника Белосельского - в друга детства мэра Белинского (Максим Лагашкин), который, как все мэры, хочет сделать город лучше и вывести за счет чудес на орбиту, а жители не хотят на орбиту, а хотят играть на бульваре с инопланетянами в шахматы - в чем теперь и состоит сквозная интрига, без которой и кино не кино.

Рыжий прячет от инициативного мэра инопланетян в люк, машину времени - в шкаф, говорящих рыбок - в пруд, а гениальных младенцев - на горшок, но сам иногда летает в прошлое, чтоб укоренить за собой жену, на которую мэр в детстве тоже претендовал. От этого будущее только ветвится, дети размножаются и кочуют из семьи в семью, но нежное ехидство Ходченковой годится для любой версии, как и дураковатое простодушие Быстрова, и бюрократическая остолбенелость Лагашкина, которую мы уже не раз видели и не нарадуемся новой встрече. Всегда в кайф, когда народным артистам дают немного повалять ваньку, это ж Гусляр, у нас всегда так. Когда домовитая Ходченкова уменьшает мужа Быстрова до карманных размеров и несет вместо рыбалки на симфонический концерт, а он злой сидит на спинке в желтом пиджаке знакомого гнома - это, видимо, то, что и хотел бы сделать сам Булычев, но как-то замотался от фиксации на чудесах и дочке.

Отдельных комплиментов заслуживает музыкальное оформление: город Гусляр хоть и вечный, и с годами не меняется, а звучит в нем аудиоклассика поздних 70-х, с ее ретрофутуристическим задором, будто специально и написанная для Великого Гусляра. «Золотая рыбка» Шаинского из «Завтрака на траве». «Один раз в год сады цветут» (его же). «Олимпиада-80» эстонского увальня Тыниса Мяги. Мигулина «Трава у дома» (земля в иллюминаторе хоть и поднадоела, но без нее и Гусляр не Гусляр).

Портрет самодостаточного города с золотыми рыбками на изломе времен, которых такие города не замечают. Дядя на работе, а не с кем-нибудь в кино. А звезды тем не менее, а звезды тем не менее. А дворец возьми себе, рыбка золотая. Будет земля счастливой и молодой.

И везде, буквально везде исходный автор дополнен естественной реакцией здорового человека и невиданных зверей.

Когда из крана по воле гуслярцев начинает течь водка, рыбки не шарахаются на дно, а просят салатику закусить, и им в аквариум льют рассол. Не по годам развитый младенец, кроме решения интегральных уравнений, спрашивает Молодцова: «А где тетя Юля, шикарная женщина? Как прижимает - млею!»

Тетя Юля, уменьшив мужа, устраивает ему в бутике демонстрационную примерку - не замечая, что того подменяет братский гном. Гном хвалит и восхищается, но когда его игриво несут за занавеску наблюдать примерку кружевных трусов, орет «НЕТ!» - и здесь мы хорошо понимаем гнома. Тетя Юля, конечно, шикарная женщина, но всему есть предел.

Гуманоиды дают мэру по башке деревянной киянкой под песню «Этот мир придуман не нами».

Этот мир, дорогие ребята сериальцы, придуман не вами.

Но до чего ж вы здорово его обжили.

Где молодцы - там молодцы.

«Очевидное невероятное», 16+

2023.

Реж. Александр Войтинский. Okko

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Зачем вернули «Фабрику звезд» на ТНТ и Филиппа Киркорова в шоу «Маска» (подписывайтесь на наш подкаст)