Премия Рунета-2020
Россия
Москва
0°
Boom metrics
Общество2 ноября 2023 0:00

«Сталин стыдил меня и вел за руку сквозь тайгу»: судьба первых в истории женщин, получивших звание Героя Советского Союза

85 лет назад звание Героя Советского Союза впервые получили женщины - за невероятный беспосадочный полет из Москвы на Дальний Восток
Второй пилот Полина Осипенко, командир Валентина Гризодубова и штурман Марина Раскова (слева направо) перед своим рекордным перелетом. Фото: Алексей МЕЖУЕВ, Борис ФИШМАН/ТАСС

Второй пилот Полина Осипенко, командир Валентина Гризодубова и штурман Марина Раскова (слева направо) перед своим рекордным перелетом. Фото: Алексей МЕЖУЕВ, Борис ФИШМАН/ТАСС

В 30-е годы ХХ века авиация в СССР жила по принципу: «Даешь новые рекорды!». Летом 1938 года был совершен беспересадочный полет из Москвы на Дальний Восток. И хотя он был уникальным, мировым рекордом по дальности не стал. Тогда было решено отправить на Дальний Восток чисто женский экипаж.

Марина Раскова, Валентина Гризодубова и Полина Осипенко - их имена звучали в то время во всем мире едва ли не громче, чем имя суперзвезды мирового кинематографа Марлен Дитрих.

Искали десять суток

Беспосадочный перелет протяженностью 6450 км проходил 24 - 25 сентября 1938 года на самолете АНТ-37 «Родина» в сложных условиях. Сразу после вылета отказала радиоаппаратура, прервалась связь с землей. Над Сибирью началось обледенение самолета, девушки открыли форточку, чтобы очистить стекла от инея, - и карты вылетели за борт! Держали курс интуитивно. А когда цель была почти достигнута, оказалось, что топлива осталось всего на полчаса. Командир экипажа Гризодубова решила идти на вынужденную посадку с убранным шасси. И приказала Расковой катапультироваться: при неудачной посадке штурман бы не выжила. Марина выпрыгнула с парашютом с высоты 2300 м.

Маршрут

Маршрут

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

«Родина» приземлилась удачно, а Раскову искали 10 дней. В спасательной экспедиции участвовали 50 самолетов!

2 ноября 1938-го летчицам присвоили звание Героя Советского Союза. Впервые такой награды удостоились женщины.

Но судьбы трех советских героинь сложились по-разному.

Родина

Родина

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

«У нас не хватит сил извлечь тебя из кабины»

Марина Малинина (будущая Раскова) родилась в Москве в семье оперного певца и учительницы. От отца, сбитого насмерть мотоциклом, когда ей было всего семь лет, девочке достались абсолютный слух и желание стать певицей, которое она почти осуществила в Московской консерватории. Но вышла замуж в 17 лет за инженера Раскова, который подарил ей фамилию и дочь, и это увело девушку с творческого пути.

В 19 лет она работает в аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. А в 22 - с дипломом Ленинградского института инженеров гражданского воздушного флота - становится летчиком-наблюдателем.

Такое изображение появилось несколько лет назад на улице Расковой в Москве. Фото: АГН «Москва»

Такое изображение появилось несколько лет назад на улице Расковой в Москве. Фото: АГН «Москва»

Навыки пилота получала на Тушинском аэродроме. Инструктор зимой решил ее испытать. Перегоняя самолет к ангару, приказал Марине сопровождать его... снаружи. Раскова вспоминала: «Я встала на лыжу самолета. Держусь руками за подкосы. Самолет мчится вперед, от ветра спирает дыхание, а он гонит все быстрее, оторвет от земли, потом сядет...» Марина даже не могла закрыть лицо от ледяного ветра: приходилось держаться, чтобы не упасть. Когда добрались до ангара, вместо щек у Расковой было два белых пятна. Отмороженное лицо оттирали снегом...

До великого сентябрьского перелета Марина уже летала и с Гризодубовой, и с Осипенко. Но именно осенью 1938-го жизнь штурмана Расковой спасло чудо. Когда у самолета «Родина» стало заканчиваться топливо, Гризодубова, как командир экипажа, написала Расковой записку: «Готовься к прыжку». Объяснила штурману, не желавшей прыгать: «Если машина станет на нос, у нас с Полиной даже не хватит сил извлечь тебя из кабины».

Для Расковой это был третий прыжок в жизни. В сумерках, при сильном ветре. Приземлилась на сосну.

У нее были нож-финка с пилочкой, отверткой и шилом, револьвер с 18 патронами, коробка арктических спичек и компас. Кожаная куртка на меху, меховые брюки, унты, теплый кожаный шлем и шерстяные перчатки. Весь продпаек - две шоколадки.

Блуждала по болотам. Встреча с медведем закончилась обоюдным бегством. Ела ягоды и сыроежки. Когда перешла на вторую плитку шоколада, вдруг отыскала в одном из карманов брюк семь мятных конфет.

Марина уверяла: однажды ночью ей приснился Сталин. Вождь просил отыскать его машину, вел за руку и стыдил, что она штурман, а машину найти не может. Проснувшись, услышала выстрелы. Шла на них и на звук кружащего самолета. Увидев за краем леса в двух или трех километрах хвостовое оперение «Родины», выпустила в воздух последний патрон. Раскову услышали и спасли.

Кстати, села «Родина» удачно. Гризодубова призналась, что если бы Марина осталась в самолете, то даже шишки на лбу не набила бы.

Штурман выжила в тайге в 1938-м, но смерть нашла ее в январе 1943-го. Командир 587-го бомбардировочного авиаполка Марина Раскова на самолете Пе-2 вместе с еще двумя экипажами вылетела под Сталинград. Летчики попали в густую облачность. Два экипажа спаслись. А самолет Расковой разбился у села Михайловка.

Урну с прахом Марины Расковой захоронили в Кремлевской стене 12 января 1943-го.

Вытащила из лагеря Королева

Валентина Гризодубова появилась на свет в Харьковской губернии в семье летчика-дворянина и швеи. Ей не было и трех лет, когда, привязанная к отцу ремнями, она поднялась в воздух на его третьем аэроплане (первые два рухнули). А первый самостоятельный полет Валя совершила в 14 лет на слете планеристов в Коктебеле. В 19 лет она параллельно училась в Харьковском технологическом институте и Харьковской консерватории. Но небо пересилило.

Маленькая Валя на аэроплане отца. Фото: Wikimedia Commons

Маленькая Валя на аэроплане отца. Фото: Wikimedia Commons

Она вошла в первый набор Харьковского аэроклуба, потом училась в школе Осоавиахима в Туле и Пензе. Стала инструктором, а в 25 лет - летчиком агитационной эскадрильи имени Горького в Москве. Вышла замуж за коллегу Соколова, родила сына, облетела всю страну, призывая ровесниц вступать в аэроклубы.

В октябре 1937-го Валентина вместе со штурманом Расковой установила рекорд дальности для легких самолетов, пролетев из Москвы в Актюбинск почти 1500 км. А всего в том году побила пять мировых рекордов для женщин-пилотов! Именно Валентине пришла в голову идея о беспосадочном перелете женского экипажа.

Орден Красной Звезды в Кремле ей вручал сам «дедушка Калинин». А самый знаменитый летчик СССР Валерий Чкалов пригласил их женский экипаж в ресторан. Ужин с главным авиационным хулиганом страны Вале и ее подругам запомнился надолго. Герой Советского Союза усадил женское авиатрио в свой привезенный из Америки автомобиль Packard и повез в ресторан стадиона «Динамо». По дороге шутил: «Полная машина баб! Разве «баба» - плохое слово? Вот вы три бабы, а посмотрите, какое дело затеяли! Мы еще покажем, что такое советские бабы!»

До войны Гризодубова стала начальником Управления международных воздушных линий, открыла первые пассажирские рейсы в Европу. Летала через Кенигсберг в Берлин. А в марте 1942-го возглавила 101-й авиаполк авиации дальнего действия, совершив более 200 боевых вылетов.

Высокий авторитет позволял Гризодубовой напрямую обращаться и к наркому иностранных дел Молотову, и к наркому обороны Ворошилову, и к Буденному, когда надо было отстоять права тех, за кого она лично ручалась. Число ее запросов в Верховный суд СССР за 10 лет составило... 5 тысяч!

Бронзовый памятник Валентине Гризодубовой на Кутузовском проспекте столицы.

Бронзовый памятник Валентине Гризодубовой на Кутузовском проспекте столицы.

Фото: Иван МАКЕЕВ

Однажды летчика, совершившего прыжок из подбитой машины над территорией врага, взяли в оборот особисты. Гризодубова поехала с ним к министру госбезопасности Абакумову и убедила: пилот не предатель, а герой! Хлопотала перед членами Политбюро за будущего отца советской космонавтики Сергея Королева, которого вытащила из колымского лагеря.

Когда же погибла ее соратница по знаменитому перелету Раскова, именно Гризодубова просила Сталина, чтобы вечный покой ее штурман обрела в Кремлевской стене.

Полковник Гризодубова после войны была заместителем начальника института приборостроения, придумала и возглавила научно-исследовательский летно-испытательный центр в Солнцеве, стала крестной матерью космонавтки Савицкой.

Валентина Степановна пережила и мужа Виктора, и сына Валерия, и своих подруг-рекордсменок, и страну, ради которой совершала подвиги. В апреле 1993-го в последний путь ее проводили на Новодевичьем кладбище.

ПАМЯТЬ

Города, улицы, сирень...

Именем Валентины Гризодубовой названы улицы в 24 городах России. Имя Марины Расковой тоже получили несколько улиц, а также поселок в Саратовской области и Тамбовское высшее военное авиаучилище. Город Бердянск с 1939 по 1958 год назывался Осипенко. Кроме того, в честь Полины Осипенко было переименовано и ее родное село. А еще ее именем названы сорт сирени, грузовое судно и кратер на Венере.

Поклялась летать выше всех девушек мира

Полина Дудник была девятым ребенком в крестьянской семье, родилась под Бердянском (Запорожская область). Работать бы ей заведующей птицефермой, куда девушка пришла после курсов птицеводов, но однажды у их Новоспасовки сел самолет, из которого вышла пилот-женщина, что поразило юную Полину. А потом ее сердце разбил односельчанин, ставший летчиком, Степан Говяз. С ним она расписалась в 1926-м, а через пять лет оказалась в Крыму, на аэродроме Кача. Там муж готовил жену, работавшую в местной столовой, к поступлению в школу военных пилотов. Но попасть в Качинское училище удалось не сразу: Полина сначала научилась летать на У-2. Стать курсантом позволил визит в Качу Ворошилова, которого бывшая птичница упросила помочь.

Летчиком она стала в 1933-м, расставшись с первым мужем, который три года спустя был репрессирован, а в 1941-м погиб в исправительно-трудовом лагере. Степан Говяз, реабилитированный посмертно лишь в 2001 году, при жизни надеялся, что бывшая жена поможет ему снять ярлык «врага народа». Но к моменту его ареста Полина уже вышла замуж за Александра Осипенко - командира эскадрильи, героя Испании и Героя Советского Союза, будущего генерала.

Полина Осипенко не сразу стала летчицей - заведовала птицефермой, работала в столовой... Фото: Александр ГРИБОВСКИЙ/ТАСС

Полина Осипенко не сразу стала летчицей - заведовала птицефермой, работала в столовой... Фото: Александр ГРИБОВСКИЙ/ТАСС

Полина побила три мировых рекорда высотных полетов и возглавила перелет Севастополь - Архангельск. На Всесоюзном совещании жен комсостава РККА клялась «летать выше всех девушек мира». А Степан писал из лагеря ее матери такие письма: «Отдельные лица разбивали нас с Полиной своими переводами и разделами в разные стороны, что и привело к окончательному разрыву... Не подумайте, что я преступник в полном смысле слова, что я враг народа. Нет!»

11 октября 1938-го, когда Москве уже было известно, что рекордный перелет «Родины» состоялся и все члены экипажа живы, экс-супруг Полины пишет другое письмо с просьбой: «Дайте мне адрес Полинки - это даст мне хотя бы немного радости».

Бывшая свекровь получила это письмо в Новоспасовке, куда приехала героиня Полина Осипенко и где ее встречали цветами и музыкой. Летчица обещала замолвить слово за экс-супруга на самом верху.

Но неизвестно, успела ли. Через полгода во время полета в Рязанской области вместе с Героем Советского Союза Анатолием Серовым экспериментальный самолет УТИ-4 Полины Осипенко разбился. В стране был объявлен траур. Урну с прахом Полины к Кремлевской стене нес Молотов, с прахом Серова - Сталин.