Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+24°
Boom metrics
Звезды18 марта 2024 4:00

Без вас не начнут, ваше величество

Наш обозреватель Денис Горелов - о сериале «Союз спасения. время гнева»
Сериал заметно превосходит кино по качеству. Фото: Первый канал

Сериал заметно превосходит кино по качеству. Фото: Первый канал

Божечки, небо упало. Растянутый до семи часов сериал вышел явно, грубо, зримо лучше компактной кинотеатральной версии.

Такое на людской памяти случалось единожды: у Бергмана с «Фанни и Александром», когда пятичасовая режиссерская сборка оформилась и «задышала», затмив урезанную до 2,5 часа прокатную.

Причем «это ясно всем»: в рейтинге «Кинопоиска» у полного метра оценки 5,9 (очень кисло), у сериала - почтенные 7,3 (жаль, оценивших много меньше: спугнули зрителя фальстартом).

«Экранку» бранили много и кучно. За позолоту (спрос с царей), фамилию главной актрисы (Эрнст), внешнее несоответствие Александра и общий охранительский пафос. Все мимо. Постановка, впервые акцентировавшая полную безалаберность, безответственность и бестолковость прапорщицкого бунта, как минимум заслуживала внимания - о чем и писала «КП».

Фильму элементарно недоставало вкуса (с чем у режиссера Кравчука вечный затык). Реконструкция ориентировалась на зрителя поверхностного, прошлое знающего по анекдотам, и двигалась накатанным маршрутом «с бала в беседку, с гауптвахты на плац». Сусальный зачин, где будто бы Бонапарт углядел в лицее юного Сережу Муравьева и напророчил ему славное будущее (ага, а испанкин сын Валера Харламов гонял быков на корриде, помним-помним). Синие гусары вскачь по хрестоматийным верхам (жженка-волокитство-заря свободы), цари спадают с лица, чуя валтасарово пророчество, все бегут, умирают и аплодируют. На премьере в день годовщины

(т. е. в канун Рождества) гостям раздали елочную игрушку - пехотного рядового с ружьем. Солдат на петельке применительно к истории декабризма выглядел двусмысленно, однако был уж больно хорош, и все охотно брали (висел и у меня, прости господи).

Вот этого-то вкуса канал и подпустил в развернутой версии. Объемности. Бунтовщицкой правды. Света, просто света в оконные и дверные проемы (хвала оператору досъемок Ивану Гудкову). Общих планов, уподобленных старинным петербургским гравюрам (браво, художник Тырин). Неведомых знатокам поручика Ржевского, но крайне важных в вопросах госуправления Сперанского, Волконского, Аракчеева, Батенькова и, наконец, великого князя Константина, с которого вся каша и вскипела. Неспешных клубных толков. Званых обедов со значением. Оперативного управления войсками под огнем. Первой примерки великим князем не положенного ему звания «ваше величество» и твердого государева: я здесь бог, а вы пыль. Ожившая глава из учебника стала клубком характеров, интересов, державных воль и своекорыстных устремлений. В помощь группе подростковых суперстаров Бичевину-Матвееву-Прилучному-Янковскому (лишь у Шагина был за спиной весь обрушившийся на него после смерти великой актерской плеяды репертуар «Ленкома») вышли исполнители тяжелых калибров - Колтаков, Безруков, Мадянов, Коваленко, Воробьев и совершенно роскошный в роли госсекретаря Сперанского Максим Аверин. Из проходного, даром пострадавшего генерала, от которого в общей памяти только и осталось, что голубая лента, вырос в топ-вельможу Милорадович (классная роль

А. Домогарова). Фигурой, а не потешным самодержцем сделался Александр в исполнении Виталия Кищенко (румяно-благостная государева внешность способствовала пренебрежительному отношению потомков - а царь-то вытянул на себе отцеубийство, наводнение, 1812 год и почил в 47 лет). Доминантой новые режиссеры выбрали не салонный анекдот с Наполеоном, а символичный потоп, накрывший столицу за год до мятежа и описанный позже в «Медном всаднике» как предостережение тиранам.

А игра в солдатики под флейту и барабан - какой и виделся бунт потомкам - пошла всерьез.

Когда по ним, таким ярким, таким цветным и блестящим, садят ядра от детского биллиарда.

Тупя штыки и сбивая краску с лица в ожидании звезды пленительного счастья.

«Союз спасения. время гнева»,

12+

2022.

Реж. Никита Высоцкий, Илья Лебедев.

KION/Первый канал

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

В «Новой Фабрике звезд» зашкаливающее число блатных детей: Канделаки, Круг, племянница Мартиросяна и внучка политика (подробнее)