Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics

Александр Пелин, руководитель Центра этнорелигиозных исследований: «Кому нужна сильная Россия?»

Подводим итоги форума «Народы России»

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Руководитель Центра этнорелигиозных исследований, председатель отдела по взаимоотношениям церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, протоиерей Александр Пелин принял участие в форуме «Народы России», где посетил открытую студию «Радио «Комсомольская правда»»

В ЗАКАВКАЗЬЕ МОЛОДЕЖЬ НЕ СЛЫШИТ СТАРЕЙШИН

- Отец Александр, мы находимся на форуме, где обсуждаются межнациональные и межрелигиозные отношения. Видите ли вы в этой сфере проблему в стране?

- Основная проблема – наша власть, к сожалению, не прислушивается к голосу экспертов. Я член ряда различных аналитических групп и клубов. Мы готовим доклады, сообщения, прогнозы. Коллеги, давайте быть внимательны. Потому что люди, которые имеют этнорелигиозное образование, подсказывают – ребята, вот здесь полыхнет, вот здесь накапливается негативный потенциал. Давайте предпримем некоторые меры, проведем профилактику.

- Какие вы видите риски?

- Самые обычные. Кому нужна сильная, неделимая Россия?

- Никому, кроме нас.

- Конечно. Поэтому Россию всегда долбили и будут долбить по определенным точкам: этническим, религиозным, экономическим, политическим и т.д. Этнический и религиозный принципы могут идти за другими: допустим, есть экономический кризис - к нему примешали этнический; есть политический кризис – к нему примешали религиозный. Так, религиозный принцип в той взрывоопасной ситуацией в аэропорту Махачкалы был не первичным, но сыграл свою роль.

А почему сыграл? Потому, что молодые люди, находились под влиянием различных мусульманских проповедников, которые находятся за рубежом. В чем проблема исламской уммы? Что не все группы населения слушают и слышат, что говорим местный имам, мулла местный или муфтий. Такая же ситуация бывает и с православным сообществом (может, православное сообщество более централизованное по своей структуре, а в исламской умме оно менее централизовано). Из-за этого возникают проблемы. Проповедники накрутили пассионарную, энергичную молодежь, которая готова к действиям. Но надо понимать, что между словами и действиями есть некий зазор. Но где были местные эксперты? Когда мы говорим, что нам нужны медиаторы, люди, которые могут урегулировать, утихомирить и успокоить, где они? Оказывается, иногда даже старейшин в Закавказье молодежь не слышит.

«КТО МЫ ТАКИЕ?»

- У меня сложилось впечатление, что на эту историю власти отреагировали достаточно серьезно и быстро. Приведет ли это к изменению работы профильных ведомств?

- Во-первых, нужно понять, что национальная политика не есть политика 10-го, 80-го или 188-го порядка. Это работа первого уровня. Второе – такая же ситуация с религиями.

Еще несколько месяцев назад социологи говорили, что религиозная идентичность вообще ничего не значит в нашу цифровую эпоху. Но в нас подспудно живет и этническое, и религиозное - глубинно. Мы можем быть неверующими, но быть русскими по своей сути. Православными, соблюдающими некий русский культурный код. Речь о ядре русской цивилизации, о котором говорили еще славянофилы в 19 веке, а потом многие философы рубежа эпох. И сейчас тоже говорят. Мы тоже об этом должны говорить – что такое мы, кто мы такие?

И еще один момент очень важный – мы должны быть открыты для всех больших и малых этнических и других групп. Мы, русские, но мы всех принимаем. Мы любим все другие народы. К нам приезжают африканцы, арабы - кто угодно. Но они должны принимать русский язык, нашу культуру, традицию и быть с нами. Пожалуйста.

РОССИЯ ДЛЯ ВСЕХ, НО…

- В нынешней ситуации чего вы ждете сами от властей, каких решений?

- Россия очень сложная страна, здесь живет почти 200 народов. Большое количество религий разных. Давайте же все-таки быть внимательными друг к другу, учиться, становиться профессионалами. Давайте воспринимать основные государственные посылы.

Я не хочу пугать вас всякими страшилками, но понятно, что тема миграционной политики не до конца осмыслена. Нельзя традиции аула переносить в такой город, как Москва. Власти не должны допускать внутренних анклавов. Нельзя допускать, чтобы какие-то руководители диаспор становились магнатами, которые наживаются за счет людей, которые приезжают из наших смежных территорий и платят им деньги за оформление прописки и другие «услуги».

- Что бы вы пожелали в этой ситуации нашим читателям?

- Как ни парадоксально, но, когда государство ослабляет свое внимание в той или иной области, этим вопросом начинают заниматься местные сообщества. Поэтому сейчас появилась Русская община и много других интересных структур, которые начинают участвовать в формировании этих местных горизонтальных сообществ.

Скажу еще раз: «Россия для русских» - неверный лозунг. Россия для всех. Но если вы приехали, то давайте вместе будем соблюдать законы государства и любить нашу страну, любить ее культуру, любить ее традиции и обращаться ко всем открыто. Такие народы в гости нам!