Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Общество19 марта 2024 12:40

Проверит домашку, влюбит в учебу: Как искусственный интеллект приходит в образование и стоит ли учителям беспокоиться

Заслуженный учитель РФ Босова: Искусственный интеллект не заменит преподавателя
Еще один плюс нейросети - ее безоценочность. В отличие от живого учителя ИИ не психанет, если до ученика туго доходит, не обзовет тупицей, двойку не влепит сгоряча.

Еще один плюс нейросети - ее безоценочность. В отличие от живого учителя ИИ не психанет, если до ученика туго доходит, не обзовет тупицей, двойку не влепит сгоряча.

Фото: Алексей БУЛАТОВ.

Нейросети уже вовсю за школяров и студентов пишут сочинения, рефераты. Около 20% студентов используют ИИ для подготовки работ, подсчитали в Институте философии РАН. Недавно наш российский алгоритм сдал ЕГЭ по литературе на четверку, а по истории - на тройку. Подвели творческие задания. Но ведь сдал! А с математикой у ИИ все тип-топ. Модель американского диссертанта “AlphaGeometry” щелкает задачки на уровне золотого медалиста международной математической олимпиады.

Где еще вклинятся нейросети в ближайшее время? Ждать ли робота Марьиванну в наших классах?

На выставке-форуме “Россия”, которая проходит на ВДНХ, теме “Искусственный интеллект в образовании” посвятили целую сессию. И вот где эксперты видят пользу ИИ.

1. ПОДБЕРЕТ ЗАДАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО

Все дети разные и учатся по-разному - кто на лету схватывает, а кому надо все разжевать. Хороший учитель должен находить к каждому подход, но когда в классе 30 человек, а у педагога две ставки, это сложно. И вот тут может подставить плечо умный алгоритм. Как? Адаптирует обучение под конкретного ребенка. Будет предлагать задания по его уровню, давать подсказки по вариантам решения, напоминать правила. Поможет запомнить таблицу умножения или английские слова, натренирует складывать и вычитать столбиком. На роль репетитора, конечно, не потянет. Но как тренажер для отработки конкретного навыка или темы - вполне.

2. НЕ ОБЗОВЕТ ТУПИЦЕЙ

Еще один плюс нейросети - ее безоценочность. В отличие от живого учителя ИИ не психанет, если до ученика туго доходит, не обзовет тупицей, двойку не влепит сгоряча. И любимчика Колю в пример не поставит. На детей это ой как действует.

- Есть состояние выученной беспомощности, при котором учащийся заранее настроен на проигрыш и отказывается действовать. В него ребенка вгоняют два обстоятельства: когда он перегружен заданиями и оценочные суждения учителя, когда тот не в настроении или предвзято относится к ученику, - объяснил Павел Шклюдов, GR директор образовательного кластера ООО «ВК». - ИИ не перегрузит и не обидит, и создаст важный для обучения эффект положительного подкрепления.

3. ВЛЮБИТ В УЧЕБУ

Директор по развитию технологий искусственного интеллекта ООО «Яндекс» Александр Крайнов уверен, что ИИ сможет стать залипательной игрушкой для прокачки знаний.

- Что-то вроде тестов из интернета “12 вопросов, которые покажут, знаешь ли ты географию”. Но там второй раз отвечать на те же вопросы уже неинтересно, а нейросеть можно научить беспрерывно генерировать новые вопросы и задания, - объяснил эксперт. - Не знаешь ответ или ошибся - жми на кнопку с подсказкой. И снова пробуй сколько хочешь. Это же новая история в образовании, когда ребенок в любое время может определить, что он знает, а что нет. Сам, без учителя. И не бояться накосячить и получить двойку. И общий уровень образования детей, глядишь, вырастет.

4. ПРОВЕРИТ ДОМАШКУ

Эксперты от цифровизации считают, что любой учитель будет рад избавиться от проверки домашних заданий. Однако педагоги настаивают: для хорошего учителя это важный инструмент для понимания, что ребенок знает и умеет, а с чем проблемы. И никаким алгоритмам не доверят эту работу, особенно когда задания творческие.

Но все-таки соглашаются, что какие-то рутинные задания - например, тесты - можно отдать на автопроверку и немного себя разгрузить.

Все дети разные и учатся по-разному - кто на лету схватывает, а кому надо все разжевать.

Все дети разные и учатся по-разному - кто на лету схватывает, а кому надо все разжевать.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА.

5. СОСТАВИТ УЧЕБНИК

Андрей Масалович - в прошлом военный, а сейчас эксперт в вопросах ИИ и кибербезопасности, известный в интернете больше как КиберДед — в недавнем интервью предложил использовать ИИ для составления учебников или методических пособий, например, для младших школьников. Нет, написать новую книгу нейросеть не сможет, но сможет перелопатить все существующие по какой-то дисциплине, выбрать самое лучшее и сделать более короткий, хорошо написанный и снабженный хорошими примерами учебник.

ВОПРОС РЕБРОМ

Сможет ли заменить учителя?

Чиновники от образования постоянно твердят: ИИ не заменит учителя. Никогда! Однако в Индии уже появился первый учитель-робот - ростовая кукла Ирис в сари и на колесиках, ездит по классу, отвечает на вопросы ребятишек. Уроки не ведет, но активно участвует. Вдруг и мы оглянуться не успеем?

- Нет-нет, учитель останется, - успокоила Людмила Босова, заслуженный учитель РФ, автор учебников и образовательных программ в области школьной информатики. - Искусственный интеллект может быть только помощником. Это те же информационные технологии, только новые, которые могут сделать нашу работу более комфортной. Однако есть и риски: как бы в погоне за ИИ учителя не потерять, не проигнорировать ценный потенциал коллективного взаимодействия ученика и учителя. Сейчас много говорят, что, мол, знания скоро будут в смартфоне. Да, там будет информация, однако ее нужно уметь анализировать, выбирать, пользоваться. Этому нужно учить, и это возможно только при живом взаимодействии с учителем. А еще я поражена тем, что сегодня в большинстве стран время, шаги и разрешения, необходимые для проверки нового учебника, намного превосходят те, которые требуются для внедрения утилит ИИ в школы и класс.

В стратегии развития образования, добавила эксперт, заявлено, что к 2030-му году в России будет создан интеллектуальный помощник учителя, ученика и родителя. Каким он будет, пока неясно. Однако в мире сейчас активно обсуждается модель “двойного учителя” (учитель + ИИ). В апреле к нам приедут специалисты из Китайской академии образования и покажут своего помощника учителя. Это нейросеть, которая делает разработки к урокам, пишет конспекты, проверяет задания. Китайцы с 2019 года этот алгоритм разрабатывают, но он еще не используется в школах.

По словам Людмилы Леонидовны, учителям нужно осваивать ИИ — достаточно курсов, которые уже появились. Школьникам, интересующимся ИИ, советует не доверять ему слепо. Ведь ИИ нередко ошибается или выдает неправдивую информацию. И помнить, что ответственность за результат, полученный с помощью ИИ, несет человек.

КСТАТИ

ИИ и правда соображает?

Как объяснил Андрей Масалович, искусственный интеллект - это просто рекламное название, придуманное журналистами в середине 1940-х. А на самом деле ничего общего с человеческим интеллектом у ИИ нет. Под красивым названием подразумевают алгоритмы, допускающие машинное обучение.

Нейронные сети - наиболее большая группа обучаемых алгоритмов. Название они получили от ложной идеи сходства с нейронами человеческого мозга. Сходства и тут нет.

А чат GPT (чат-бот) - это конкретная модель для разговора. Расшифровывается как генеративный претренированный трансформер. Новый алгоритм придумали два года назад, и он вызвал новый всплеск интереса к нейросетям, которые разрабатывают с 40-х годов прошлого века.

Как обучают ИИ? На огромном множестве примеров, из которых алгоритм выбирает подходящие под задачу - адаптирует. И в конце концов начинает делать это максимально хорошо. Например, если дать нейросети реферат на троечку и попросить переделать, она перепишет очень гладко, выбрав из всех знакомых ей вариантов самые подходящие последовательности слов. А нам будет казаться, что ИИ соображает. Нет, это видимость.

Однако нейросети нужно правильно ставить задачи, чтобы получить нужный результат. А для этого нужно самому быть в теме и представлять структуру работы. Во-вторых, если ИИ не найдет нужную информацию под задачу, то может начать нести околесицу или генерировать фейки. Так что тренировать сеть нужно на проверенных примерах, а это очень трудоемко и дорого.

Так что подготовить Марьиванну на колесиках вместо живой Марьиванны сегодня нереально. Лет десять пытаются смоделировать мозг самого простого червя из 200 нейронов — и никак. А тут человек, еще и с набором особых умений учить детей. Нет, ИИ же завалится на самых простых детских “почему”. В общем, бояться нечего.