Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+1°
Boom metrics
Общество16 ноября 2023 6:00

«Как по рельсам» — трамвай поехал в регионы

Масштабная программа модернизации городского электрического транспорта охватывает 10 субъектов России (Краснодарский, Красноярский и Пермский края, Ростовская, Нижегородская, Ярославская, Курская, Саратовская, Липецкая и Волгоградская области)
Фото из личного архива

Фото из личного архива

Её общий объем — 252 млрд руб. Будет построено и реконструировано 620 км путей, построено 11 депо и 96 тяговых подстанций, закуплено и поставлено в города 647 трамвайных секций, 286 электробуса и 109 зарядных станций.

Изменения к лучшему, в частности, сокращение времени поездки на 15–20%, повышение безопасности и доступности общественного транспорта, а также существенное повышение комфорта поездок, уже в ближайшие годы должны почувствовать почти 8,8 млн россиян. Несмотря на то, что строительство начато недавно, уже можно говорить о первых результатах. Например, первый этап строительства завершён в Перми, Краснодаре и Волгограде.

О том, как реализуется программа, в кулуарах «Транспортной недели» в Москве «КП» рассказал зампред ВЭБ.РФ Олег Говорун.

— Олег Маркович, ВЭБ.РФ является участником программы модернизации городского электротранспорта, общий бюджет которой впечатляет, — несколько сотен млрд руб. И это в период жесточайшего контроля бюджета. Обеспечена ли программа федеральной поддержкой на 2024 год и далее? Не срезана ли эта строка в бюджете?

— ВЭБ уделяет большое внимание проектам развития пассажирского городского электрического транспорта (ГЭТ). Проводя комплексный анализ проектов, мы оцениваем, какие социальные эффекты получат наши граждане, то есть как изменится в городах качество их жизни, сколько новых рабочих мест будет создано.

Общий бюджет по проектам в 10 городах составляет 252 млрд руб. Сюда включены и средства самого ВЭБа (более 93 млрд руб.), и средства Фонда национального благосостояния (свыше 60 млрд руб.), средства капитального гранта и средства субъектов (79,6 млрд руб.). Эти деньги предусмотрены в бюджете, программа полностью обеспечена всеми необходимыми федеральными ресурсами на ближайший 2024-й и последующие годы.

— Как дорого программа обходится регионам?

— Руководством страны поставило перед ВЭБом задачу — содействовать реализации крайне сложных, но необходимых России проектов, с которыми обычные банки не могут справиться самостоятельно. В этой программе мы скорректировали ряд нормативно-правовых актов, взяв где-то на себя дополнительный риск и приняв нужные для руководства регионов и других участников решения для скорейшей реализации проекта и минимизации дополнительных расходов для региональных бюджетов. По своему набору мер программа уникальна. В частности, в 2022–2023 гг. были внесены поправки в федеральные законы и ряд постановлений правительства регламентирующие правила субсидирования проектов.

В правительстве РФ программу курирует лично вице-премьер, руководитель аппарата кабмина Дмитрий Григоренко. Финансируется программа из нескольких источников. До 30% бюджета проекта составляет безвозмездный капитальный грант. Льготные кредитные средства представляются ВЭБом по фиксированной ставке. Разницу между ключевой и рыночной процентной ставкой госкорпорация компенсирует субсидией из федерального бюджета. Также используется льготный кредит за счёт средств ФНБ (с фиксированной ставкой 5%). Правительству совместно с Минфином, Минтрансом, Минэкономразвития и ВЭБ.РФ удалось создать, по сути, беспрецедентную по объёму бюджетной поддержки в рамках концессии структуру финансирования.

С учётом всех источников заёмные деньги сроком на 20 лет обходятся по средней ставке 4,3%. Если сравнивать с ростом индекса потребительских цен (ИПЦ), то фактически деньги ничего не стоят. Это существенно снижает долговую нагрузку на бюджет. У регионов не возникает необходимости напрямую компенсировать понесённые затраты увеличением тарифа на проезд. Наши граждане не будут платить за новые трамваи из своего кармана. Подчеркну, что ВЭБ.РФ, являясь институтом развития, не ставит своей целью заработать на данном проекте. При этом мы несём все проектные риски, включая кредитные, строительные и юридические, в течение 20 лет.

— Какую уже сумму предоставил ВЭБ? На что потрачены деньги? И из каких ещё источников предоставляются деньги?

— Правительство отвело ВЭБ.РФ роль финансирующей организации, проектного офиса и координатора программы. Задача ВЭБа, как и в любом другом проекте, — обеспечить безубыточность, то есть возвратность средств, добившись при этом максимального результата. При этом мы понимаем всю ответственность за целевое использование бюджетных средств, осуществляя жёсткий контроль над их расходованием. Все участники проекта осознают степень ответственности пред нашими гражданами.

На сегодняшний день ВЭБ начал финансирование проектов в шести городах (Нижнем Новгороде, Саратове, Курске, Липецке, Перми и Волгограде) на общую сумму около 7,5 млрд руб. Средства направлены на авансирование закупки подвижного состава и строительно-монтажные работы. В Липецк уже поставлено 23 трамвая, в Нижний Новгород — 14, в Пермь — 7. Ожидается, что до конца года порядка 83 единиц будут введены в эксплуатацию. С июля этого года Минтранс направляет федеральные средства на субсидирование капитального гранта. На сегодняшний день шестью субъектами получено более 20 млрд руб.

Девять городов (Курск, Липецк, Пермь, Ростов-на-Дону, Краснодар, Нижний Новгород, Саратов, Волгоград и Ярославль) приступили к строительно-монтажным работам. Ведётся демонтаж старых путей и земляные работы. По данным Минтранса, уже построено более 37 км новых путей.

— Сколько собственных средств потрачено частным бизнесом (концессионерами)?

— В этой программе обязательства несут не только государство и ВЭБ, но и частный бизнес, участвующий в создании отечественной инфраструктуры. На текущий момент инвесторы потратили более 3 млрд руб. собственных средств. Эти средства были использованы на разработку проектно-сметной документации и предпроектную подготовку, а также на строительно-монтажные работы.

— Вы закупаете импортное оборудование?

Весь подвижной состав и оборудование отечественного производства. Основные наши производители — Трансмашхолдинг, «Синара», КАМАЗ, «Волгабас» и «Ситроникс». Благодаря проекту производства загружены на 100%. Тщательный сравнительный анализ на подготовительном этапе показал, что российская продукция не уступает, а в некоторых случаях превосходит импортную технику. Стоимость нашего подвижного состава дешевле, уровень шума трамвая ниже, а скорость движения — выше. Городской транспорт в регионах становится быстрым, современным, экологичным и комфортным.

Внедрение цифровой платформы на отечественных решениях позволит реализовать бессветофорное движение и контроль выделенных полос. Пассажиры смогут контролировать и оплачивать поездку в режиме онлайн —через мобильное приложение. Люди начнут делать выбор в пользу общественного транспорта, экономя своё время.

— Помимо экологичных трамваев, есть прогрессивный «зелёный» транспорт — электробусы. Будут ли они поставляться в рамках вашей программы? Сколько будет поставлено электробусов? И когда они будут запущены на маршруты?

— В рамках реализации программы для регионов предусмотрена возможность приобретения электробусов и зарядных станций к ним. Координацией этого направления занимается Минтранс РФ. Приобретение электробусов производится субъектами самостоятельно под существующие и новые маршруты. На этот год запланирован ввод в эксплуатацию более 200 электробусов и 107 зарядных станции во всех десяти городах. Одним из первых городов, начавших эксплуатацию новых электробусов, стал Волгоград, где уже в октябре на маршруты вышли 11 электробусов, а всего в город поставлен 21. Горожане уже отмечают высокий уровень комфорта поездок.

— Строительные работы, как известно, не украшают город. Будут ли благоустроены территории после завершения модернизации?

— По поручению вице-премьера Дмитрия Григоренко удалось совместить решение основной задачи с работами по благоустройству территории. Что имеется в виду? В условиях подписанных концессий прописаны обязательства концессионера сделать новые остановочные пространства и современное освещение, провести озеленение территории и обеспечить водоотведение на всех линейных объектах. Также будут установлены ограждения — безопасность наших граждан превыше всего.

— Вы говорите про 10 регионов, но в нашей стране огромное количество городов, требующих обновления общественного транспорта. Могут ли они рассчитывать на поддержку?

— На сегодняшний день завершено формирование необходимой нормативно-правовой базы программы, которую можно использовать в качестве платформы для структурирования аналогичных проектов. Многие руководители регионов в этом заинтересованы. В соответствии с поручением руководства страны, мы приступили к подготовке предложений по включению в программу новых участников.

— Помимо этой программы, у ВЭБа есть проекты по обновлению общественного электротранспорта в городах?

— При нашем участии уже создана и работает междугородняя трамвайная линия между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. Отдельно стоит отметить «Таганрогский трамвай» — первый в России проект по модернизации всей трамвайной сети города. За год таганрогские трамваи перевезли более 2,4 млн пассажиров, то есть 10 раз всё население города проехало на трамвае. Проект изменил облик Таганрога и дал стимул для развития — появились новые остановки, вдоль маршрута движения стали преображаться улицы. Именно таганрогский проект стал прообразом нашей большой программы в 10 городах.

ВЭБ.РФ профинансировал поставку 31 электропоезда для использования на новых Московских центральных диаметрах. В настоящее время при поддержке ВЭБа ведутся поставки вагонов метро в рамках обновления подвижного состава петербургского метрополитена. Всего в рамках соглашения метро северной столицы получит 950 новых современных вагонов.

Эффекты:

• примерно на 20% вырастет пассажиропоток

• на 15-20% увеличится скорость движения

• на 15% снизится количество ДТП

• снизится количество вредных выбросов

• примерно на 20% увеличится доля населения, использующего общественный транспорт,

• на 20% сократится продолжительность поездки