Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Недвижимость26 марта 2024 15:16

«Девелопмент как искусство»

20 марта в офисе «Комсомольской правды» состоялась отраслевая конференция «Девелопмент как искусство»

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

На вечернее мероприятие собрались представители компаний застройщиков, чтобы обсудить интеграцию арта в свои объекты и поговорить о будущем девелопмента. Подобные встречи «Комсомольская правда» проводит уже не в первый раз, регулярно собирая представителей разных отраслей на обсуждение актуальных и волнующих тем.

Вечер начался с презентации обновленной тематической программы «Метры и квадраты», которая уже вышла в эфир радиостанции «Комсомольская правда». Собравшиеся в зале гости одними из первых узнали про новое наполнение рубрик и время выхода в эфир тематической передачи по недвижимости. «На радио «Комсомольская правда» мы запустили ещё одну тематическую программу о недвижимости - «Метры и квадраты». У нас уже есть программа - «Честное риэлторское», но мы видим запрос аудитории, интерес к теме, поэтому редакция расширила тематику передачи рубриками «Спроси эксперта» и «Гость в студии» - рассказала в начале встречи директор объединённой службы рекламы медиагруппы, Гюзяль Хисямутдинова.

Искусствовед, реставратор Кирилл Зориков и архитектор-девелопер Сергей Станкевич задали вектор конференции:

Монументальное искусство - это в первую очередь идея, которая проверена временем и достигла самое сердце зрителя. Первостепенная задача у искусства, в том числе монументального - донести до каждого жителя планеты заложенный автором внутрь памятника смысл через визуальные образы.

Кирилл Зориков напомнил о монументальном искусстве советского периода, рассказал не только о изобразительных памятниках, но и о таких символах, как “Симфония № 7” Шостаковича и “Священная война” созданная сталинским лауреатом В. И. Лебедевым-Кумач и композитором А. В. Александровым. На примерах работ Гелия Коржева и Евгения Вучетича показал монументальные образы в живописи и архитектуре, а после перешел к советской «сталинской» архитектуре, эпоха которой закончилась в 1955 году с указа об устранении излишеств при проектировании и строительстве, с этого началась эпоха «хрущёвок», когда общий облик начал меняться в сторону типовой застройки.

- Типовая застройка, в которой мы живём оторвана от и искусства, большинство новых зданий не несут архитектурной значимости и не являются ценными памятниками для будущих поколений, - продолжил Кирилл Зориков. - А, вот, как сделать так, чтобы современные постройки осталось в веках, и какое наследие будет у наших потомков- это большие вопросы, который должен задавать себе современным девелопер создавая облик города.

На примере охраняемых сегодня объектов культурного наследия Сергей Станкевич задался вопросом: а что захотят и захотят ли сохранять после нас через 200, 300 лет?

Участники конференции рассуждали об этом на примере своих проектов.

Так, размышления о новейшей истории архитектуры российского жилого фонда поддержала директор по маркетингу и продукту клубного дома D'oro Mille Татьяна Калюжнова:

- Архитектура всегда является отражением истории и тех социально-экономических и политических событий, которые происходят в стране. За последние 80 лет московская архитектура прошла через несколько знаковых периодов: сталинский ампир как символ силы и уверенного развития нового государства. «Хрущевки» как решение остро стоящей задачи того периода: быстрого обеспечения доступным жильем максимально большого числа людей растущего государства. Потеря ориентиров и затишье 90-х годов. Начало 2000-х со своеобразной «экспериментальной» архитектурой как первые попытки поиска индивидуальности.

И, наконец, 20-е годы XXI века - новый расцвет архитектуры, которая нацелена решить две задачи, но уже с учетом принципов урбанистики и градостроительства. Первая - это большие объемы масс-маркет жилья, вторая - создание уникальных проектов, которые будут иметь свою историческую ценность. Конечно, второе, в силу объективных причин, возможно реализовать преимущественно в высоких ценовых сегментах. Но и «масс-маркет» сегодня стремится быть не безликим, а иметь свою индивидуальность и формировать новую городскую среду.

Арт-дизайнер, директор по закупкам материалов генерального подрядчика Дарья Трецкова рассказала про уникальную московскую историю «ГЭС-2» - сложность заключалась в том, что это реконструкция здания 1908 года. Архитектором проекта стал Ренцо Пьяно. Итальянец известен своим подходом - «пространство, стекло, метал, максимум воздуха, максимум света». Берёзовую рощу возле «ГЭС-2» также спроектировали итальянцы, но берёзы, по словам Дарьи Трецковой «слава Богу наши, российские».

Руководитель по работе с партнерами ГК «БЭЛ Девелопмент» Варвара Кульбовская прокомментировала важность бережной работы с историческим наследием. В своем выступлении, на примере элитного клубного дома «Долгоруковская 25», она рассказала про опыт интеграции современный застройки в историческое окружение и реконструкции памятника архитектуры - усадьбы А. А.Петрово-Соловово - М. А.Шиллера.

По словам генерального директора холдинга «РСТИ» в Москве Алексея Туркина, девелопмент - это большая ответственность, «ведь будущие поколения унаследуют эту архитектуру». Работая над проектом, девелопер должен продумывать, что будет востребовано обществом в будущем. Чтобы увидеть, каким будет завтрашний покупатель, надо считывать его ожидания, наблюдать, как развивается общество, что-то предугадывать, ведь без интуиции здесь никак, добавлять опыт и уметь принимать смелые решения, резюмировал эксперт.

Бренд-директор проектов в московском регионе девелопера UDS Евгения Воронова обратила внимание на увеличившийся отклик и обращение людей к культуре. Статистика говорит о почти 2х кратном росте посещения музеев, галерей, выставок, концертов и других культурных мероприятий, отметила Евгения Воронова, пояснив, что это подсказало компании направление для перезапуска локации Западное Дегунино в культурном ключе и вдохновило архитекторов на то, чтобы в новом проекте девелопера , расположенном рядом с метро Верхние Лихоборы, у людей была возможность буквально потрогать искусство рукой - это не только арт-объекты на благоустроенной территории, галерея современного искусства в жилых холлах и даже парковка - арт-объект в приватных зонах, доступных резидентам, но и художественные галереи, школы искусств, дизайнерские шоу-румы, открытые для жителей всего района .

Руководитель проектов ГК «КОРТРОС» и амбассадор компании в направлении «Искусство в девелопменте» Дарья Молодцова рассказала, как в своей работе застройщики привносят в свои проекты компонент искусства. «Перед началом строительства одного из наших премиальных жилых комплексов в Марьиной роще, прощаясь с историей, мы сделали настоящий арт-перфоманс - буквально за сутки до сноса завода мы преобразили территорию, устроив выставку под названием «Схема». Гости проходили к площадке, где их встречала табличка со словом «ВДОХ», а на выход им указывала подсказка со словом «ВЫДОХ». В некогда оживленном промышленном комплексе, последним в своем роде в Москве, а на момент выставки - холодном, заброшенном и пустом - художницы ярко показали путь от зарождения жизни, проживания, смерти и трансформации», - рассказала о мероприятии Дарья Молодцова

От обсуждения тематической выставки участники форума перешли к долгожданному лету, тем более за окном конференц-холла медиагруппы «Комсомольская правда» участники могли видеть невероятный закат.

Брусника поделилась данными собственного исследования. Согласно ему террасы входят в топ-3 дополнительных характеристик, на которые жители больших городов обращают внимание при выборе квартиры. «Поэтому одна из наших задач - вернуть Москве "балконы". За этим лозунгом - наше желание реализовывать проекты с разнообразными летними помещениями. В какой-то момент их перестали ценить, однако они существенно расширяют возможности жителей. Террасы на первых и последних этажах вместе с окнами в пол обеспечивают связь квартиры с ландшафтом, делая его элементом планировки», - считает Евгений Арапов, директор «Брусники» в Москве.

Далее слово взял PR директор девелопера Sense Development Сергей Потапов, отметивший, что выступающие говорили о проектах, отмечая две функции: внешнюю - экстерьер, дизайн архитектуры, фасадов, наполняемости проектов и внутреннюю — функциональную наполняемость. Современный девелопмент, особенно в Москве, немыслим без общественной функции, общественных пространств внутри и их наполняемости, убеждён Сергей Потапов. Так, в проекте компании 15 функциональных зон - «то есть 15 историй, как провести своё свободное время». Представитель девелопера также рассказал об использовании впервые в Москве фасада из гнутого просечного алюминиевого листа.

Архитектурная среда рассматривается как один из важных критериев качества жизни, заявила руководитель московского офиса продаж ГК «Гранель» Наталья Шебаршина. Один из проектов застройщика, расположенный в историческом районе Замоскворечье, выполнен в стилистике промышленной архитектуры - нижняя часть более массивная из клинкерного кирпича и воздушная верхняя часть из стеклянных блоков. Доминанта - корпус с двухчастичной структурой фасадов. Внешний облик комплекса определен современными архитектурными мотивами и в тоже время аккуратно интегрирован в историческую застройку.

Директор проектов ADG Group Евгения Кузьминых рассказала про коммерческую недвижимость - 16 реализованных проектов по реконструкции бывших советских кинотеатров столицы - «Ангара», «Орбита», «Бирюсинка», «Звездный» и другие. «Мы пытаемся сохранить мостик между прошлым и настоящим. В проектах оставляем или воссоздаем элементы декора, которые изначально использовались для оформления зданий, - исторические названия со шрифтом, который был ещё в советский период, люстры, панно, мозаики», - отметила Евгения Кузьминых, добавив, что «наши районные центры - про обилие стекла и дневного света, про эксплуатируемые кровли, зоны для выставок, концертов и спортивные мероприятия в летний период». Задача проекта - создать место в районе, куда люди могут прийти и провести с пользой время вместе с родными и близкими.

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

Итоги встречи подвёл Сергей Станкевич: дом, а тем более жилой комплекс - это часть города, он не может быть «сам в себе» или «внутри себя». Ведь девелопер создает не только среду для жильцов этого дома, но и городскую среду, частью которой является любой ЖК. Маркетологам нужно больше говорить именно об этом. Важно также не изымать из проектов архитекторов, художников-монументалистов, искусствоведов и других специалистов, существенно влияющих на любую архитектуру в любом бюджете, подчеркнул эксперт, призвав привлекать к проектам «побольше именно наших, российских архитекторов и монументалистов», способных с помощью архитектуры и искусства транслировать наши культурные ценности.