Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
28 марта 2024 12:41

Геннадий Онищенко: Больнее всего терроризм бьет по детям

Академик РАН, заместитель президента Российской академии образования - с политическим обозревателем KP.RU Александром Гамовым
Геннадий Онищенко

Геннадий Онищенко

Фото: Оксана ЗУЙКО

- Геннадий Григорьевич (Онищенко), обращаюсь к вам как к заместителю президента Российской академии образования и отцу троих детей и деду 12 внуков. Хочу обсудить тему, за которую, по-моему, не принимались… Теракт и дети. В Крокусе трое ребятишек погибли, несколько - в тяжелом состоянии, за их жизнь борются врачи.

- Да, больнее всего терроризм бьет по детям. Причем, не только потому, что они становятся прямыми жертвами, что чудовищно больно и страшно. Но и потому, что он влияет на детей и опосредованно. Ведь на них проецируется вся очень разная, где-то трагическая, где-то оптимистичная наша жизнь. Та психологическая травма, которую дети получают, будучи свидетелями, а тем более – жертвами теракта, будет мучить их еще несколько лет, а, может быть, и всю жизнь.

- С другой стороны мы знаем, что именно подростки, которые оказались в момент теракта в Крокусе, проявили настоящее мужество и спасали взрослых людей.

- Вот эти ребята, которые помогали выйти из горящего здания посетителям концерта, исполнили свой долг так, как его понимали, как чувствовали. Потому что они ощущают себя членами общества, сплотившегося в борьбе за свою страну, в борьбе против терроризма и нацизма, направленного на уничтожение нашей родины. 15-летние мальчики оказались способны на настоящую эмпатию (сопереживание) и на героический поступок ради спасения других.

- Ребят заметили, о них рассказали спасенные ими люди, подростков принимали в Думе, наградили. На этом фоне всех резанула новость о том, как девушка, стипендиантка мэра города, пост выложила в интернет, мол, хорошо, что произошел теракт, не надо ехать в Москву, я теперь буду бухать…

- А вот эта девочка… С одной стороны, я уверен, что она заслуженно получает именную стипендию и премии за то, что она в чем-то яркий человек. Насколько я знаю, она проявила способности в художественном творчестве.

- Пишут, что девушка – талантливая вокалистка.

- То есть, имеется позитивная сторона ее характера. И вот - эта жуткая пропасть между ее воспитанием, ее восприятием окружающего мира и потенциальными творческими возможностями, которые уже были отмечены. Причем, отмечены не просто похвалой и похлопыванием по плечу, а стипендией, которую выделили, чтобы она могла развить свой талант. Но этот задаток таланта ложится на абсолютно жуткую ситуацию в ее воспитании. В ее высказывании не было и тени сострадания погибшим, более того, она бахвалится тем, что «бухает», то есть, потребляет алкоголь. Юная особа даже не скрывает этого, понимаете. Можете вспомнить в вашем пионерском прошлом, чтобы кто-то из учеников, а особенно учениц, этим хвалился?

- Ой, всякое было… я на пыльной рабочей окраине рос…

- Я тоже рос не в золотой клетке, но чтобы у нас кто-то в классе, в школе вот этим хвастался? Нет. Поэтому, конечно же, ее это заявление – это сама по себе трагедия. Давайте все-таки не будем ставить на ней крест и списывать из общества. Ведь нашей, общественной вины в ее проступке не меньше, чем ее собственной. Она еще незрелый человек и есть время поменяться, сделать выводы. Эта девочка – укор и всему обществу, несущему коллективную ответственность за будущее поколение, за будущее нашей страны.

И сигнал – назрела необходимость все это осмыслить. Нужно дать юным ориентиры на уровне наших образовательных структур. Чтобы таких детей, как эти мальчики-спасители было больше, а равнодушных, незрелых – меньше.

Все это лишний раз подчеркивает правильность тех решений, которые приняты, чтобы вернуть в школы воспитание.

- Вот об этом поподробнее…

- В законе 2013 года по образованию ни слова не было о воспитании детей в школе. Школу, по сути, из воспитательно-образовательной системы низвели до уровня предприятия сферы услуг, не более того. Вот научили ее грамоте, математике, а как она относится к старшим, к окружающим, к нормам морали - это никого не волновало.

Сейчас законом об образовании вернули школе ее воспитательную функцию. Восстановили должность заместителя директора по воспитательной работе. Сейчас будут спрашивать и с педагогического персонала, и с директоров школ– а кого же вы воспитываете? Теперь это нужно наполнять современными методиками, технологиями воспитания.

Ведь и в процессе обучения, и в процессе общения в коллективе сверстников в школе закладываются в том числе и нравственные основы личности. Выводы должны сделать все педагогические коллективы.

- Ну, по-моему, не надо снимать ответственность за воспитание с родителей.

- Конечно же, прежде всего формируют личность родители. И, между прочим, они сами сегодня, я знаю, требуют воспитания, не меньше, чем дети, а, может, даже и больше. Есть у нас такой пробел в поколении, выросшем в смутные годы переломной эпохи.

Впрочем, для взрослых лучший воспитатель – это жизнь. Жизнь отдельных людей и жизнь страны. И можно сказать, что тяжелые испытания, выпавшие на долю этого поколения, расставляют правильные ориентиры, поднимают правильные ценности. Мы это видим, в том числе, и по реакции общества на страшный террористический акт. Сколько сочувствия жертвам, сколько желания помочь, сколько бескорыстных действий. Мы увидели и волонтеров, раздающих теплую одежду и чай спасающимся от огня людям, и бизнесменов, оказывающих материальную помощи жертвам, и очереди на сдачу крови пострадавшим, и таксистов, бесплатно развозивших людей от места трагедии. И это вселяет оптимизм.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

"Мы задыхаемся. Мама, прости!": В аду "Крокуса" террористы убивали людей целыми семьями

12-летнего ребенка, пропавшего после теракта в "Крокусе", признали погибшим (подробности)

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Украину обвинили в теракте в «Крокус Сити Холле» (подробнее)