Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-6°
Boom metrics
Общество24 ноября 2023 20:47

Как российские университеты разворачиваются к Китаю лицом, а к Европе - тылом

Эксперты ведущих отечественных вузов обсудили в стенах “Комсомолки”, что может наше образование предложить миру и стране в эпоху глобальных перемен

Фото: Алексей БУЛАТОВ

В пятницу 24 ноября на площадке “Комсомолки” снова заработала “фабрика умных мыслей”. Так в кулуарах называют дискуссионный клуб Ecumene Club - здесь встречаются руководители ведущих вузов страны, эксперты, правительственные чиновники и обсуждают куда будет двигаться наша система образования дальше. Важная деталь: дискуссии проходят не просто в популярном в последнее время формате “разговоры о важном”. По итогам каждого круглого стола готовятся справки для соответствующих министерств и ведомств и попадают на стол руководителям, которые принимают серьезные решения.

“Культурный минимум” от КП стал хитом интернета

Вы спросите: причем здесь “Комсомолка”? Дело в том, что преподаватели, а также родители студентов и школьников - это ядро нашей читающей аудитории. А еще, уточнила главный редактор “КП” Олеся Носова, нам важно, чтобы поколение отцов и поколение детей разговаривали на одном языке. Понимали юмор друг друга, без труда считывали цитаты с отсылками из фильмов и книг (это облегчает взаимопонимание). И только единое образовательное и культурное пространство, способно передать это ощущение культурной близости, которое живет на кончиках пальцев. Кстати, именно поэтому “Комсомолка” запустила проект “Культурный минимум” - это короткие (2-3 минуты) видеоролики, которые рассказывают о простейших вещах. Почему девочка на знаменитой картине Серова ест именно персики? Что общего между хохломой и иконописью? Чем на самом деле знаменит химик Менделеев (спойлер - он не изобретал рецепт русской водки)? Эти ролики получили 12 миллионов просмотров в интернете.

Генеральный директор медиагруппы «Комсомольская правда», главный редактор Олеся Носова.

Генеральный директор медиагруппы «Комсомольская правда», главный редактор Олеся Носова.

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

Зачем нужны России почти полмиллиона иностранных студентов?

Тема нынешнего заседания дискуссионного клуба звучала так: “Роль образования в устойчивом развитии: вклад России в общемировую повестку”. Ректор Российского государственного геологоразведочного университета Юрий Панов рассказал об ажиотажном спросе на геологов. Студенты из-за рубежа составляют 15 процентов от общего числа учащихся, прием увеличился в три раза. Иностранцы приехали из 58 стран мира (в прошлом году было 46 стран). Бум на геологов наблюдается и в России. Подсчитано, что наша страна в год выпускает 1500 геологов. А по прогнозу Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, только им в ближайшие годы нужны 15 тысяч геологов.

Ректор Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе Юрий Панов.

Ректор Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе Юрий Панов.

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

Россия заинтересована в экспорте своего образования, говорит Ирина Карелина, вице-президент НИУ ВШЭ, исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты». Государство считает, что наши университеты должны привлечь за парты, как минимум, 425 тысяч иностранных студентов. Эти люди воспримут нашу культуру, и когда вернуться домой, могут стать посредниками, через которых удобно вести диалог с партнерами. Поэтому правительство с каждым годом представляет все больше бесплатных квот для иностранцев. Сейчас число этих квот достигло 30 тысяч.

Вице-президент НИУ ВШЭ, исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты» Ирина Карелина.

Вице-президент НИУ ВШЭ, исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты» Ирина Карелина.

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

Наши вузы это третий эшелон выбора для абитуриентов из Азии

Но, к сожалению, не всегда иностранные абитуриенты соответствуют требованиям которые мы предъявляем для студентов. Почему это происходит, объяснил Алексей Маслов директор Института стран Азии и Африки МГУ имени Ломоносова.

- Поскольку мы разворачиваемся от Европы на Восток, то нам будет полезно отказаться от ряда иллюзий и для начала понять, а насколько вообще популярно российское образование в странах Азии и прежде всего в Китае, - объясняет Алексей Александрович, - У нас учится достаточно много китайских студентов - их число перевалило за 20 тысяч, и последние опросы показывают следующую картину. Нужно понимать, что мы фактически являемся третьим эшелоном выбора у студентов из стран Азии. Первый выбор - это престижные местные университет, например, в Китае это Пекинский государственный университет или Университет Цзяотун. Затем, это западные университеты, куда китайцы едут с удовольствием, а также в университеты Австралии, Канады и Новой Зеландии. И уже в качестве третьего выбора те абитуриенты, которые по ЕГЭ (в Китае тоже есть единый госэкзамен) не прошли в свои и западные университеты, обращают внимание на Россию. Хотя и в этом случае многие предпочитают ехать учиться в Малайзию и даже в Южную Корею. Поэтому мы часто получаем слабых студентов.

А в целом наша страна разворачивается в сторону Азии и Африки быстрее, чем может на это отреагировать российская система образования. Неожиданно оказалось, что у нас нет специалистов не только по Азии, но даже по Китаю. Если в самом Китае существуют гигантские университеты, которые исследуют западные подходы к экономике, науке и образованию, то у нас Китаем занимаются небольшие группы специалистов (политологов, экономистов и т.д.) И, к сожалению, на практике они просто переписывают с английского языка рассказы о том, как развивается Китай. А это означает вторичность наших представлений. Чтобы понимать, как работает в Поднебесной культурная среда, бизнес и наука, надо смотреть изнутри и со знанием китайского языка.

На площадке “Комсомолки” заработал дискуссионный клуб Ecumene Club.

На площадке “Комсомолки” заработал дискуссионный клуб Ecumene Club.

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

Страна остро нуждается в новом поколении востоковедов и африканистов

Сейчас возникает иллюзия, что мы эту проблему быстро решим, потому что у нас в большом количестве университетов принялись готовить специалистов по Азии, предупреждает Алексей Маслов. Сегодня 270 университетов России в рамках основных или дополнительных программ преподают китайский язык. Казалось бы, это очень много, но найти хорошего переводчика с китайского языка или переводчика-синхрониста - практически невозможно. В чем причина? Если внимательно посмотреть, то в большинстве корпоративных университетов крупных российских компаний лекции читает группа в пять-шесть человек. Это довольно опытные люди. Но как так получилось, что в огромной России вдруг не оказалось подготовленных кадров? На этот вопрос все только разводят руками.

По мнению Алексея Маслова, главная задача российского образования сегодня - это ускоренная подготовка нового поколения преподавателей и специалистов в практических вопросах работы в Азии.

А пока мы должны быть готовы к тому, что нас ждет волна профанации. В ответ на невероятную популярность азиатской, и особенно китайской темы, возникает масса курсов китайского и других языков. Появится масса семинаров под условным названием “Давайте мы вас научим, как нужно работать с Китаем”. Кстати, студенты Института стран Азии и Африки насчитали более тысячи курсов китайского, которые предлагают свои услуги на рынке. Но качество этого “образование” крайне невелико. Поэтому у отечественных университетов нет 4-6 лет, чтобы неторопливо выпустить новую волну востоковедов и африканистов. Нужны экстренные решения, потому что эксперты уже нужны здесь и сейчас.