Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-2°
Boom metrics
Политика25 ноября 2023 12:35

Из-за авиасанкций Россия потеряла 76 самолетов: что значат эти цифры и на чем летают в стране

Много это или мало и на чем мы сейчас летаем
Речь о тех самых самолетах, которые на момент введения санкций так или иначе находились за рубежом

Речь о тех самых самолетах, которые на момент введения санкций так или иначе находились за рубежом

Фото: Мария ЛЕНЦ

Из-за санкций Россия потеряла 76 пассажирских самолетов. Об этом сообщил журналистам на открытии выставки «Россия в движении» глава Минтранса Виталий Савельев.

Речь о тех самых самолетах, которые на момент введения санкций так или иначе находились за рубежом: выполняли какие-то рейсы, проходили техобслуживание и т. п.

- Нас застали врасплох решением забрать самолеты, - заявил Савельев. - У нас их просто арестовали.

Кто уже забыл, как все было, напомним: весной 2022 года Евросоюз ввел запрет не только на поставку России новых самолетов европейского производства и запчастей к ним, но и на использование нашими авиакомпаниями тех бортов, что принадлежали европейским лизинговым компаниям. А это был почти весь парк «эйрбасов» и «боингов», на которых летали российские перевозчики.

Как рассказывали тогда эксперты, решение и последовавшие за ним аресты всех «подсанкционных» бортов, которые только нашлись за рубежом, были беспрецедентными — потому и застали врасплох. Под арест попали даже те самолеты, которые были отправлены за застрявшими в других странах нашими туристами, - по согласованию с властями этих стран.

Но вернемся из марта-апреля 2022 года в сегодня. Обычному россиянину официальная цифра «потерь» - 76 самолетов — мало что говорит. Это много или мало и летать-то нам есть на чем?

По словам Виталия Савельева, сейчас в парке наших авиакомпаний 1167 пассажирских самолетов. Если верить данным из реестра Росавиации, из них порядка 800 — магистральные, на которых можно летать по более-менее дальним и средним маршрутам. На начало 2023 года у наших авиакомпаний было 316 «боингов», 306 «эйрбасов» и 156 «суперджетов» (остальные борта — в основном для местных линий). Простая арифметика показывает, что потери — менее 10% от оставшегося магистрального парка.

Правда, проблемы на этом не заканчиваются. Из-за санкций большая часть самолетов-«иномарок» оказались с «двойной регистрацией»: они переведены в отечественный реестр, но по-прежнему значатся в бермудском или ирландском. То есть летают уже с российскими сертификатами летной годности (сертификат этот подтверждает, что самолет прошел все проверки и на нем можно безопасно летать). Но не сняты с зарубежной регистрации- это невозможно сделать без согласия на то западной компании-лизингодателя, которая по-прежнему значится владельцем самолета. Из-за этого такие борта используются только по России. И не могут отправиться даже в дружественные зарубежные страны: двойная регистрация считается нарушениям международных правил безопасности полетов — с формальной точки зрения, непонятно, какая страна будет отвечать за самолет в случае ЧП.

Это одна из причин, по которой наши авиакомпании так ждут «чистые» в юридическом отношении новые отечественные самолеты.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Так наши производители собираются замещать «боинги» и «эйрбасы»

Самолет Поставки до 2030 года

SSJ-NEW* 142

МС-21-310 270

Ту-214 115

Ил-96-300 12

*импортозамещенный «суперджет»

(Прогнозы поставок из комплексной программы развития авиаотрасли до 2030 года)