Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Экономика2 апреля 2024 7:40

Злоумышленники открыто признаются, кто они: раскрыт новый сценарий телефонного мошенничества

Клиентов банков стали атаковать мошенники, которые представляются... мошенниками
Елена ВАСИЛЬЕВА

Фото: Shutterstock

Телефонные мошенники изобрели новый способ обмана россиян. Сценарий «разводки» больше похож на сериальный. Пытаясь выудить деньги, мошенники комбинируют несколько схем с участием сотовых операторов, представителей Госуслуг и полиции и вначале сами себя разоблачают - признаются, что они мошенники, а потом предлагают обезопасить себя от них. Новый сценарий обмана раскрыла Тинькофф Защита. Рассказываем, как не стать жертвой злоумышленников.

Клиенту звонят якобы сотрудники сотового оператора и сообщают, что заканчивается договор на услуги связи. Чтобы его пролонгировать, нужен код из смс. После этого мошенники открыто заявляют в разговоре клиенту, что его обманули— это нужно, чтобы запугать человека и обманом заставить его действовать по указке следующих звонящих, которые уже представляются сотрудниками финмониторинга, Госуслуг и даже полиции. Все звонящие дают инструкции клиенту — они якобы позволят спасти деньги и поймать банду мошенников, которые вошли в сговор с сотрудниками банка. На самом деле вместо спасения своих сбережений, клиент самостоятельно кладет деньги на счет мошенников через банкомат.

Количество атак по такому сценарию за последние месяцы выросло в 3,5 раза (март к январю 2024 года).

Один из пострадавших от новой схемы, Иван, поделился своей историей, в которой потерял 1,5 млн. рублей. Правда, для него эта история закончилась хэппи эндом: Тинькофф компенсировал ему ущерб в рамках бесплатного сервиса «Защитим или вернем деньги».

Разбираем новую схему обмана по шагам

Шаг 1: «У вас закончился договор»

- Вечером я пришел с работы, мне поступил звонок. Говорящий представился сотрудником Тинькофф Мобайла и сказал, что у меня заканчивается срок оказания услуг связи и нужно продлить договор. Чтобы пролонгировать его, требуется продиктовать код, который сейчас придет на телефон. Код пришел, я особо не вчитывался и продиктовал его. Потом еще несколько кодов, я все продиктовал. После этого мне прямым текстом сказали: «Иван - это мошенники, ваш личный кабинет на Госуслугах у нас», - рассказывает потерпевший.

Комментарий эксперта: «На самом деле ни один оператор связи не будет звонить специально именно для продления договора, и тем более запрашивать код из смс для этого, договоры на услуги связи бессрочные и не требуют пролонгации», - объяснили в Тинькофф Мобайл.

Шаг 2: «Установите антивирус»

- После этого мне позвонили с другого незнакомого номера уже сотрудники Госуслуг. Сказали, что они увидели подозрительную активность в моем в личном кабинете и предупредили, что переведут меня на сотрудника финмониторинга. Позже со мной связался уже сотрудник финмониторинга и предложил помощь, но для этого объяснил, что нужно загрузить премиальное приложение антивируса Kaspersky, - говорит Иван.

Комментарий эксперта: «Мошенники просят установить под разными предлогами программу удаленного доступа, которая позволяет видеть все, что происходит на экране мобильного телефона. Они могут называть это антивирусом или технической программой банка, чтобы якобы отследить действия недобросовестных сотрудников этого банка, которые работают в связке с мошенниками. Такие программы злоумышленники используют, чтобы увидеть сколько у клиента денег на счету. Это помогает им сильнее втереться в доверие - ведь такой информацией, по мнению запуганных жертв, могут владеть только люди с высоким уровнем доступа — спецслужбы, сотрудники банков и т.д. Кроме того, программа позволяет отслеживать коды, которые высвечиваются в приложении: их запрашивают сами мошенники в сервисах для переводов с карты на карту, чтобы вывести деньги на свой счет», - поясняет заместитель руководителя Центра экосистемной безопасности Тинькофф Олег Замиралов.

Шаг 3: «Помогите поймать мошенников»

- После установки этого антивируса они попросили меня зайти в приложения моих банков. На мое удивление они знали все данные по моим счетам. Дальше этот сотрудник сообщил, что им требуется моя помощь, чтобы поймать недобросовестных сотрудников банков, которые помогают мошенникам. Для поимки преступников со мной свяжется сотрудник полиции московского отдела, который расскажет, что нужно сделать. Также звонящий предупредил меня об уголовной ответственности, если я что-то буду делать не так, не по их инструкциям, - продолжает Иван.

Комментарий эксперта: «Сотрудники ОВД совершают телефонные звонки гражданам в редких случаях. Для приглашения гражданина в полицию или получения от него какой-либо информации используются письменные запросы, направляемые в соответствии с положениями Закона о полиции или Закона об оперативно-розыскной деятельности», - комментирует агентству «Прайм» заслуженный юрист России Иван Соловьев.

Шаг 4: «вызвали такси и отправили в банкомат»

- После этого он попросил сделать операции по продаже и переводу активов, чтобы зафиксировать факт мошенничества со стороны банка. Итог всего: они вызвали мне такси, предложили проехать к банкоматам. Приехал я к банкоматам, по телефону сотрудник полиции мне сообщил, что надо снять деньги и перевести их на счет в Росбанк, - говорит Иван.

«Мошенники используют уловку с банкоматами, а также с якобы безопасными ячейками. Они убеждают человека, что его деньги в опасности и их нужно снять, потому что к счету получили доступ недобросовестные сотрудники банка. Другой вариант сценария — это якобы помощь полиции. Клиенты в таких ситуациях уверены, что снимают не свои деньги, а деньги, выделенные для спецрасследования. При этом операции, которые они видят в приложении, на самом деле ненастоящие», — поясняет Олег Замиралов.

«Я пережил и шок, и радость»

Как рассказывает Иван, финалом истории стал звонок от настоящего сотрудника Тинькофф, который сообщил о подозрительных операциях.

- Я спросил, почему я не могу снять деньги по QR-коду в банкомате. На что сотрудник ответил, что они видят странные операции и спросил, не общаюсь ли я с мошенниками. Естественно у меня был шок, на тот момент я потерял чуть больше 1,5 млн рублей, сильно расстроился, ведь это значительная часть моего капитала, мой годовой доход. Я после сам уже позвонил в банк спросил, составил обращение, чтобы мне вернули деньги. Мне сказали, да это возможно, потому что у вас подключена услуга «Защитим или вернем деньги». Через какое-то время мне позвонили из банка и сообщили, что они рассмотрели мое обращение и вернут на счет всю сумму - один миллион пятьсот семьдесят тысяч рублей, - говорит Иван.

По его словам, пока деньги не вернулись на его счет, он полностью не верил, что такое возможно.

- Через день вечером мне действительно приходит сообщение о поступлении на счет в Тинькофф. Ощущения, которые я испытал, передать тяжело. Это был восторг и радость, ведь я год работал, чтобы заработать эти деньги, и мне их вернули, - признается Иван.

Как рассказали в Тинькофф, сервис «Защитим или вернем деньги», определяет мошенничество во время звонка с вероятностью более 99% и с помощью технологий защищает клиентов от телефонных злоумышленников.. Если мошенникам все-таки удается обойти защиту, потери будут компенсированы клиенту.

- Технология „Нейрощит“ по характерным паттернам поведения определяет мошенничество во время звонка и разрывает такой звонок. А программа фрод-мониторинга анализирует множество факторов, выявляет аномалии в транзакциях клиента после подозрительного звонка и сигнализирует об опасности В этом кейсе мошенники использовали новый сценарий телефонного обмана, который еще не был включен в „Нейрощит“, а характер операций и поведение клиента отличался от классической транзакционной активности при социальной инженерии. В итоге система пропустила несколько транзакций и подала сигнал позже, благодаря чему сотрудник Тинькофф „поймал“ и приостановил дальнейшие снятия в банкомате Теперь новый сценарий обмана добавлен в сервис, и защита будет срабатывать и при таких ситуациях, - пояснили в компании.

С сентября 2023 года по февраль 2024 года сервис спас 170 млн рублей, которые клиенты пытались отдать мошенникам. Сумма компенсаций клиентам, в случаях, когда преступники всё-таки успели украсть их деньги, составила 4,5 млн рублей.