Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+25°
Boom metrics
Общество1 апреля 2024 16:45

Елена Саратцева, заместитель руководителя Роскачества: «Органическая отрасль перешла от догоняющего становления к стратегическому планированию»

12 апреля на Международном форуме-выставке «Россия» состоится награждение победителей Национального органического конкурса
Заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.

Заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.

Россия всего несколько лет назад приступила к сертификации органических продуктов. И хотя дело это непростое, страна уже набрала приличный темп: в 2023 году выдавался один сертификат в два дня. Причем, «зеленое» движение эволюционирует и вширь. Заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева сообщила, что сейчас организация развивает проект «Зеленый офис» и ведет разработку ГОСТа на «зеленую» бытовую химию.

РОСТ НА 10-12% В ГОД

- Елена, как вы могли бы описать состояние органического рынка в России на данный момент? Каких достижений удалось достичь в данной отрасли агропромышленному комплексу?

- Органическое производство – это общемировой тренд, который объединяет страны и организации с целью достижения целей устойчивого развития. В России органическое производство также развивается все более активными темпами, хотя доля органической продукции на рынке сельскохозяйственной продукции пока и составляет менее 1%.

С началом государственного регулирования рынка органики - со вступлением в силу 1 января 2020 года Федерального закона «Об органической продукции...» - в нашей стране растет в среднем на 10-12% в год. Сертифицированные производители органической продукции есть уже в 51 регионе страны. Буквально неделю назад на органической карте России появилась Курганская область. Количество выданных сертификатов соответствия, в том числе одним из основных органов по сертификации в стране «Роскачество – Органик», превышает 420. В 2023 году Россия вышла на очень высокие цифры выдачи сертификатов – один сертификат в два дня.

Не могу не отметить регионы-лидеры по числу сертифицированных производителей органики. Это Республика Адыгея, Белгородская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

Есть несколько регионов, где еще нет производителей органической продукции, но они могут там появиться в ближайшее время. Это Амурская область, Республика Чувашия, Сахалинская область, Чеченская Республика и другие.

Традиционно мы отмечаем и Воронежскую область. Это не только лидер по количеству производителей органической продукции в стране, но также первый регион, где внедрили поставки органической продукции в социальные учреждения.

Можем констатировать, что органическая отрасль перешла от догоняющего становления к стратегическому планированию. Федеральным правительством утверждена Стратегия развития производства органической продукции в Российской Федерации до 2030 года. Главная задача Стратегии повысить производство органической продукции и рост ее доли в совокупном объеме производимых пищевых продуктов. Уже утвержден и пошаговый план по ее реализации, в котором большая роль отведена Роскачеству.

Важным для достижения целей Стратегии является распространение знаний об органической продукции среди потребителей и производителей. В этом помогают, в частности, «Органический атлас России», который Роскачество выпускает дважды в год, и Национальный органический конкурс. Он проводится уже в третий раз под эгидой Совета Федерации Комитетом по аграрно-продовольственной политике и природопользованию совместно с Минсельхозом России при поддержке Фонда «Органика». В этом году будут определены победители в 15 номинациях, а торжественное награждение пройдет 12 апреля на Международном форуме-выставке «Россия». Генеральным информационным партнером конкурса в этом году выступает «Комсомольская правда». Благодарим коллег за содействие в просветительской деятельности.

«НАРОДНЫЙ ОРГАНИЧЕСКИЙ БРЕНД» ВЫБИРАЮТ ВСЕЙ СТРАНОЙ

- Какой экспортный потенциал у российской органической продукции?

- Спрос на российскую органическую продукцию есть как внутри страны, так и за ее пределами.

Приоритетным рынком для российской органики является Китай, ставший крупнейшим в мире импортером сельскохозяйственной продукции. В 2023 году мы провели ряд встреч с коллегами из КНР, где среди ключевых вопросов были поставки российской органической продукции в Китай и взаимопризнание органических стандартов между нашими странами. Удалось достичь важных договоренностей. В июне этого года Роскачество организует централизованный стенд российской органической продукции на выставке Biofach China - 2024 в Шанхае. Это важное торговое событие в области натуральных продуктов питания, косметики и текстиля в КНР, и более того, это единственная торговая ярмарка в Китае, которая специализируется на сертифицированных органических продуктах.

Одним из основных вопросов для международной торговли органической продукцией является взаимопризнание сертификатов. Для этого мы ведем работу по признанию эквивалентности стандартов с коллегами из Саудовской Аравии, Турции, Омана. Первым государством, признавшим сертификаты, выдаваемые Роскачеством, стал Катар.

Также тесно работаем с нашими ключевыми партнерами - странами ЕАЭС. Соглашение о едином органическом рынке на пространстве ЕАЭС планируется заключить в этом году. После его принятия органическая продукция, произведенная в одной стране ЕАЭС по действующим стандартам, сможет беспрепятственно продаваться на рынках других стран союза. Производителям не нужно будет в каждой стране проходить новую процедуру сертификации для подтверждения соответствия органическим стандартам.

- Производители органики – это же часто небольшие предприятия. Предусмотрены ли для них какие-то дополнительные льготы?

- Да, верно. Производители органической продукции сейчас – это, в большинстве своем, небольшие локальные предприятия и крестьянско-фермерские хозяйства. В качестве меры поддержки уже третий год Роскачество предоставляет льготные условия для субъектов малого и среднего бизнеса. Также мы оказываем информационную поддержку производителям, регулярно рассказывая о них на ресурсах Роскачества и в СМИ.

Хотела бы развеять миф, что сертификация – это дорогое удовольствие. Но на самом деле условия прохождения сертификации в России очень привлекательны, а средняя стоимость услуги по подтверждению соответствия производства органической продукции составляет около 50-100 тыс. рублей. Это ниже европейской в 3-4 раза.

Отдельно отмечу возможности для продвижения локальных производителей в рамках Национального органического конкурса. Одна из номинаций - «Народный органический бренд». В этом году в списке претендентов было 23 бренда из 20 регионов России. Победитель будет определен по итогам всероссийского голосования, в котором мог принять участие любой желающий. В этом году более 130 тыс. человек отдали свои голоса за любимые бренды.

«ЭКОЛОГИЧНОСТЬ НА ВСЕМ ЖИЗНЕННОМ ЦИКЛЕ ПРОДУКТА»

- Какую продукцию сертифицируют чаще всего?

- Лидером по числу сертифицированной органической продукции являются производители продукции растениеводства. В России их выращивают около 53% производителей. Затем идет продукция переработки - 37%, следом животноводческая продукция – 8%. Но у нас есть заявки на сертификацию и экзотических продуктов, в частности, кофе и авокадо.

- А есть ли интерес к сертификации у иностранных производителей, которые импортируют органическую продукцию в Россию?

- Определенно. В прошлом году впервые были сертифицированы производители, у которых юридические лица находятся полностью за рубежом - производители винограда и вина из Испании и Италии, производитель оливок и оливкового масла из Туниса, чая из Грузии. Есть интерес к получению российского органического сертификата у производителей со всего мира, и это не преувеличение. Германия, Франция, Италия, Аргентина лишь немногие из них.

- Если говорить об экологически чистой продукции, то мы в первую очередь обращаем внимание на продукты питания. А находит ли экологичность отражение в непродовольственных категориях?

- Для потребителей важен экологический аспект в целом. Как показал опрос Центра изучения потребительского поведения Роскачества, абсолютное большинство опрошенных - 97% - стремятся к бережному отношению к окружающей среде, и это распространяется не только на выбираемую к употреблению в пищу продукцию.

Сейчас мы уделяем внимание бытовой химии и косметической продукции. 48% россиян предпочли бы экологически чистую косметику, даже если она будет стоить дороже. Но существует проблема - производители часто используют сугубо маркетинговые заявления об экологичности своей продукции, что является примером «гринвошинга» и введением потребителя в заблуждение. Производство органической косметики требует соблюдения принципов экологичности на всем жизненном цикле продукта – от его производства до переработки отходов.

С целью продвижения на рынке безопасных и экологичных товаров Минпромторг России поручил Роскачеству разработать проект ГОСТа на «зеленую» бытовую химию.

В Стандарт включен список натуральных ингредиентов, разрешенных к использованию в экологически чистой косметической продукции. Это вода, минералы и компоненты минерального происхождения, растения, в том числе грибы и водоросли, продукты, производимые живыми животными: молоко, мед, ланолин, пчелиный воск. Эти ингредиенты могут быть органическими - кроме воды и минералов, но факт органического происхождения должен быть все так же подтвержден сертификацией.

КТО ИМЕЕТ ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАТЬ «ЗЕЛЕНЫЙ ЭТАЛОН»?

- Есть экологически чистая продукция, экологически чистые товары. На какие еще отрасли распространяется экологичность? По каким направлениям помимо органики еще работает Роскачество?

- Организация также занимается «зеленой» продукцией, при производстве которой используются индустриальные способы ведения агрохозяйства, но минимизирован ущерб от производства для окружающей среды.

На данный момент существуют национальные стандарты на минеральные удобрения и на овощи закрытого грунта. Первые сертификаты соответствия этой зимой получили одна из крупнейших в России компаний по выращиванию тепличных овощей и один из ведущих ритейлеров страны. Они имеют право наносить на свою продукцию маркировку «Зеленый эталон».

Безусловно, достижение целей устойчивого развития требует уделить внимание самым различным отраслям. Роскачество сертифицирует компании-утилизаторы твердых бытовых отходов на соответствие требованиям системы сертификации ППК «Российский экологический оператор» (РЭО). Это позволяет подтвердить качество услуг по утилизации и гарантировать легитимность выполнения норматива по утилизации.

Помимо этого совместно с РЭО мы реализуем проект «Зеленый офис». Компании в рамках добровольной сертификации могут оценить свою политику, касающуюся ресурсосбережения офисных пространств по стандарту РЭО «Зеленый офис», и пройти сертификацию в Роскачестве.

Также, организация возьмет на себя проработку и подготовку изменений в таксономию зеленых проектов в сфере сельского хозяйства. Мы исходим из того, что устойчивое развитие требует комплексного и целостного подхода.