Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+1°
Boom metrics
Экономика
Эксклюзив kp.rukp.ru
2 декабря 2023 10:35

Нехватка водителей и рост цен на запчасти: Почему в России дорожает такси

В пассажирских перевозках не хватает 80 000 водителей
Поездки в такси за год подорожали в среднем более чем на 20%

Поездки в такси за год подорожали в среднем более чем на 20%

Фото: Мария ЛЕНЦ

МИГРАНТОВ СТАЛО МЕНЬШЕ

Поездки в такси за год подорожали в среднем более чем на 20%, сообщает служба «Яндекс Такси». Кроме того, в отрасли наметилась здоровенная кадровая дыра. Аналитики утверждают, что для нормализации цен стране необходимы еще около 80 тыс. водителей, из них 30 тыс. - в столичном регионе.

О проблеме, зреющей в службе пассажирских перевозок, «Комсомолка» писала около 2 месяцев назад, как раз после того, как вступил в действие новый закон о такси. Документ повысил требования к самим таксистам — в эту службу запретили нанимать судимых по средним и тяжелым статьям, малоопытных (у кого стаж менее 3 лет) водителей, злостных нарушителей ПДД (с 3 и более неоплаченными штрафами).

Кстати, в законе нет прямого запрета на работу в такси для неграждан России — главное, чтобы водитель имел право работать в России и обладал российским водительским удостоверением. А такой документ могут получить и иностранцы. Уточним к слову, что разрешается работать и с правами, выданными в Белоруссии, Киргизии, Казахстане, Абхазии и Северной Осетии.

В том, чтобы окончательно определить, кому разрешить садиться за баранку в машине с шашечками, а кому указать на выход, закон предоставил широкие права регионам. Можно даже проводить специальные экзамены на знание языка, города, умения общаться с пассажиром. Не прошел испытания — не сядешь за руль. Не потому что мигрант, а потому что работать не умеешь.

Хотя в некоторых регионах решили вообще закрыть или значительно ограничить приток приезжих в ряд профессий, в том числе и в такси.

ЗАКОН ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ. ФИНАНСОВЫХ

В результате мигрантов за баранкой стало меньше, отмечает профессиональный сервис «Яндекс Такси». И именно с этим связывает рост цен на перевозки. Однако считать, что только это привело к подорожанию такси, было бы преувеличением.

Сошлись несколько факторов. Новый закон привел к прямому увеличению расходов. Во-первых, подготовка машины к работе в такси. Ее нужно обклеить в установленные для всего региона цвета — чтобы издали было заметно: это именно официальное такси, а не левак какой-то.

- Нормальная пленка стоит в Москве тысяч 70, - рассказал «КП» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. - И менять ее надо примерно каждые 2-3 года, потому что на солнце она имеет свойство прилипать так, что потом не отдерешь. Снятие пленки — еще минимум 30 тысяч.

Во-вторых, со следующего года таксисты должны будут иметь полис ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика) — это еще примерно 7 тысяч рублей.

В-третьих, таксисту добавилось забот: нужно оформлять справки о несудимости, подключаться к специальной цифровой платформе — все эти непродуктивные траты времени и эмоций требуют материальной компенсации.

ТАКСИСТЫ ВЫШЛИ В ЛИДЕРЫ ПО ЗАРПЛАТЕ

Это только то, что связано с новым законом. Но у роста тарифов есть и более веская причина — это в-четвертых.

- Поездки на такси подорожали из-за подорожания всей автомобильной сферы - роста стоимости самих автомобилей, запчастей, горюче-смазочных материалов, ремонта, - рассказал «КП» председатель общественного движения «Форум Такси» Олег Амосов. - Автомобили подорожали — их стали закупать меньше. Меньше стало машин в парках. Люди хотят ехать, а машин нет.

В-пятых, в такси еще в сентябре наметилось вымывание кадров. Не только мигрантов, которых стал выдавливать из профессии новый закон. Люди уходили в смежные сферы - курьерскую доставку, в логистические компании — там, по словам Амосова, заработки гораздо выше и нет таких ограничений и справкособирательства. Ведь как бывает: человек знает, что есть где-то зарплаты и повыше, но он привык к своему месту, поэтому сидит и никуда на сторону не смотрит. Но если начинаются какие-то перемены, которые еще неизвестно, чем закончатся, в такой ситуации многие начинают подыскивать новую работу.

Такие движения в среде таксистов происходили в сентябре-октябре. А те, кто остались, вдруг заметил, что в ноябре их заработки существенно выросли — как раз за счет повышения тарифов. По данным сервиса hh.ru в последний осенний месяц водители такси вышли в лидеры по зарплате среди рабочих профессий — 105 тыс руб в месяц.

Ну и наконец, шестая причина роста тарифов — некоторые люди стали жить богаче: чаще ездить на такси (за год этот показатель вырос на 20%), а в крупных городах увеличилась доля поездок на такси класса «Комфорт», которые стоят дороже, чем «Эконом».