Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+1°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
8 декабря 2023 14:05

Психологи разбирают причины расстрела в брянской школе: Как отсутствие поддержки в семье порождает трагедии

Опубликованы способы профилактики срывов у детей и подростков
Цветы и игрушки у ограды гимназии № 5 в Брянске. Фото: Надежда Михеева/ТАСС

Цветы и игрушки у ограды гимназии № 5 в Брянске. Фото: Надежда Михеева/ТАСС

Трагический случай в Брянске, когда 14-летняя девушка пронесла в школу оружие и открыла стрельбу по соученикам, вновь поставил вопросы о возможных причинах подобного агрессивного поведения подростков и о том, что мы можем сделать для профилактики подобных трагических ситуаций. Как понять, что с ребенком творится что-то неладное и куда обратиться за помощью? В поиске ответов на эти вопросы «Комсомолка» обратилась к экспертам, доценту кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» ФГБОУ ВО МГППУ, члену Ученого совета МГППУ, члену редколлегии журнала «Психология и право» Варваре Делибалт и кандидату психологических наук, доценту кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» ФГБОУ ВО МГППУ, руководителю магистерской программы «Юридическая психология и детство: экспертиза, сопровождение и профилактика», члену редколлегии журнала «Психология и право» Наталье Богданович.

ЧТО ПРОВОЦИРУЕТ АГРЕССИЮ И НАСИЛИЕ У ПОДРОСТКОВ?

По статистике число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, за последние годы снижается, причем эта тенденция отмечается во всем мире. Но есть одна особенность: на этом фоне заметно утяжеление преступлений и более ранний возраст первого правонарушения, рассказывает Варвара Делибалт.

- Среди причин – целый ряд факторов. Это и возрастные и индивидуально-психологические особенности детей и подростков. Тут можно назвать незрелость, импульсивность, несформированные навыки самоконтроля, подавленность, ведомость подростка, социально-экономическое неблагополучие. Среди причин и осложненные или конфликтные отношения со сверстниками, буллинг (травля сверстниками), неблагополучие в семье, а также недоступность или несвоевременность той или иной помощи. Перечисление можно продолжать и не стоит искать причину только в одном факторе, например, в буллинге, - говорит эксперт. - Многие дети или взрослые подвергались буллингу, но большинство не то, что не совершает общественно опасных деяний, а даже не думает об этом.

Скорее, подобные острые ситуации ставят серьезный вопрос, а что необходимо сделать, чтобы предотвратить подобные случаи, считает эксперт.

Среди путей решения и поддержка семей, и развитие системы социальных сервисов и служб помощи в шаговой доступности, возрождение психологической службы в школах, когда работает целый штат психологов разных специализаций, да и других специалистов (логопедов, дефектологов). Важна подготовка квалифицированных профессионалов со знаниями и практикой в области юридической психологии детства, в сфере отклоняющегося поведения, возрастной и клинической психологии, развитие системы доступных досуговых центров. Это целый комплекс работ, а не задача одного педагога или одного конкретного специалиста.

- Знаете, мы ведь адекватно, почему врач-офтальмолог лечит глазные болезни, но не лечит все остальное, хотя может оказать при этом первую медицинскую помощь. Здесь похожая ситуация. Для работы с такими ситуациями требуются специальные познания, подготовка и компетенции, - говорит Варвара Делибалт.

КТО ОСОБО УЯЗВИМ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ?

На самом деле причины подростковой агрессии в разные годы пробовали связать с разными изменениями в общественной жизни. В послевоенные годы были попытки объяснить агрессивное поведение следствием психологической травмы, в 60 - 70-е годы – влиянием телевидения, в 90-е – нулевые – влиянием видеоигр, сейчас – воздействием интернета и социальных сетей.

- Вообще это очень сложный и тонкий вопрос. Мы должны понимать, что интернет, девайсы, гаджеты, социальные сети, мессенджеры и прочее, — это инструменты, - говорит Наталья Богданович. – И, как любыми другими инструментами, ими нужно учиться и учить пользоваться. Сам по себе интернет, паблики и онлайн-каналы — это просто средства коммуникации и средства информации. Другой вопрос, что потребляемый контент может быть очень разным - как развивающим, познавательным, так и токсичным, когда информация может вызвать стрессовую реакцию. Или это риски, связанные с общением, когда ребенок, подросток, да и взрослый может столкнуться с обманом и использованием со стороны другого человека, с давлением и агрессией. Поэтому важно, чтобы взрослые помогали детям распознавать эти риски, учили выбирать правильные стратегии действий в виртуальной среде.

! Важно. Особенно уязвимы в виртуальной среде те дети, у которых уже есть сложности: длительный хронический стресс, переживание психологической травмы в реальной жизни, отсутствие поддержки со стороны взрослых и сверстников, в том числе длительное. Это и конфликты в семье, в школе с одноклассниками или учителями, социальное неблагополучие в целом. В таком случае шок-контент, трэш-стримы могут создавать своеобразный сдвиг представлений о социальных нормах. Для некоторых детей, подростков или взрослых это может иметь эффект заражения.

ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ

Говоря о семье как возможной причине, нужно быть очень аккуратными и деликатными. Это очень чувствительная тема, потому что она является одной из самых важных ценностей для всех людей, отмечает Варвара Делибалт.

- Опыт, практика и исследования показывают, что осложненные взаимоотношения в семье, тяжелые конфликты, жестокое обращение, к которому относятся в том числе и пренебрежение, отсутствие поддержки между членами семьи и особенно по отношению к ребенку, все это очень серьезные обстоятельства, которые сложно пережить, - говорит эксперт. – Дети, и мальчики, и девочки, всегда остро переживают эти проблемы, причем часто скрыто от посторонних глаз, поскольку ребенок пытается с ними справляться привычными способами. Но накапливаясь, эти переживания могут осложнять жизнь ребенка в обществе. Такой ребенок и семья нуждаются в помощи и поддержке. Но зачастую этому препятствует невнимательность взрослых, стереотипы и страхи в отношении психосоциальной помощи, отсутствие в шаговой доступности центров помощи или невысокая квалификация специалистов. Так что источник проблем – это комплекс факторов, где семейный стресс (назовем это так) один среди прочих.

Трагедия в Брянске, когда старшеклассница пронесла в школу оружие и открыла стрельбу по ученикам, вновь поставил вопросы о причинах подобного агрессивного поведения подростков.

Трагедия в Брянске, когда старшеклассница пронесла в школу оружие и открыла стрельбу по ученикам, вновь поставил вопросы о причинах подобного агрессивного поведения подростков.

Фото: Shutterstock

ВОПРОС - ОТВЕТ

Кажется, что такой выплеск гнева нетипичен для девушки, так ли это?

- В процессе нашего развития нам - людям - свойственна агрессия, - говорит Наталья Богданович. - Взрослея, овладевая своим поведением, мы учимся им управлять, расширяем свой поведенческий репертуар, учимся конструктивными способами решения конфликтов или трудных ситуаций. Да, исследования показывают, что мальчикам свойственна больше прямая физическая и прямая словесная агрессия, девочкам - прямая словесная и косвенная словесная (в виде сплетен, слухов и так далее) агрессия. Но агрессия свойственна и тем, и другим.

У всех подростков есть так называемые пики проявления агрессивного поведения.

Например, у мальчиков это 12 лет и 14-15 лет, у девочек - 11 лет и 13 лет. Большинство детей и подростков учатся с ней совладать, рефлексировать (обдумывать), контролировать, управлять. Среди тех, кто совершал нападения на образовательные организации, статистически чаще были мальчики, но при этом были случаи, когда такие действия собирались совершить девочки, но их успевали остановить.

Особенно уязвимы в виртуальной среде те дети, у которых уже есть сложности.

Особенно уязвимы в виртуальной среде те дети, у которых уже есть сложности.

Фото: Shutterstock

РЕБЕНОК НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ, ЕСЛИ:

- резко снижается успеваемость в школе,

- есть сложности в отношениях со сверстниками,

- снижается интерес к общению,

- внезапно появилась и нарастает подавленность, пониженное настроение, апатия, пессимистичность, грусть,

- дистанцирование от сверстников и взрослых не проходят в течение двух и более недель,

- появляются высказывания или какие-то косвенные признаки (например, рисунки) суицидальной направленности или есть признаки самоповреждающего поведения (порезы, ожоги).

! Все то, что резко или внезапно, нетипично для поведения ребенка или подростка - важный сигнал.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЮ?

1. Доверять себе и своей интуиции, решиться самому обратиться за консультацией, если что-то беспокоит и тревожит.

2. Если родитель по каким-то причинам опасается начать с очной консультации, то сейчас достаточно много горячих линий и телефонов доверия, онлайн-чатов помощи и поддержки, которые работают круглосуточно, анонимно и бесплатно. С их помощью можно получить первичную консультацию, поговорить о своих страхах, сомнениях, опасениях, тревогах, в конце концов выговориться в безопасных для себя условиях. Можно обратиться, например, по номеру Всероссийского Детского телефона доверия (бесплатно, круглосуточно) 8-800-2000-122.

3. Очную помощь можно получить в психологической службе образовательной организации или в центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи системы образования, учреждениях социальной защиты населения, центрах молодежной и семейной политики, учреждения здравоохранения, НКО. Здесь все будет зависеть от той инфраструктуры социальных сервисов, которые имеются в регионе проживания.

КАК ПОГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ?

1. Во время общения и беседы с ребенком или подростком говорите спокойно и доброжелательно. Без осуждения, оценивания и нравоучений. Дайте понять, что вы, в первую очередь, беспокоитесь о нем и не ставите своей целью наказать, а хотите поддержать и помочь.

2. Дайте подростку возможность высказаться, поделиться своими ощущениями и переживаниями по поводу тех или иных ситуаций и событий в его жизни.

3. Отмечайте положительные стороны ребенка, не делая акцент на отрицательных, чтобы не навешивать ярлыки. Старайтесь оценивать не самого ребенка, а его поступки. Избегайте публичного порицания или сравнения с другими детьми.

4. Проявляйте интерес не только к успеваемости ребенка, но тактично и деликатно к его состоянию и переживаниям. Спрашивайте, что происходит в его жизни, о его интересах и круге общения.

5. Во время беседы, если мнение ребенка противоречит вашему, попробуйте построить с ним конструктивный диалог.

6. Обращайте внимание на свои чувства и эмоции. Если вы злитесь или испытываете другие сильные чувства во время общения с ребенком, то сделайте паузу, рассмотрите возможность обратиться к психологу или социальному педагогу. Иногда важно самому получить поддержку, чтобы быть опорой и поддержкой для ребенка.

7. Ребенок может скрывать школьные события от вас, опасаясь, что его не поймут и отвергнут. Налаживайте и поддерживайте доверительные отношения с ним.

8. Если Вы столкнулись с тем, что ребенок или подросток делится проблемой, с которой вы не можете справиться сами, сохраняйте спокойствие, говорите искренне и постарайтесь определить, насколько серьезна ситуация. Попытайтесь донести, что любые действия направлены на его благо и возможно ему следует обратиться при Вашей помощи к другим специалистам.

9. Постарайтесь выработать с ребенком и другими специалистами (например, школьными психологами или социальными педагогами) совместный план решения проблемы.

10. Если вы увидели положительные изменения в поведении ребенка, не скупитесь на похвалу и одобрение.

! И помните, что родители — это самые главные люди в жизни ребенка или подростка, а семья очень мощный ресурс поддержки!

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО РЕБЕНОК В ЗОНЕ РИСКА?

Специалистами МГППУ разработан Навигатор профилактики и памятки по разным видам отклоняющегося поведения у детей. Эта инструкция, прежде всего, ориентирована на классных руководителей, педагогов, но может оказаться подспорьем и для родителей, поможет понять, что это такое - «отклоняющееся поведение».

ВОПРОС РЕБРОМ

Должны ли учителя отслеживать детей на грани?

После трагедии в брянской школе в Госдуме решили срочно рассмотреть (уже в декабре) законопроект о профилактике травли в школах. Документ разработан больше года назад, но завис в парламенте. Если коротко, то речь идет о создании некоего единого стандарта оценки психологической обстановки в учебном учреждении. Учеников-нарушителей предлагают отчислять (крайняя мера), а родителей и школы – штрафовать за нереагирование на сигналы.

В течение учебного года дети до 6-8 часов проводят в школе – это больше, чем с родителями. Должны ли учителя отслеживать атмосферу в классе, подсказывать родителям, что их сын/дочь в пограничном состоянии? Комментирует Наталья Сченснович - многодетная мама, директор и учредитель некоммерческой образовательной организации «МИРНО», кандидат педагогических наук, автор технологии бесконфликтного общения между учителями и родителями.

- Ох, надавили на болевую точку, - с грустью говорит эксперт. – Все это важно, нужно – и отслеживать, и замечать, и помогать родителям, просвещать, потому что буллинг происходит или при попустительстве взрослых, или по их инициации. Но не уверена, что это по силам учителям. На них слишком много задач и обязанностей. Езжу по регионам и вижу, как бедные педагоги, чтобы заработать мало-мальски нормальные деньги, работают в две смены, тянут по два классных руководства, плюс немеряно кружков. Решать человеческие проблемы можно, когда условия труда человеческие. Учителей ведь и вдохновлять нужно, поддерживать. А у многих нет сил даже платье новое купить или в салон красоты сходить. А еще в школах должны работать не просто психологи, а нейропсихологи, и специалисты по коррекции поведения детей.