Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+23°
Boom metrics
Экономика10 июня 2024 12:10

«Большой стране – масштабную экспедицию»

Богдан Булычев с командой продолжает преследовать свою цель: проехать всю Россию вдоль ее границ на российской колесной технике
Богдан Булычев.

Богдан Булычев.

Фото: Константин ОЛЬХИН.

Четыре месяца вся страна с увлечением следила за экспедицией «Россия 360». Богдан Булычев и команда прошли вдоль северной границы страны, от самой западной точки до самой восточной, вдоль Северного морского пути. Впереди у путешественников второй этап. На Петербургском международном экономическом форуме Богдан пришел в гости к «Комсомолке», которая стала информационным партнером масштабного проекта, подвел итоги и рассказал о новых планах.

- Как вообще пришла идея столь масштабного путешествия?

- Я с удивлением узнал, что существует много путешественников, которые участвовали в кругосветках, но никто никогда не объезжал страну по периметру границ. Я решил, что это какая-то несправедливость. Почему бы не гордиться «кругосветом» вокруг России? Тогда я стал изучать маршрут. Оказывается, были путешественники, которые хотели такой маршрут пройти и даже предпринимали попытки, но никто так и не смог это сделать. Ну раз так никто не делал, значит нужно сделать.

Для того чтобы это было еще и интересно, мы взяли технику российского производства. А для того, чтобы это было сложнее, мы взяли только колесную технику. Никаких гусениц! А проблема в том, что примерно на девяносто семи процентах арктического побережья от границы с Норвегией до границы с Америкой вообще нет дорог.

В итоге мы установили три мировых рекорда. Стали первыми, кто в истории страны проехал вдоль северной границы, первыми, кто приехал на российской технике на Камчатку своим ходом. Еще один мой личный рекорд: у нас было два вездехода, и я все время был за рулем в первой машине. Во второй ребята менялись, там было три водителя. А вообще в экспедиции участвовали 24 человека, в том числе и заместитель главного редактора «Комсомольской правды» Евгений Сазонов. Но весь маршрут прошли четверо.

- Как вообще люди отнеслись к этой идее, что они говорили? Что-то вроде, «Богдан, ты с ума сошел»?

- Многие говорили, что мы не доедем, что у нас не получится, что мы застрянем где-нибудь. Причем и профессиональные путешественники тоже так считали. Но у нас получилось. Мы опробовали этот маршрут, и доказали, что так можно доставлять грузы. Это сделает перемещение по Арктике быстрее, удобнее, комфортнее и безопасней. Это позволяет сэкономить государственные деньги! Более того, мы сейчас хотим инициировать даже создание определенной категории, возможно, это будет категория Х, так скажем арктического водителя. Потому что там, конечно, есть своя специфика управления транспортом.

- На чем вы ехали? Это был какой-то супервездеход?

- Мы, конечно, выбрали самый интересный, самый комфортный, самый надежный вездеход под названием «Бурлак». Но даже у такой техники, безусловно, были поломки. Мы их чинили. В итоге, и я считаю, что это очень важно, мы обсудили их с заводом, дали обратную связь, что нужно доработать. По сути, это были серьезнейшие испытания для машины. И теперь завод сможет принять наши замечания, и вывести «Бурлака» на фантастический уровень. Он будет лучшим в мире просто!

Причем мы даже по ремонту отработали определенную технологию, и ей тоже поделились с производителем. Скажем, колесо вездехода весит сто шестьдесят килограммов. Вот казалось бы его надо вдвоем снимать. Но уже через месяц у нас один человек справлялся. Мы колесо снимали, ставили, производили ремонт за пять-семь минут, и дальше в путь!

- А продукты где брали? Завалили багажник?

- Ну много с собой взяли, всякую заморозку. Что-то покупали в райцентрах. Там в магазинах все есть, даже «Кока-кола». Однажды купили половину оленя у охотников. Туша у нас на крыше ехала, мы мясо понемногу ели. Потом нас оленина достала, и мы обменяли остатки оленя на рыбу, прямо на берегу океана. Ну то есть у нас такой был естественный обмен.

- И вот вы едите по этой бесконечной снежной степи...

- …Мы называли ее «арктический космос»…

- …Едите по арктическому космосу, и вот вы встречаете, например, охотника или рыбака. Как это вообще? Что вы чувствуете в этот момент?

- Слушайте, ну это как в открытом море корабль встретить. Это праздник. Любой человек, любой населенный пункт, любая полярная станция - это сразу радость. А вообще на севере немножко по-другому приоритеты и ценности расставлены. Нужно всегда остановиться у любой машины. Это норма. Нужно помочь любому человеку. Потому что если не поможешь, то человек может умереть. Ну и мы часто чем-то обменивались. Оставляли что-то на память местным, они нам тоже сувениры дарили.

Классная была встреча с атомным ледоколом. Он проводил нас, мы сняли шикарные кадры, а потом капитан пригласил на борт ледокола, мы поднялись, посмотрели, сняли про него отдельный обзор. Ну и нужно отметить, что мы встретили всех животных обитающих в арктической зоне нашей. Абсолютно всех вообще, от оленей до белого медведя.

- А сложности были на пути? Ну когда казалось, что дальше уже не получается проехать.

- Конечно были, но у профессиональных путешественников это просто повод решить проблему и двигаться дальше. Однажды нам потребовалась одна запчасть. Она летела к нам на самолете из Москвы в Якутск. Потом маленьким самолетиком доставлялась из Якутска в небольшую деревню. А затем уже местный охотник на снегоходе вез ее к нам.

Еще в поездке у нас было два географических открытия. Казалось бы, уже в двадцать первом веке, когда открыто-переоткрыто все! Так что это чудо. В районе реки Колыма, у границы с Чукоткой, мы нашли такое плато, на котором были столбы выветривания. Вот представьте себе, это плато никак не называлась. И не было названия ни у одного из этих вот столбов. А сейчас на границе Якутии и Чукотки есть замечательное плато с двенадцатью вершинами, которые носят фамилии двенадцати участников нашей команды, которые находились в «Бурлаке» в тот момент.

Еще открыли остров. Мы так удивились, когда его увидели, ведь его нет ни на одной карте, что назвали его остров Неожиданный. А пролив, который отделяет его от суши, называется пролив Лады - в честь моей жены.

В итоге с января по май за девяносто семь дней мы проехали шестнадцать тысяч километров.

- А дальше что? Надо думать, что приключение не заканчивается.

- А сейчас нас ждут Курилы, Сахалин и южная граница России. Уже 10 июня улетаю на Дальний Восток, и мы возобновляем экспедицию. Закончим в декабре на том же месте, откуда стартовали. Заедем по дороге и в Калининград, и в новые регионы. Техника теперь будет другая. Разные автомобили, российские, где-то даже поедем на квадроциклах, возможно.

- Как следить за вашими перемещениями?

- «Комсомольская правда» наш партнер, и все отлично рассказывает! Плюс аккаунты нашего пробега в соцсетях. А еще, кстати, мы ведем переговоры с федеральными каналами и с онлайн-кинотеатром о том, чтобы они показали наш многосерийный фильм, который нам удалось сделать. Там есть просто шикарные кадры! Такого точно никто не видел. Тем более, что мы проехали и проедем еще по пятидесяти восьми регионам нашей страны. Страна у нас большая, и проекты должны быть большие!