Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+24°
Boom metrics
Общество13 декабря 2023 8:30

Что год грядущий нам готовит?

Каким будет туризм в обозримом будущем?

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ. Перейти в Фотобанк КП

В середине декабря в редакции «Комсомольской правды» состоялась конференция на тему «Туристическая отрасль: итоги 2023 и взгляд в 2024».

За круглым столом собрались: редактор разделов «Отдых в России» и «Маршрут построен» медиагруппы «Комсомольская правда» Дарья Панкина; Президент Общенационального союза индустрии гостеприимства, GR-директор Монтера Групп Алексей Волков; генеральный директор Отеля и Конгресс-центра «Вега» Измайлово (г. Москва) Валерий Максимов; заместитель генерального директора по маркетингу и продажам «Роза Хутор» Рушан Сабиров; директор по стратегическому развитию и маркетингу Национальной курортной ассоциации, ведущий эксперт Премий Правительства РФ в области качества Ольга Тимашпольская; д. т. н., профессор, генеральный директор Независимого центра классификации и экспертизы «ХорекаЭкспертГрупп», президент Международной ассоциации пищевой безопасности Ольга Пасько; заместитель руководителя отдела развития отраслевых решений и интеграций Okdesk Александр Шиянов; генеральный директор ООО «Гостиничный комплекс «Восток», город Тюмень, Алексей Гоцык; директор федерального ресурсного центра подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства РГУТИС Евгений Родионов.

Главным предметом обсуждения стали самые яркие события, тренды и инсайты туротрасли в 2023-м.

Дарья Панкина, редактор раздела Отдых в России и Маршрут Построен медиагруппы Комсомольская правда

Дарья Панкина, редактор раздела Отдых в России и Маршрут Построен медиагруппы Комсомольская правда

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ. Перейти в Фотобанк КП

«Читатели «Комсомольской правды» хотят больше знать про туризм, - начала свое выступление редактор разделов «Отдых в России» и «Маршрут построен» медиагруппы «Комсомольская правда» Дарья Панкина. - Есть запрос на внутренний туризм. Именно так у нас появился сайт «Отдых в России». Он был запущен в 2019 году. Этот проект стал не просто сайтом про туризм. У нас получился ресурс о нашей большой стране, о том, какая она, как она живет, о ее удивительных местах, традициях ее жителей. И на данный момент, спустя уже четыре года, мы можем сказать, что задачу показать читателям свою собственную страну мы успешно выполняем.

На сегодня в проекте «Отдых в России» открыто более 220 разделов о конкретных направлениях для путешествий и видов отдыха по России, и мы видим, что эта тема востребована у читателей, страницу нашего сайта каждый месяц просматривают практически 5 миллионов раз. Мы подключили в «Отдыхе» партнерскую программу экскурсий, и благодаря этому пользователь, приходя узнать про какое-то направление, может сразу же забронировать экскурсию. Например, пришел человек прочитать у нас про Сочи, читать про достопримечательности, и сразу видит предложение экскурсионных туров по этим достопримечательностям».

Алексей Волков, Президент Общенационального союза индустрии гостеприимства, GR-директор Монтера Групп

Алексей Волков, Президент Общенационального союза индустрии гостеприимства, GR-директор Монтера Групп

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ. Перейти в Фотобанк КП

Инсайты

«Сегодня важно отметить, что у нас два года существует Комитет по туризму в Государственной Думе и при нем экспертный совет. Мы масштабно ворвались в развитие внутреннего туризма, и после пандемии взрывной рост туристических потоков наблюдается практически повсеместно, - заявил Президент Общенационального союза индустрии гостеприимства, GR-директор Монтера Групп Алексей Волков. - Отдельно отмечу, что рост туристического потока в стране в этом году отмечается в районе 18%. Мы фактически достигли цифр и экономических показателей 2019 года. Сегодня по стране отмечено практически 115 миллионов поездок на 1 октября 2023 года. Лидером, безусловно, является автотуризм, который увеличился приблизительно на 35% в целом по количеству путешествующих на своем собственном автомобиле. Для нас этот потенциал еще полностью не раскрыт, и я надеюсь, что все автотуристы, которые имеют автомобиль, но не ездят по стране, обязательно воспользуются такой возможностью, потому что строятся новые дороги, появляются трассы уже не просто до Казани, а до Владивостока, и скоро вся страна будет связана дорогами и современными трассами с придорожным сервисом.

В ближайшее время будет утверждена концепция развития автотуризма и придорожного сервиса в стране. Отдельно отмечу, что правительство Российской Федерации утвердило план мероприятий по развитию яхтенного туризма».

Валерий Максимов, генеральный директор Отеля и Конгресс-центра «Вега» Измайлово (г. Москва)

Валерий Максимов, генеральный директор Отеля и Конгресс-центра «Вега» Измайлово (г. Москва)

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ. Перейти в Фотобанк КП

Что готовят крупные города: где остановиться, как выбрать отель

«Внутренний туризм набирает обороты. Это видно, это заметно. Год складывается очень удачно, и очень хорошие перспективы на следующий год, - взял слово генеральный директор отеля «Вега» в Измайлово Валерий Максимов. - Мы в этом году уже были и в Суздале, и в Махачкале, и в Грозном, в Туле, а лет 5 назад нам было трудно представить, что мы будем ездить по таким городам. Приезжая в наши города, всюду видим изменения.

Сейчас отель должен быть местом притяжения в той или иной локации.

Например, у нас в Измайлово есть интересные локации: и Кремль, и музей-заповедник, и Измайловский парк, и концертный зал, катки, аттракционы, конноспортивный клуб и многое другое. После пандемии мы хотели вернуть семейных гостей в наш отель в период спада деловых сезонов, когда отель заполнен бизнес-путешественниками, и начали собирать пакетное спецпредложение: стали договариваться с партнерами из объектов развлечений в шаговой доступности от отеля, сформировали «ядро» этого продукта (фиксированный спецтариф на проживание с включенным питанием для двоих или троих гостей, где один из них - ребенок младше 14 лет).

Спецпредложение «Путешествие в Измайлово» было запущено летом 2022 года и формировалось как конструктор - по интересам гостей. В основе - проживание с завтраками в отеле «Вега», а далее гости могли выбирать спецпредложения от партнеров, например, посещение Кремля в Измайлово или музея-заповедника, бонусы от аттракционов в Измайловском парке или спецпрограммы в конноспортивном клубе «Измайлово», ужин по сет-меню в ресторане и многое другое. Потом мы начали это рекламировать не только в Москве, но и по всей России (через медиапроекты и на роуд-шоу среди региональных туроператоров, в том числе организованных Мостуризмом). И потихоньку это заработало: в летнем сезоне 2023 года продажи этого предложения для городского путешествия с семьей в Москву выросли в 10 раз по сравнению с пилотным сезоном лета 2022 года. Нас это очень радует!

И если говорить об этом годе, то для нас он сложился очень успешно. Мы уже давно перешли на уровень выше, чем 2019 год, обогнав его буквально на 10,97%».

Рушан Сабиров, заместитель генерального директора по маркетингу и продажам "Роза Хутор"

Рушан Сабиров, заместитель генерального директора по маркетингу и продажам "Роза Хутор"

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ. Перейти в Фотобанк КП

Регионы притяжения. Куда держать путь зимой

«Роза Хутор» - самый большой горный курорт в нашей стране, общий номерной фонд 2749 номеров, от апартаментов до 5-звездочных отелей, - присоединился к дискуссии заместитель генерального директора по маркетингу и продажам горного курорта «Роза Хутор» Рушан Сабиров. - На курорте представлены такие сети, как Radisson, Park Inn, российские бренды «Азимут» и AYS. Недавно появился новый представитель в нашей линейке - это 4-звездочный отель «Эрбелия от Васта». Что касается инфраструктуры, здесь мы тоже одни из лидеров рынка. Для качественного отдыха у нас есть всё. «Роза Хутор» является впечатляющим примером эффективного наследия сочинской Олимпиады 2014 года, в этом году мы, кстати, будем отмечать десятилетие этого масштабного события. В постолимпийский период наш курорт динамично развивался, стал круглогодичным, появилось много точек притяжения. Конечно, гости едут за впечатлениями. Отели, рестораны, кемпинги, глэмпинги, смотровые площадки, развлечения, фестивали, концертные залы, этнокомплексы, парки водопадов - это всё про нас, и такой набор активностей делает курорт весьма привлекательным местом для отдыха. И сегодня все больше гостей выбирают горы для своего отпуска. Хотелось бы отметить, что мы славимся не только зимней горнолыжной инфраструктурой, но и возможностями лета, когда можно отправиться в горный поход и провести время наедине с потрясающей природой Западного Кавказа. Для этого у нас открыты 110 км маркированных троп в горах, есть очень интересные маршруты и опытные гиды. Также у нас работает собственный черноморский пляж, до которого всего 40 минут езды. И естественно, мы обеспечиваем трансферами наших гостей. Неудивительно, что этим летом мы поставили своеобразный рекорд по посещаемости.

В этом году мы открыли горнолыжный сезон раньше запланированного срока - уже 8 декабря. За последние 5 лет это самое раннее открытие горнолыжных трасс. Мы готовимся к приему до 18 тысяч человек ежедневно.

Поскольку под занавес года принято подводить итоги, хочу сказать, что «Роза Хутор» стал самым посещаемым горным курортом страны. За 12 месяцев 2023 года у нас побывало более 2 миллионов гостей.

Так что вновь ждем наших гостей. И, как всегда, готовы сделать все возможное для отличного отдыха и наилучших впечатлений!»

Ольга Тимашпольская, директор по стратегическому развитию и маркетингу Национальной Курортной Ассоциации, ведущий эксперт Премий Правительства РФ в области качества

Ольга Тимашпольская, директор по стратегическому развитию и маркетингу Национальной Курортной Ассоциации, ведущий эксперт Премий Правительства РФ в области качества

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ. Перейти в Фотобанк КП

Проблемы и пути их решения

«В нашей стране уже сложился системный подход к повышению качества санаторно-курортной отрасли и лучшим практикам. Надо отметить, что санатории уже не те. Они очень сильно изменились: и объекты туристической инфраструктуры, и пляжи, и терренкуры, и экскурсии - это всё присутствует в санаториях, плюс, конечно, очень сильно выросло качество услуг, - взяла слово директор по стратегическому развитию и маркетингу Национальной курортной ассоциации, ведущий эксперт Премий Правительства России в области качестве Ольга Тимашпольская. - Стратегические цели, которые мы ставим перед собой, полностью совекторны с указом президента РФ о национальных целях развития России до 2030 года. Это сохранение здоровья и благополучия наших людей.

Что такое благополучие в целом? Это состояние, в котором человек стремится к непрерывному процветанию во всех сферах своей жизни. И человек, который благополучен, он здоров, он счастлив, он эффективен, он рождает новые идеи, новых детей, и он лучше работает. Поэтому, повышая благосостояние наших людей, мы повышаем эффективность, производительность труда и в целом благосостояние нашей страны. Вот такая цель и у нас. Но, конечно, не все гладко. Самое главное - кадровый кризис, о котором уже много говорилось, это многофакторный стресс, и это понижение качества менеджмента.

Один из инструментов, который может развивать наши предприятия, это премии в области качества. Согласно поручению председателя правительства РФ Михаила Владимировича Мишустина, создается система конкурсов и премий, направленных на внедрение культуры качества производства и рост эффективности бизнес-процессов в нашей стране. И мы действуем соответственно этому курсу, совместно с Роскачеством была утверждена отраслевая премия за достижения в области менеджмента качества санаторно-курортных услуг.

С каждым годом мы привлекаем все больше объектов санаторно-курортной отрасли, партнеров, а также отелей. Мы хотим как можно больше участников конкурса, призываем их не бояться, потому что это народная и федеральная поддержки и это действительно достижения.

Ну и конечно, санатории России - это ключевой элемент сохранения здоровья нации и повышение экономического потенциала страны».

Ольга Пасько, д.т.н, профессор, генеральный директор Независимого центра классификации и экспертизы "ХорекаЭкспертГрупп", президент Международной Ассоциации Пищевой Безопасности

Ольга Пасько, д.т.н, профессор, генеральный директор Независимого центра классификации и экспертизы "ХорекаЭкспертГрупп", президент Международной Ассоциации Пищевой Безопасности

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ. Перейти в Фотобанк КП

«Действительно, радует развитие внутреннего туризма, развитие отелей и санаториев. И тема развития питания в этой части является немаловажной. Именно питание 30 лет назад обрушило нашу туристическую отрасль, когда Турция создала системы «всё включено», и наши туристы стали уезжать в эти туристические дестинации. Сейчас внутренний рынок подтянул это направление, и действительно, я хочу отметить положительную динамику в этом направлении и обсудить векторы развития этой темы в рамках нашей сферы гостеприимства, - продолжила тему доктор технических наук, профессор, генеральный директор Независимого центра классификации и экспертизы «ХорекаЭкспертГрупп», президент Международной ассоциации пищевой безопасности Ольга Пасько. - Мы работаем под лозунгом «Развивая питание, развиваем отели и санатории», поскольку это фактор очень важный. Россияне очень любят вкусно поесть, много и вкусно, и это не секрет. Поэтому, развивая питание, развивая дополнительные услуги в продажах питания, мы развиваем объекты».

Александр Шиянов, заместитель руководителя отдела развития отраслевых решений и интеграций Okdesk

Александр Шиянов, заместитель руководителя отдела развития отраслевых решений и интеграций Okdesk

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ. Перейти в Фотобанк КП

«Как эффективно обслуживать оборудование и инфраструктуру в индустрии гостеприимства? - с вопроса начал свое выступление заместитель руководителя отдела развития отраслевых решений и интеграции Okdesk Александр Шиянов. - Гости сейчас становятся более требовательными к качеству оказываемых услуг, и если в отеле либо в санатории есть какие-то неполадки, допустим, сломана дверная ручка, не работает лампочка либо еще какие-то проблемы с инфраструктурой, у них это вызывает негативную реакцию. И, по нашему мнению, сегодня качественное обслуживание инфраструктуры является одним из главных факторов, влияющих на стабильный спрос.

Какое здесь решение? Здесь нам могут помочь современные системы класса Help Desk. На рынке достаточно много российских производителей, которые представляют этот класс систем. Они разработаны специально для обслуживания инфраструктуры и оборудования. Допустим, технические специалисты или хозяйственный отдел, которые часто передвигаются по этажам, имеют мобильное приложение, которое заменяет им полноценное рабочее место. Гости могут при помощи QR-кода сообщить о своей проблеме и быть уверенными, что их заявка принята и максимально быстро будет выполнена.

По нашим данным, в результате увеличивается эффективность персонала и повышается удовлетворенность клиента. И, что не менее важно в наши непростые времена, использование систем данного класса экономически целесообразно. Каждый рубль, вложенный в них, по статистике, экономит для предприятия 10 рублей».

Евгений Родионов, директор федерального ресурсного центра подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства РГУТИС

Евгений Родионов, директор федерального ресурсного центра подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства РГУТИС

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ. Перейти в Фотобанк КП

Кадры решают все

Подмосковье теперь включено в число трех флагманских регионов, где располагается Федеральный ресурсный центр подготовки кадров для туристической области на базе РГУТиСа. На конференции в стенах «Комсомольской правды» также присутствовал директор центра подготовки кадров Евгений Родионов.

«Тема кадров поднималась практически во всех выступлениях. Известная фраза «кадры решают все» будет существовать столько, сколько будет существовать сама туристская отрасль. Еще несколько лет назад тема кадров на государственном уровне была на вторых или даже третьих ролях. Сейчас государство уделяет этому большое внимание. Растет туристический поток, растет спрос. Государство вкладывает большие деньги, кадры нужны!

Мы сталкиваемся с проблемой, что пока нет единой методики оценки потребности в кадрах. Нам нужно знать не только, сколько нужно менеджеров турфирм, сотрудников гостиниц и руководящего, линейного персонала, но также надо понимать, что гостиницы и курорты обслуживают инженеры, электрики, просто рабочие. Когда вводятся огромные объекты, они тоже нужны.

Следующий момент - важно думать о том, как удержать людей в отрасли. В прошлом году мы с компанией Brand Analytics проводили исследование, которое показало, что те люди, которые уже работают в туристской отрасли, зачастую могут из нее через некоторое время уходить, потому что сталкиваются с рядом проблем. Психологическое здоровье, особенности работы в туризме накладывают свой отпечаток. Важно сопровождать тех, кто уже работает в отрасли, с точки зрения психологии, адаптации, повышения их мотивации к работе.

Спрос на кадры увеличивается, но наблюдается небольшая стагнация в престижности профессии. Прежде всего это связано с пресловутым финансовым фактором - с уровнем зарплат. Средняя зарплата - 37 тысяч в отрасли. Это всего лишь половина от средней зарплаты по России. Разница предлагаемых и ожидаемых зарплат в туризме отличается минимум на 10 тысяч.

На престижность туристских направлений в системе высшего образования влияет и то, где учится студент. Я представляю РГУТиС - один из ведущих и единственный профильный вуз в туризме. Не у всех вузов есть возможности содержать квалифицированных преподавателей, иметь достойную и достаточную учебную и практическую базу. Поэтому на рынок не всегда приходят квалифицированные сотрудники. Эксперты в отрасли заявляют, что порядка 70% тех, кто работает, не имеют профильного образования. Важно повышать квалификацию тех, кто уже работает.

За три года мы сделали и образовательные программы, и стратегические сессии, интенсивы для студентов, и акселераторы. И в этом году на базе нашего университета по поручению президента был создан Федеральный ресурсный центр подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства».

Полную запись конференции можно посмотреть в нашей группе VK.