Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Общество14 декабря 2023 11:31

Герои в цветных плащах: за романтикой городской жизни пошел в курьеры

Чем профессия привлекает молодежь и уже состоявшихся в жизни

До пандемии профессия курьеров не казалась интересной и уж точно не была престижной. Курьер — это как почтальон, только вместо писем и газет — пакет с продуктами, платье или мясорубка.

Прошло три года — и доставка стала больше, чем «еще одна профессия». Про нее снимают блоги, готовят большие аналитические материалы, исследуют. Одни курьеры трудятся, не снимая с плеч термосумки. Другие выходят на подработку. Большинство, разумеется, за доходом. Но есть те, кто из интереса.

Потому что за пару лет профессию овеял романтический флер: «Быть в гуще городской жизни». А главное, стать курьером — просто.

29 ПОСЫЛОК В СЕКУНДУ

Но, может быть, все совсем не так. В поисках истины корреспондент «КП» решил прочувствовать на себе плащ доставщика и пообщаться с людьми внутри индустрии. На глаза попалось предложение от Ozon. Курьеры-партнеры маркетплейса еженедельно доставляют 17,5 млн заказов. Вы только моргнули, прошла одна секунда — а курьеры уже вручили 29 посылок!

У маркетплейса есть разные направления, в которых нужны люди. Например, Ozon fresh, который ориентируется на доставку продуктов питания, ищет курьеров — на велосипеды, мотороллеры или авто. Там нужно доставлять посылки и заказы из дарксторов компании. Это склады по городу, откуда пользователю в короткие сроки привозят заказ.

Но я решил, что хочу «поскучнее» (как я тогда думал), быть менее загруженным оперативными заказами. Среди вакансий нашел именно доставку заказов с маркетплейса. Выходить можно на своем авто (вместительные легковушки — лучше с кузовом «универсал»), на машине компании (минивэны, подпадающие под категорию B) или на грузовой машине.

Заполнил форму-заявку на сайте — имя, город, телефон. Минут через десять позвонил оператор колл-центра. Чтобы стать курьером, сначала нужно оформиться самозанятым — это делается просто: скачал и зарегистрировался в приложении «Мой налог» на смартфоне. Маркетплейс также попросил ИНН, СНИЛС и предоставить реквизиты банковской карты. Переводить оплату за заказы обещали еженедельно (тут не обманули!)

После — пригласили на короткую стажировку, а потом сразу можно приступать к заказам. Если развозить на авто компании, то перед началом сотрудничества нужно сдать что-то вроде экзамена ГИБДД: теорию и практику вождения.

«МЕЧТАЮ ВСТРЕТИТЬ ПРОДЮСЕРА»

В московском регионе у Ozon есть логистические пункты. Склады, куда привозят заказы покупателей. Сотрудники их сортируют и передают курьерам. Все работает как завод, в хорошем смысле слова. Одни раскладывают и распределяют по полочкам товары, другие — это мы, курьеры, — получаем готовые к отправке грузы.

На складе тебе выкатывают стеллаж на колесиках с твоими заказами. В Москве там в среднем 50-60 коробок и разнокалиберных упаковок.

Фото: Андрей АБРАМОВ.

– Рекорд у меня был — 90 адресов за смену, а вообще, знаю ребят, которые за день больше 100 заказов успевали развезти, – рассказал мой первый знакомый на новом месте — курьер Макс.

Он гитарист, и довольно хороший. Скинул подборку своих блюзовых демок послушать. Максим мечтает записать качественный студийный альбом. Сначала пробовал искать спонсоров, но инвесторы сейчас неохотно инвестируют в молодые таланты. Выступления в ресторанах много денег не приносят, да и бывают от силы пару раз в неделю. Молодой человек решил самостоятельно копить на мечту.

– Вот запишу альбом и буду постоянно флешку с собой носить. Вдруг продюсер какой знаменитый попадется на заказе. Я ему сразу презентую свою музыку, – шутит (хотя не без доли надежды) Макс.

Я сначала не поверил, что можно развезти даже 50 заказов за смену. Все же Москва, пробки, забитые парковки во дворах. Но оказалось, что доставки рассчитаны в определенном радиусе от склада. На одном адресе могут быть не одна посылка, а сразу несколько. Особенно если это большой жилой комплекс.

Никаких накладных, кип бумаги или терминалов для оплаты курьеры с собой не возят. Главный инструмент, кроме авто, — это смартфон с приложением. В нем отображается все, что нужно, — куда ехать, какой код домофона получателя, номер пользователя для связи, на всякий случай. Программа умеет сканировать штрих-коды на коробках — помогает точно собрать заказ в кузове и ничего не забыть, если у покупателя несколько коробок.

ДРУЖЕСКОЕ ПЛЕЧО В ЧАТЕ

В первую смену супертяжелых грузов, например, духовки или телевизора, у меня не было. Но вообще, если такое случается, на помощь приходит курьерская тележка. Удобная штуковина — на ней можно закрепить тяжеловесную посылку, а колесики спроектированы так, что устройство легко взбирается вверх по ступенькам.

Курьеры выходят на линию по одному. Впрочем, весь день в машине — не скучно. Ритм доставка задает боевой: первые десять коробок кажутся долгими. А дальше входишь в кураж — и багажник пустеет на глазах.

Пользователи при заказе доставки указывают предпочтительный промежуток времени. Поэтому если на текущий час все посылки доставил, а время следующих еще не подошло, можно отдохнуть и пообедать. Впрочем, некоторые заказчики идут навстречу курьеру, чтобы тот не ждал. Предлагают оставить заказ под дверью, занести к консьержу или передать соседям.

Фото: Андрей АБРАМОВ.

Для тоскующих по общению с коллективом замечу — он тут есть, и очень дружный. В будни общение заочное — в рабочем чате. Вполне можно поболтать с коллегами на отвлеченные темы или попросить помощи. Да, бывает, что машина сломалась или увязла в снегу. Команда в синих куртках-плащах готова выручать. Ну а для ценителей неформального общения вне рабочего времени тоже раздолье. Заводилы и тусовщики есть в любом коллективе.

Люди в курьерство приходят разные, но оттого не менее интересные. Например, в моем заказы развозила 23-летняя Виктория — студентка последнего курса магистратуры на истфаке. Она мечтала о поездке в Карелию, чтобы изучать культуру старообрядцев. Пошла курьером в Ozon, пока еще училась в бакалавриате. Учебу не бросала, совмещала. Да так успешно, что скопила не только на путешествие, но и платит себе за учебу в магистратуре.

Звездой нашего чата был Станислав Игоревич. Звездой — ибо человек харизматичный. Мужчине 65 лет, но запала и сил у него — на трех двадцатилетних. Он вышел на пенсию, посидел месяц дома и решил — страшно устал!

– Не могу я каналы на телевизоре щелкать весь день. К тому же деньги лишними не бывают. Пошел сюда. Теперь катаюсь по своему району, заказы развожу. Меня и раньше хорошо соседи знали, а теперь и подавно! – шутит пенсионер.

Городская романтика профессии действительно оказалась не чужда. Главное — в начале дня выполнить довольно утилитарную процедуру загрузки товара на складе. А после — выезжаешь в город, по проспектам и бульварам, становишься свидетелем сцен городской жизни во дворах и подъездах. А еще курьерская куртка и брендированное авто реально делают тебя каким-то особенно важным в глазах прохожих. Конечно, до врача и полицейского не дотягиваешь. Но ребятня при виде человека в яркой куртке также с любопытством глазеет на интересного человека.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

• 84% россиян пользуются услугами курьеров.

• 70% респондентов не против пойти работать курьерами.

• Чаще всего россиянам доставляют продукты и еду из ресторанов (41%), товары с маркетплейсов (23%), цветы и подарки (11%).

• Каждый пятый (21%), несмотря на формальное окончание пандемии, продолжает пользоваться опцией бесконтактной доставки.

• 76% респондентов оставляют чаевые курьерам, впрочем, регулярность вознаграждения — разная.

Данные опроса Ozon в 2023 году.