Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+26°
Boom metrics
Общество18 апреля 2024 12:00

Ярослав Медведев: от работы бизнес-аналитиком McKinsey до основания собственного IT-стартапа в Нидерландах

За последние пару лет в России стало больше людей, которые хотят заниматься предпринимательством. По данным Минэкономразвития, к декабрю 2023 года в стране было зарегистрировано 6,3 миллиона мелких и средних бизнесов. За год их количество выросло на 6%
Дмитрий СТЕПАНОВ

Ярослав Медведев начал свой карьерный путь с работы бизнес-аналитиком в ведущей консалтинговой компании McKinsey. В дальнейшем ему удалось открыть свой собственный IT-стартап в Нидерландах. В интервью с Ярославом мы поговорили о ключевых этапах карьерного пути, а также о его пути к успеху в мире бизнеса и информационных технологий.

- Ярослав, расскажите, как начинался ваш путь? Как пришли к созданию собственного стартапа?

Моя карьера началась в российском офисе McKinsey, до того, как они ушли из России. Я стартовал как бизнес-аналитик, и мне удалось поработать с крупнейшими российскими металлургическими компаниями - я занимался разработкой эко-стратегии, повышенией операционной эффективности на производстве, и оптимизацией организационной структуры. Это были очень интересные проекты, однако, я быстро осознал, что работа в консалтинге не приближает меня к моей цели – открытию собственной компании в будущем. Работа над проблемами крупных корпораций с огромными бюджетами была далека от того, что ждет меня при создании своего собственного бизнеса. Поясню: в стартапах на ранних стадиях очень ограниченные ресурсы и горизонты планирования. Обычно стартапы строят свои планы, исходя из того, что денег должно хватить на 18-24 месяца.

Таким образом, я понял, что, раз меня привлекает технологическое предпринимательство, мне нужно идти другим путем. Поэтому я присоединился к IT-стартапу Cherry Labs, который занимался видеоаналитикой при помощи искусственного интеллекта. Это был замечательный опыт - умные люди, интересный и сложный продукт, клиенты уровня Fortune 500, гранты от Стэнфорда и других именитых организаций. Говорю в прошедшем времени потому что компанию купили в 2023 году. Головной офис Cherry Labs находился в Калифорнии, и я начал работать удаленно, как менеджер по развитию бизнеса, занимаясь B2B продажами. За первый год работы мне удалось закрыть сделку с одной из крупнейших сталелитейных компаний в Европе, что составило около 30% выручки стартапа в том году.

Со временем мои обязанности стали шире, и я начал интересоваться не только продажами, но и процессом создания продукта. Моя карьера стала развиваться в новом направлении, я стал больше интересоваться процессом разработки продукта и управлением проектами, отвечал за пилотный проект с Schlumberger, а также принимал участие в проектах с PepsiCo и Tesla.

Однако летом 2022 года я принял решение уйти из Cherry и создать собственный стартап совместно с моим бизнес-партнером - Владиславом Дехановым. Мы подали заявку в акселератор Antler в Antler в Амстердаме, где только 1% от всех, кто подался получал инвестиции. Нам удалось попасть в этот 1%.

- Как вам пришла мысль организовать собственный стартап?

Я всегда мечтал о том, чтобы стать предпринимателем. Правда, изначально я не предполагал, что мой путь будет связан именно с технологическим предпринимательством. Все началось с того, что в 2017 году я взял академический отпуск и отправился в Китай работать учителем английского языка. По возвращению я понял, что у меня уже есть опыт и понимание того, как создать что-то свое подобное. Не имея достаточного бюджета для открытия полноценной школы, я решил начать с кружка по английскому языку в библиотеке рядом с домом. Сначала я сам преподавал, но вскоре наш кружок стал пользоваться успехом, и мне пришлось нанимать других преподавателей. Мы быстро расширились на другие библиотеки, и у нас появилось несколько успешных групп.

Однако, с увеличением числа занятий и библиотек я столкнулся с трудностями в управлении проектом. Кроме того, начался период пандемии, что сказалось на доходе из-за нежелания большинства учеников переходить на онлайн-формат, вследствие чего, они просто переставали ходить. Из-за арендных платежей библиотекам стало сложно удерживать финансовую стабильность. Это был мой первый серьезный опыт в предпринимательстве, который закончился закрытием школы.

После этого я принял решение создать онлайн-школу китайского языка, считая, что рынок английского языка перенасыщен. Этот проект оказался более успешным, и школа китайского языка продолжала существовать на автопилоте, пока я не продал ее в 2023 году.

Далее был мой первый опыт в технологическом предпринимательстве - у меня был проект по аренде автомобилей с водителем на Кипре, но впоследствии я решил углубиться в другую сферу. Мой путь в предпринимательстве был полон испытаний и уроков, и я горжусь полученным опытом и тем, что смог создать not8.

- Расскажите подробнее о проекте. not8 – почему выбрали именно такое название? И в чем суть проекта?

На самом деле, причина названия нашей компании была довольно очевидной для меня, но со временем я понял, что лишь половина тех, с кем я говорю про not8, понимает, почему мы выбрали именно такое название. Суть в том, что название происходит от слова «annotate» - «not» + «eight» звучит похоже на слово «annotate», потому что наш продукт позволяет делать аннотации прямо в интерфейсе того IT-продукта, над которым вы работаете - будь то веб сайт, приложение или платформа. Основная проблема, которую мы решаем, заключается в том, что процесс обмена информацией в IT-компаниях на этапе разработки продукта часто не структурирован и происходит в разных формах: в Slack, через Zoom, по электронной почте или при личном общении в офисе, но все это не систематизируется. Мы пришли к выводу, что нужно систематизировать и упростить этот процесс.

Существуют два способа обмена информацией - синхронный и асинхронный. Синхронный способ включает звонки, но обычно это долгий процесс, где только один человек говорит, а остальные просто слушают. Асинхронный способ, напротив, быстр, но контекст сообщения часто неясен. Мы разработали продукт, объединяющий преимущества обоих способов. Мы добавили функцию совместной работы, как в Miro, Figma или Google Docs, например, где вы видите курсор партнера на вашем экране, что придает элемент синхронности. В то же время, у нас есть асинхронный способ обмена обратной связью, который выглядит как сообщение, но привязан к конкретному контексту, а именно к элементу на сайте.

- Кому может быть полезен ваш проект?

Он может быть полезен как для небольших, так и крупных компаний. Личный кабинет предоставляет возможность удобного управления всеми проектами, над которыми вы работаете - можно увидеть все детали, включая комментарии от вашей команды и от клиентов. Это обеспечивает эффективную организацию работы, позволяет сохранить все обсуждения и документацию на одной платформе.

Мы создаем онлайн-пространство, где пользователи могут обмениваться текстовыми, видео- и аудио-комментариями, а также делать скриншоты. Наша цель - объединить все необходимые инструменты в одном месте, чтобы пользователям не приходилось переключаться между различными приложениями.

- Какие планы вы ставите перед собой на 2024 год?

В 2024 году мы планируем внедрить новую функцию, которая позволит пользователям связываться напрямую с коллегами через звонок прямо из нашего продукта, обеспечивая более удобный и непрерывный обмен информацией. Наша цель - улучшить процесс коммуникации и сделать его более эффективным.

Кроме того, мы стремимся добавить функционал, который помог бы повысить производительность пользователей в области создания и доработки контента, путем анализа и оптимизации элементов на их сайтах с точки зрения маркетинга и SEO. Добавление новых функций поможет улучшить процесс создания и оптимизации контента, что в свою очередь может дать дополнительное преимущество в конкурентной борьбе на рынке. Все наши усилия направлены на создание инструмента, который помогает пользователям делать классные продукты и делиться обратной связью в процессе работы максимально быстро и эффективно.