Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Экономика14 июня 2024 11:43

Российский банк с начала 2024 года предотвратил мошеннические операции на 320 млн рублей

Представитель МТС Банка рассказал о новой тактике аферистов: чтобы избежать контроля банков за операциями мошенники требуют у своих жертв лично приходить в отделения

Фото: Shutterstock.

В банке сообщили, что за первые пять месяцев текущего года удалось предотвратить мошеннические операции на сумму 320 млн рублей. Этого удалось добиться за счет применения кросс-канальных систем антифрода (алгоритмы круглосуточно отслеживают все подозрительные операции как в физических, так и в онлайн-каналах) и бдительности сотрудников. За первый квартал 2024 года доля кредитов, оформленных под воздействием злоумышленников, снизилась на 68% по сравнению с четвертым кварталом 2023 года.

— Мы наблюдаем активизацию мошенников в офлайн-каналах, когда потенциальную жертву «уводят» из онлайна в банковские офисы. Таким образом, злоумышленники пытаются обойти системы антифрода − программные комплексы для предотвращения мошеннических онлайн-транзакций. Если в четвертом квартале 2023 года 90% мошеннических действий проходили в онлайн-каналах, то, начиная с января 2024 года, тенденция поменялась, и сейчас их доля занимает около 50%. Остальные случаи распределяются по физическим каналам, где банковские сотрудники являются ключевым инструментом предотвращения хищения средств клиентов, – сообщил директор департамента предотвращения транзакционного мошенничества МТС Банка Игорь Шульга.

Впрочем и в офлайне сотрудники отделений пытаются предостеречь клиентов от опрометчивых действий. В финорганизации поделились историей из Уфы. Там злоумышленник позвонил через мессенджер и представился сотрудником одного из российских банков. Мошенник напугал женщину, что на ее имя пытаются оформить кредит и дал инструкцию по дальнейшим действиям. Женщина пришла в отделение МТС Банка, чтобы снять наличные с ранее оформленного в другом банке кредита и положить их на «безопасный счет». Сотрудницу уфимского офиса насторожило поведение женщины. Она задала уточняющие вопросы, которые помогли понять, что клиент находится под влиянием мошенников, а затем вызвала полицию.

В итоге клиентку удалось переубедить. От полиции сотруднице отделения Карине Кузьминой — занимает должность главного клиентского менеджера, вручили благодарственное письмо.

В банке отметили, что бороться с методами социальной инженерии, которые используют мошенники, помогает совокупность мер. Например, обучение сотрудников своевременно распознавать, что клиент находится под влиянием третьих лиц. Или внедрение сервисов сотовых операторов, которые позволяют выявлять нетипичную активность абонента и использовать данные для принятия решения по заявке или транзакции.

Одной из главных мер по защите средств остается бдительность самих клиентов. Злоумышленники, как правило, представляются по телефону сотрудниками банков, бюро кредитных историй, операторов сотовой связи, полиции, Банка России и т.д. Они используют в разговоре сценарии запугивания: кто-то якобы оформил на вас кредит или прямо сейчас списывает все денежные средства с банковского счета, истек срок действия SIM-карты или банковской карты и необходимо срочно продлить договор.

Эксперты по безопасности рекомендуют в случае звонков с незнакомых номеров под видом работников банка, класть трубку и самостоятельно перезванивать в финорганизацию по официальным телефонам. Если у компании действительно есть какой-то вопрос к человеку, об этом сообщат. При этом никому нельзя сообщать короткие коды из SMS, которые приходят вам на телефон, трехзначный CVV/CVC код на обороте карты и любые логины и паролей от сервисов, интернет и мобильного банка. Не следует открывать или скачивать файлы от неизвестных источников и переходит по ссылкам от незнакомцев, которые шлют сообщения в мессенджерах или SMS.