Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+25°
Boom metrics
Общество18 июня 2024 3:55

Агенты дьявола и захват Америки марсианами: удивительные психические эпидемии в истории человечества

18 июня отмечается необычный праздник - Международный день паники
Раньше люди до смерти пугались того, чем нас с вами уже не удивить. Ну это же обычный робот из будущего уничтожает все живое, зачем так орать?! Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ/Midjourney

Раньше люди до смерти пугались того, чем нас с вами уже не удивить. Ну это же обычный робот из будущего уничтожает все живое, зачем так орать?! Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ/Midjourney

Международный день паники начали отмечать недавно, эта идея возникла в интернете, и интернет до сих пор не может определиться, что в этот день надо делать. По первоначальной задумке, 18 июня человек должен позволить себе запаниковать - то есть выпустить пар (иначе тревога может привести к стрессу, а тот - к разным неприятным последствиям для организма). Поводов для паники, как вы понимаете, в нашей непростой жизни найдется предостаточно. Но уже нашлись те, кто искренне считает, что в этот день надо с паникой, наоборот, бороться - расслабиться, глубоко дышать, общаться с приятными людьми, есть черешню и не думать о плохом.

Так или иначе, это прекрасный повод вспомнить разные удивительные случаи массовой паники и вообще массовых психических помешательств, на которые богата история человечества. Почитайте эту заметку - и убедитесь, что у нас все-таки железные нервы по сравнению с нашими предками.

Яд из жаб, змей и гноя

В 1629-31 году в Италии началась очередная эпидемия чумы, прозванная «Великой чумой Милана». По некоторым оценкам, погибло около четверти населения страны. О том, что чуму разносят блохи при помощи крыс и других животных, на которых паразитируют, тогда не имели ни малейшего представления. А среди прочих теорий была и такая, что чуму разносят отравители.

Однажды апрельским утром жители Милана проснулись и обнаружили, что на дверях зданий, стоявших на главных улицах, появились странные пятна. Откуда они взялись, так никто и не понял, но население крайне встревожилось, и вскоре город охватила паника. Жан Делюмо в своей книге «Ужасы на Западе» пишет: «Люди были уверены, что на стены и двери общественных зданий и частных домов было нанесено ядовитое вещество. Поговаривали, что этот яд изготовлен из змей и жаб, слюны и гноя больных чумой. Конечно, такую отраву могли приготовить только по внушению дьявола те, кто вступил с ним в сговор. Так вот: однажды восьмидесятилетний старик молился на коленях в церкви. Захотев сесть, он вытер скамью подолом плаща. Увидев это, женщины завопили, что он нанес на скамью отраву. Собралась толпа, старика избили, потащили в тюрьму и подвергли пытке…» Другие рассказывали, что старика тащили за волосы, и он умер по дороге.

В преступлениях обвиняли и других. В августе 1630 года в Милане возвели памятную колонну с надписью: «Здесь, на этом месте некогда стояла лавка цирюльника Джанджакомо Мора, вступившего в сговор с комиссаром здравоохранения Гульямо Пьяцца и другими во время страшной чумы и посредством смертоносной мази, которую они повсюду наносили, истребили множество народу. Посему они были объявлены Сенатом врагами родины. Их пытали каленым железом, переломали кости и отрубили правые руки. Затем четвертовали, а через шесть часов умертвили и сожгли. Чтобы не осталось никакого следа от этих преступников, их имущество было продано с торгов, а прах брошен в реку. Сторонись, сторонись, честный гражданин, из страха вступить на эту опозоренную землю». Под пытками несчастные назвали имена других людей, которые якобы им помогали, и те тоже были казнены. Более того: как писал британский журналист Чарлз МакКей, люди массово являлись с повинной. «Количество людей, которые признались, что их нанял дьявол с целью распространять по городу яд, было почти невероятным. День за днем люди добровольно приходили в органы власти, чтобы обвинить самих себя». Паника улеглась только в следующем году, когда эпидемия чумы пошла на спад.

Хаммерсмитское привидение

В ноябре 1803 года по лондонскому району Хаммерсмит поползли слухи: в округе завелось привидение. Его описывали как существо высокого роста в белых одеждах; некоторые, впрочем, сообщали, что на призраке телячья шкура с рогами, а глаза у него большие и стеклянные. Местные жители сочли, что это дух какого-то самоубийцы, похороненного на погосте местной церкви (тогда считалось, что самоубийц нельзя хоронить на церковных кладбищах, только за оградой). Рассказывали, что призрак схватил (по отдельности) двух женщин, гулявших неподалеку от погоста, и обе от страха умерли. Один помощник пивовара под присягой показал, что, когда он с друзьями шел возле церкви в районе девяти вечера, из-под гробового камня внезапно выросло что-то огромное и мягкое, схватило его за глотку и начало душить; по счастью, кто-то из спутников обернулся, и призрак исчез. Перед новым, 1804 годом, ночной дозорный Уильям Гирдлер увидел привидение, погнался за ним и едва не схватил, но существо исчезло.

Все эти пересуды привели к массовой панике. Граждане начали формировать вооруженные патрули, которые ходили по улицам после наступления темноты в надежде поймать и обезвредить призрака. Все закончилось трагедией: 3 января 1804 года один из патрульных выстрелил в голову каменщику Томасу Милвуду, который возвращался домой от своих родителей. Увы, он был одет во все белое, и патрульный не усомнился в том, что перед ним привидение. Стрелявшего приговорили к смертной казни, но дело дошло до короля, который заменил наказание на год каторжных работ. Это был важный прецедент для британской судебной системы: какая разница, что тебе кажется, это не освобождает от ответственности. Твои действия должны быть основаны на рациональном подходе к проблеме. Проще говоря, думать надо, прежде чем стрелять.

Вспышки на Марсе и задохнувшийся репортер

Одна из самых знаменитых радиопостановок в истории вышла в эфир 30 октября 1938 года. Это была инсценировка «Войны миров» Герберта Уэллса, сделанная 23-летним вундеркиндом Орсоном Уэллсом (потом он станет одним из самых знаменитых кинорежиссеров в мире). После вступительного монолога началась обычная вечерняя радиопередача: прогнозы погоды и музыка в исполнении оркестра Рамона Ракелло, иногда прерываемая новостями. Сначала журналисты сообщали о странных вспышках на Марсе, потом о вроде бы не связанном с ними падении странного тяжелого объекта на ферму в Нью-Джерси, потом - о машинах, в которых марсиане передвигаются по нашей планете, выжигая все на своем пути лучами смерти. Потом репортер (в смысле, изображающий его актер) задохнулся в прямом эфире от ядовитого газа. Потом сделали перерыв, после которого постановка продолжилась уже в сравнительно традиционном формате радиопьесы.

Эта первая часть, с репортажами, длилась всего 32 минуты. Во время перерыва в студию позвонил мэр какого-то городка, сообщивший, что на улицы высыпали толпы людей. А еще в студию ворвались полицейские и журналисты: первые требовали немедленно прервать программу, вторые задавали авторам вопросы: «А вы знаете, сколько человек погибло? А вы слышали о давках и автокатастрофах? А о самоубийствах?» Создатели «Войны миров» описывали происходившее как кошмар и бедлам. Оказалось, что множество людей совершило множество звонков в полицию и в газеты, спрашивая, что им теперь делать. Вскоре популярный ведущий Джек Паар объявил в прямом эфире: «Мир не гибнет, поверьте мне. Разве я вам когда-нибудь врал?» Тут же начались звонки с обвинениями в том, что Паар скрывает от народа правду о вторжении марсиан.

На следующий день Уэллсу пришлось дать пресс-конференцию. Подсчитано, что в течение недели в американских газетах было опубликовано 12500 статей о постановке «Войны миров» и том эффекте, который она произвела. 8 ноября об этой постановке упомянул в своей речи Гитлер (по словам Уэллса, он говорил об ужасном состоянии духа граждан демократических стран). Но и то сказать, состояние было не лучшим: Вторая мировая война разразилась меньше чем через год, упаднические настроения витали в воздухе, граждане готовы были поверить во что угодно.

Танцуют все: адская дискотека в Страсбурге

Говоря о массовой панике, нельзя упомянуть и о «психических эпидемиях» - историях, которые кажутся невероятными, и до сих пор остаются довольно загадочными.

Так, в июле 1518 года некая фрау Троффеа вышла на узенькую улицу славного города Страсбурга и начала танцевать. Движения ее были исступленными и неконтролируемыми. Танцевала она несколько дней, постепенно к ней присоединилось еще несколько десятков человек. А через месяц число танцующих и прыгающих на улицах возросло до 400 (!).

Звучит как сказка братьев Гримм или Ганса Христиана Андерсена, но это событие очень хорошо задокументировано. Власти не знали, что делать с танцующими; обратились к врачам, а те посоветовали дать людям плясать дальше, пока не устанут. Но они не уставали - только иногда сваливались с сердечными приступами или инсультами (по некоторым сведениям, от них, а еще от истощения, к концу лета умерло несколько десятков человек). Тогда власти запретили сначала публичные танцы, а потом и музыку, - но ничего не помогало. Возникла теория, что танцующих наказал святой Витт (в те времена считалось, что святые не только помогают людям, но и жестоко карают, если их чем-то прогневать, примерно как древнегреческие боги). Вообще, имя святого Витта по необъяснимым причинам ассоциировалось с танцами; возможно, пляшущие полагали, что с помощью своей дискотеки принимают наказание и очищаются от грехов. Так или иначе, их отправили на поклонение святому Витту, заставив обуться в красные башмаки с нарисованными крестами, окропленные святой водой. Лишь после этого эпидемия утихла.

Что же говорит наука? Ведь наверняка за прошедшие 500 лет нашлось рациональное объяснение страсбургским пляскам? Нет, не нашлось. Есть только версия, что танцующие наелись хлеба из зерна, зараженного спорыньей (этот гриб вызывает конвульсии и очень сильно влияет на психику - именно из него добывают лизергиновую кислоту, чтобы потом синтезировать ЛСД и другие производные). Однако выглядит эта теория весьма сомнительной: много кто в истории человечества травился спорыньей (вызываемая ею болезнь, кстати, называется эрготизм), много кто из-за этого корчился и вел себя неадекватно - но ведь не танцевал!

Кстати, эта знаменитая история все-таки впрямую повлияла на Андерсена, когда он писал сказку «Красные башмачки» о плохой девочке, которая танцевала и не могла остановиться, пока ей не отрубили ноги. А вот диагноз «пляска святого Витта» с этим сюжетом никак не связан - его в Средние века применяли к больным хореей Гентингтона, тяжелым наследственным нейродегенеративным недугом, вызывающим, помимо прочего, неконтролируемые резкие движения.

Не хочу, но хохочу: эпидемия смеха в Танганьике

Конец января 1962 года, деревня Кашаша в Танзании (тогда она еще называлась Танганьика). В школе для девочек, которой управляли миссионеры, три ученицы безо всяких причин начали смеяться и плакать. Вскоре смеялись 95 из 159 школьниц (еще они испытывали сильное беспокойство, проблемы с дыханием, слабость вплоть до обмороков, у них появлялись на коже высыпания). Возраст их был от 12 до 18 лет, а приступы продолжались от нескольких часов до 16 дней, в среднем неделю. В середине марта школу закрыли на два месяца, а когда вновь открыли, ситуация не улучшилась - наоборот, к хохочущим присоединилось еще 57 человек. Более того, эпидемия перекинулась на деревню Ншамба - на протяжении более чем месяца там хохотали 217 подростков и молодых людей. Потом эпидемию обнаружили еще в одной деревенской школе, потом еще в одной… К упомянутым выше симптомам присоединялись болезненная говорливость, вспышки жестокости и гнева, депрессия. Всего жертвами загадочного массового психоза стало около тысячи человек. Через полтора года все закончилось так же неожиданно, как и началось. Все случаи, как потом было установлено, наблюдались в радиусе ста километров от города Букоба.

Какая муха их всех укусила? Учитывая, что речь идет об Африке, легко предположить, что это и впрямь было насекомое вроде мухи цеце или малярийного комара, но врачи полагают, что речь идет именно о массовом психогенном заболевании. И внятного объяснения феномену нет, только теории и гипотезы. Многие ученые считают, что виною всему стресс: Танзания переживала непростой период, только что обрела независимость от Британии, нагрузки на учеников возросли, выразить свое недовольство они смогли только с помощью массового психоза… Но эта версия хромает: у групп людей и целых наций бывают стрессы и посерьезнее, но никто почему-то не реагирует групповым хохотом. Сейчас еще начинают рассуждать про какие-то зеркальные, они же эмпатические нейроны - мол, когда какой-нибудь человек начинает смеяться, у наблюдающих тоже начинают сокращаться лицевые мышцы, как при смехе. Но и это объяснение - крайне шаткое.