Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество19 декабря 2023 9:00

Продажи предпринимателей из малых городов России в онлайне выросли в 2,4 раз

Обороты интернет-торговли стремительно растут за счет расширения сети пунктов выдачи товаров

Объем интернет-торговли в России стабильно растет. По данным АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли) по итогам 9 месяцев 2023 года доля онлайн продаж в рознице составила 12,5%. Всего год назад показатель был 11%.

Объем рынка оценивается в 4,3 трлн рублей, из этой суммы 2,8% (117 млрд рублей) приходится на товары, которые везут из-за границы, а 97% (4,1 трлн рублей) — это продажи отечественных предпринимателей.

Эксперты признают, с каждым годом онлайн-рынок будет охватывать все больше покупателей, этого требует время. Сегодня интернет – неотъемлемая часть нашей жизни, покупки в Сети решают сразу несколько важных проблем: во-первых, экономят время; во-вторых, избавляют крупные города от пробок; в-третьих, позволяют небольшим населенным пунктам получить доступ к огромному ассортименту товаров, а не ориентироваться только на то, что продают в ближайших магазинах.

Крупные маркет-плейсы все активнее делают ставку на развитие пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в небольших городах и сотрудничество с малым бизнесом из регионов.

Например, с января по сентябрь 2023 года, по данным Ozon, увеличилось почти вдвое количество продавцов из городов с населением до 50 тыс.человек, их продажи выросли в 2,4 раза, а количество пунктов выдачи увеличилось в 2,3 раза в сравнении с показателями прошлого года (здесь и далее цифры приведены по данным платформы).

Особенно активны продавцы небольших городов из Башкортостана и Татарстан (61%, 79%). В малых городах Самарской области число продавцов увеличилось на 69%, Свердловской области - на 52%, Тверской - на 87%.

Растет не только количество зарегистрированных бизнесменов, но и обороты их бизнеса.

Рост оборота бизнеса в малых городах:

Новосибирская обл. - в 7,4 раза,

Башкартастан - в 6,2 раза,

Татарстан - в 5,2 раза,

Саратовской области – в 4 раза

Самарская область - в 3 раза,

Воронежская область - в 4 раза,

Краснодарский край – в 4 раза,

Тверская область - в 2,6 раза,

Ленинградская область – 2 в раза,

Ростовская обл. – в 2 раза.

Такой рост бизнеса связан, прежде всего, с развитием пунктов выдачи в самых отдаленных уголках страны – это существенно повысило охваты. Маркет-плейсы делают ставку на расширение присутствия, появляясь даже в селах.

Ozon был одним из первых, кто сделал ставку на небольшие населенные пункты нашей страны. В 2023 году компания протестировала новый формат - “домашние пункты”. Они открываются в поселениях, где живут от 1 до 3,5 тысяч жителей и размещаются в местных магазинах или даже частных домах.

Предприниматели восприняли идею лояльно, ставку на такой бизнес сделали более 20 тысяч бизнесменов, они являются владельцами пунктов выдачи, причем половина из них начала работу в 2023 году. А более 6 тысяч индивидуальных предприниматлей развиваю свою точку в малых городах и поселках городского типа (до 50 тыс. жителей). В итоге на такие локации пришлось почти 12 тысяч пунктов выдачи.

Самый малый обслуживает жителей города Высоцк в Ленинградской области, там живет всего 1129 жителей. А самый восточный находится на острове Кунашир (Курильские острова).

Подтверждая статистику АКИТ, стоит отметить, что оборот покупок в малых городах растет соразмерно с крупными населенными пунктами. Это достигается как раз за счет пунктов выдачи, которые тоже становятся объектом необходимой инфраструктуры по всей стране.

Только из данных, предоставленных Ozon, следует, что в среднем жители небольших городов в январе-сентябре потратили в 2,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Товары, которые чаще заказывают жители малых городов на ПВЗ:

- товары для строительства и ремонта,

- товары для красоты и здоровья,

- автомобильные товары,

- товары для дома,

- продукты питания.

- Мы не только инвестируем в развитие логистической инфраструктуры, рекламных возможностей и скидки для покупателей, но и постоянно обучаем начинающих предпринимателей ведению бизнеса. Одним из наших ключевых приоритетов в этом году стала поддержка предпринимательства в регионах. Мы провели более 50 вебинаров и образовательных офлайн-встреч с малым бизнесом. Динамика роста количества предпринимателей из малых населенных пунктов и их оборотов показывает, что мы движемся в верном направлении, - сказал Управляющий директор Ozon Сергей Беляков.

В рамках поддержки бизнеса в малых городах, также была повышена поддержка в первые полгода работы: до 840 000 рублей на развитие одного ПВЗ – именно столько готов инвестировать маркет-плейс в расширение своего присутствия.