Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Экономика21 декабря 2023 17:30

Дмитрий Суровец, вице-президент FESCO: «Когда количество кибератак возросло в сотни раз, у нас уже были решения, обеспечивающие непрерывность бизнеса»

Развитие электронных сервисов в транспортной отрасли – глазами участников форума «Цифровая транспортация-2023»
Вице-президент FESCO Дмитрий Суровец.

Вице-президент FESCO Дмитрий Суровец.

19 декабря в кластере «Ломоносов» технологической долины Москвы прошел международный форум цифровых технологий в сфере транспорта и логистики «Цифровая транспортация-2023». Вице-президент по информационным технологиям транспортной группы FESCO Дмитрий Суровец посетил открытую студию «Радио «Комсомольская правда»», где рассказал о развитии цифровых сервисов в группе компаний и отрасли в целом.

«ЛОВИМ БАЛАНС НА ВОЛНЕ»

- Дмитрий Георгиевич, группа FESCO владеет собственным флотом, парком контейнеров, Владивостокским морским торговым портом, железнодорожным подвижным составом, терминальными комплексами в Новосибирске, Хабаровске, Владивостоке и Томске, а также имеет представительства в зарубежных странах. Организация гигантская! Ваша компания совершила переход от автоматизации к цифровизации, какие ключевые задачи удалось решить?

- Зачастую понятие «автоматизация» заменяют на «цифровизация» и продолжают делать то же самое, что и делали. Мы сделали акцент на изменении культуры понимания, что такое цифровизация, что не просто IT-служба что-то автоматизирует, а вся компания, включая заказчика – бизнеса и исполнителей – нас, соисполнителей, думают как единая команда. То есть, мы являемся партнерами и общаемся не на уровне ТЗ, а на уровне понимания, какой конечный продукт мы хотим сделать. Это было серьезное изменение в головах людей, когда IT проактивно приходит и предлагает решение, не ждет, когда будет сформулировано ТЗ.

Еще одна важная вещь – обеспечение прозрачности и непрерывности бизнеса. Как сделать так, чтобы клиент понимал, где находится его груз, когда он придет, какие дополнительные издержки или, наоборот, какие скидки клиент может получить в разных ситуациях. Эти основы были заложены для того, чтобы развивать более интересные направления и проекты, такие как цифровые двойники, «Умный и безопасный порт», интерактивная карта сервисов FESCO, управляющая система порта TOS.

- Вы самостоятельно разрабатывает программные продукты?

- У нас нет такого баланса, что 60% мы сами разрабатываем, а 40% - нет. Зависит от потребностей. Если есть решение, которое можно взять с рынка, его быстрее и эффективнее интегрировать в наш ландшафт, мы берем с рынка. Если у нас есть долгоиграющая история, где мы строим свой центр экспертизы, и считаем, что она является неотъемлемой конкурентной ноткой для нас, мы выращиваем компетенции внутри себя. У нас гибридная модель, она из года в год перетекает то в большую, то в меньшую сторону. Но мы никогда не будем считать, что надо только все самим разрабатывать или приобретать только все с рынка. Ловим баланс на волне.

КАК РАСШИРИТЬ ГОРИЗОНТ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПОВЫСИТЬ ЕГО ТОЧНОСТЬ

- В чем суть проекта «Умный и безопасный порт», который вы развиваете во Владивостоке?

- Порт – наш главный актив. Уже четвертый год подряд он занимает первое место по перевалке контейнерных грузов среди всех портов России. Одной из предпосылок, чтобы достичь таких высот, была как раз цифровизация того, что мы делаем. Начинали мы с производственных бэк-офисных систем: как точно понимать, где что находится, как расширить горизонт планирования и повысить его точность. После того, как мы поняли, что у нас есть информация, которую мы можем собирать, мы сделали шаг в сторону «Умного безопасного порта» и цифровых двойников.

Вы с помощью системы видеоаналитики, определенных датчиков начинаете с закрытия потребности в безопасности: то есть, где находится человек, применяет ли он средства защиты. И заканчиваете производственными процессами, насколько тот или иной контейнер был поставлен в тот или иной штабель. Сотрудники нашего порта используют планшеты, чтобы отмечать, какой контейнер куда поставили. Но иногда человек может ошибиться. Это маленький процент, но на тех объемах, которыми мы оперируем, маленькая в процентах цифра может быть очень большой в абсолютной величине. Поэтому даже такие небольшие истории, где улучшение составляет 1-2%, позволяют нам сэкономить время прохождения контейнера через порт, тем самым увеличить его пропускную способность, уменьшить стоимость затрат для клиента, а нам повысить объемы перевалки.

- Расскажите о цифровых решениях, которые вы развиваете в своей компании.

- Все, что мы делаем, связано с несколькими направлениями. Кибербезопасность — это направление мы очень активно начали развивать еще до известных событий. Мы усилили периметр ИБ. Когда количество атак возросло в десятки, сотни раз, у нас уже были решения, которые позволяли обеспечить непрерывность нашего бизнеса.

Другое направление – прозрачность. Мы всегда стремились сделать так, чтобы клиент понимал, что происходит с его грузом. Мы играем в открытую, готовы делиться и спрашивать клиента, что его устраивает, что – нет. Наша визитная карточка – личный кабинет, который возглавляет топовые личные кабинеты в транспортно-логистической отрасли. Мы регулярно проводим интервью пользователей, получаем независимую оценку. Даже в текущий момент мы сравниваем свой продукт с аналогичными решениями в тех странах, с которыми сейчас у нас более сложные отношения, смотрим, какие личные кабинеты присутствуют там. Это постоянный интерактив с клиентом, понимание, что ему нужно. Когда он видит, что решения, которые обсудил с нами, уже появились и работают, делают уже его бизнес более качественным и успешным. А для нас — это звездочка на крыле самолета.

Есть еще ряд решений, которые мы смотрим, исследуем. Они связаны с использованием искусственного интеллекта. У нас уже есть ряд кейсов, где мы прототипируем в разных направлениях. Очевидные вещи – персонал. Его поиск, найм, взращивание, мотивация. Как отследить, что человек выгорает? К сожалению, не всегда руководитель может быть хорошим психологом. Но уже есть инструменты, которые позволяют это сделать и уменьшить отток человеческих ресурсов, что сегодня является наиболее важной составляющей. Не секрет, что без людей технологии не живут. Хотя искусственный интеллект хорошо играет в игры, но не всегда помогает в производстве.

В производственных процессах мы тоже используем искусственный интеллект. С точки зрения более качественного планирования нахождения контейнеров, их перемещения, пропускной способности во Владивостокском морском торговом порту. Исторически у ВМТП довольно сложное расположение, не типичное для классических больших портов, когда все движется по кругу. В нашем порту есть свои нюансы, и не всегда матмодель хорошо для него заходит. Однако мы стараемся оперировать с точки зрения различных составляющих процесса: люди, информация, взаимодействие с партнерами – как другими игроками рынка, так и с госорганами, с которыми мы активно работаем. Текущий форум показал, что все готовы к более тесному взаимодействию.

ВПЕРЕДИ ВЫХОД НА НОВЫЕ РЫНКИ

- Какие ключевые направления цифровой трансформации видите в дальнейшем?

- В первую очередь, это выход на новые рынки и дополнительные цифровые сервисы. Не секрет, то, что хорошо работает в России, может не так хорошо зайти в Китае. Если вы сделали великолепный сайт или маркетплейс в России, в Китае он будет выглядеть по-другому, потому что они по-другому к этому относятся. Поэтому если вы хотите быть успешным на других рынках, надо искать местные ИТ-компании в этих странах. Это может быть дороже, но позволит запустить продукт значительно быстрее.

Еще одна важная вещь – импортозамещение. Не секрет, что мы, как и все остальные игроки рынка, в разных сферах используем решения, которые должны быть заменены на российские. В моменте невозможно это сделать быстро, потому что не все российские решения либо существуют, либо дотягивают до необходимого уровня. Но мы видим и плюсы этой ситуации – у российских ИТ-производителей появилась огромная мотивация. Они готовы ускоряться и слушать заказчиков, активно погружаться в работу там, где действительно нужно что-то изменить. Это как с точки зрения производственных и бэк-офисных систем, фронтенда, так и с точки зрения информационной безопасности.

Транспортная группа FESCO является ключевым партнером форума "Цифровая транспортация".