Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+27°
Boom metrics
Экономика14 мая 2024 12:40

Тратят миллионы долларов: Запад вынужден содержать яхты российских бизнесменов

Бремя расходов на люксовые яхты россиян легло на плечи рядовых европейцев
Семь яхт-красавиц Lady M, принадлежащих «связанным с российскими властями бизнесменам», было арестовано в Италии с февраля 2022 года.

Семь яхт-красавиц Lady M, принадлежащих «связанным с российскими властями бизнесменам», было арестовано в Италии с февраля 2022 года.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS.

«Как вы яхту назовете – так она и поплывет» - помните? А теперь представьте, что яхту зовут Lady M. Стоит ли удивляться, что что с таким именем она даже в море не выходит – небрежно покачивается на волнах у побережья Италии, радуя зевак и туристов своей изысканной красотой. Таких красавиц как Lady M в Италии семь штук – именно столько яхт, принадлежащих «связанным с российскими властями бизнесменам», было арестовано в этой стране с февраля 2022 года. Есть и другие, не менее прекрасные яхты, намертво пришвартованные в разных уголках мира. Как и Lady M, они принадлежат богатым россиянам. Из-за этого, собственно, они и пострадали, попав под санкции стран Евросоюза и прочих недружественных государств.

МИЛЛИОННЫЕ РАСХОДЫ

Два года назад об этих изысканных яхтах много писали в мировых СМИ. Не без злорадства, конечно. Вот, мол, утерли нос российским толстосумам – лишили их возможности пользоваться многомиллионной люксовой собственностью. Но теперь тональность публикаций поменялась. Утерли-то утерли, только содержание этих красавиц обходится в миллионы долларов в год. И если раньше расходы смиренно несли их законные владельцы, то теперь это бремя легло на плечи местных налогоплательщиков. Итальянскому бюджету, например, годовое обслуживание плавсредств российских миллиардеров обходится в $32 млн в год. Об этом на днях сообщил телеканал France 24. Российские бизнесмены, может, и были бы готовы взять на себя расходы, но возможности такой не имеют – они же под санкциями, иметь с ними дела европейским структурам запрещено.

Как рассказал журналистам замдиректора туристического порта города Империя (это в нескольких километрах от Сан-Ремо) Маттео Монжанне, Lady M заходила в местную гавань на протяжении нескольких лет и была там желанной гостьей. Поэтому неудивительно, что именно в этом порту и застали яхту санкции. Но с тех пор все эксплуатационные расходы приходится нести министерству финансов Италии.

Lady M несколько лет была желанной гостьей порта итальянского курортного города Империя.

Lady M несколько лет была желанной гостьей порта итальянского курортного города Империя.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS.

ОТКУДА РАСХОДЫ, ЕСЛИ ЯХТА НА ПРИКОЛЕ?

- Стоимость стоянки для судов такого типа составляет 12-13 тысяч евро в месяц в зимние месяцы и около 10 тысяч летом, — рассказал Маттео Монжанне. - За пользование электричеством и водой выходит еще 10 тысяч евро в месяц. Кроме того, есть страховые взносы, оплата труда экипажа, затраты на топливо...

Администратор верфи Del Ponente Коррадо Джанкаспро объясняет в сюжете France24, что одни только затраты на техобслуживание такой яхты (обязательный ежегодный осмотр и ремонт двигателей и т.п.) могут превышать 50 тысяч евро в год. А ведь надо поддерживать в должном состоянии еще и изысканные интерьеры – а там сплошь дорогущие материалы. Вот и набегает кругленькая сумма.

Если с яхтами ничего не делать, то они очень быстро потеряют товарный вид и выйдут из строя – и тогда их уже точно и продать не удастся, да и владельцы их могут в будущем предъявить претензии – мол, нашу собственность вы мало того, что арестовали, так еще и угробили. И что тогда? Снова суды и расходы?

ПРОДАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ

Точной статистики по арестованным яхтам нет. Речь, вероятно, идет о двух-трех десятках, причем большинство из них стоят на приколе в портах Испании. Другие пришвартованы в Германии, Гибралтаре, Великобритании, а семь из них, как мы теперь знаем, застряли в Италии. Все эти страны испытывают сейчас одинаковые проблемы – содержание «замороженных российских активов» обходится местным бюджетам слишком дорого.

Казалось бы, продать яхты прямо сейчас на аукционе – и дело с концом. Но не тут-то было. Во-первых, очень часто эти суда вообще не принадлежат по документам самим миллиардерам. Официально их владельцами нередко числятся третьи лица. И попробуйте еще доказать, что на самом деле ими владеют попавшие в санкционные списки россияне.

Кроме того, по мнению итальянского адвоката Андреа Саккуччи, конфискация будет являться прямым нарушением фундаментальных прав человека и закона о неприкосновенности частной собственности. Единственный вариант – доказать в суде факт понесенных верфью или портом издержек на содержание судна, которое можно возместить только продажей яхты с аукциона. Но и это не панацея. Покупателей на такие суда найти будет трудно. Интерес к люксовым яхтам в мире, по данным портала SuperYacht Times, и так упал за последние два года на 20% (и немудрено – богатые россияне раньше входили в тройку самых активных их покупателей наряду с американцами и арабскими шейхами). А приобретать яхту, которая была арестована, желающих найдется немного. А что, если завтра законные владельцы оспорят конфискацию своего имущества в суде? Слишком уж рискованным выглядит такой актив, а стоят яхты целые состояния.

ЗАПАСНЫЕ ВАРИАНТЫ

Lady M, например, связывают с одним из богатейших людей России, гендиректором холдинга «Севергрупп» Алексеем Мордашовым (состояние $25,5 млрд). Lady M для него, конечно, потеря, но у бизнесмена, по некоторым джданным, есть и другая красавица, которую удалось вовремя увести в безопасные порт, – яхта Nord длиной аж 142 м. Так что миллиардеру есть на чем бороздить просторы мирового океана.

Яхту Lady M связывают с одним из богатейших людей России, гендиректором холдинга «Севергрупп» Алексеем Мордашовым. Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

Яхту Lady M связывают с одним из богатейших людей России, гендиректором холдинга «Севергрупп» Алексеем Мордашовым. Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

В марте 2022 года в рамках санкций Евросоюза был наложен арест и на крупнейшую в мире частную парусную яхту, которая предположительно принадлежит предпринимателю Андрею Мельниченко (состояние $21,1 млрд). Sailing Yacht A тоже была пришвартована в Италии, судно находилось в порту Триеста. Но, как и Мордашов, Мельниченко, вероятно, владеет не одним судном. Другая суперяхта с похожим наввзванием Motor Yacht A избежала ареста.

Так что с практической точки зрения наказание российских миллиардеров выглядит не слишком эффективным – многие из них по-прежнему имеют возможность выходить в море на своих яхтах, при этом содержание арестованных на Западе активов оплачивают недружественные страны. А шансы бизнесменов побороться в будущем за свою собственность выглядят вполне реалистично.

СПРАВКА «КП»

no_title Фото: Дмитрий ОРЛОВ