Технические специальности снова в моде!

Ректор Московского института стали и сплавов Дмитрий Ливанов ответил на ваши вопросы в среду, 15 апреля.

Ректор Московского института стали и сплавов Дмитрий Ливанов в гостях у “КП” Дмитрий Викторович Ливанов ответил на ваши вопросы 15 апреля.

Мы продолжаем серию онлайн-конференций специально для абитуриентов-2009 и их родителей:

Ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Игорь Борисович Федоров

Ректор Финансовой академии при Правительстве РФ Михаил Абдурахманович Эскиндаров

Ректор Российского государственного гуманитарного университета Ефим Иосифович Пивовар

Стенограмма онлайн конференции.

Абитуриент-2009

Ректор МИСиС Дмитрий ЛИВАНОВ:

«Диплом нашего института - это как сертификат качества»

«КП» продолжает серию встреч с ректорами ведущих вузов страны. На днях гостем редакции был руководитель Национального исследовательского университета Московский институт стали и сплавов (вот так сейчас полностью называется вуз) Дмитрий Ливанов.

- В этом году Единый госэкзамен стал обязательным. Как вы считаете, плохо это или хорошо?

- Действительно, 2009 год - необычный. Введена новая система проверки знаний и выпускников школ, и тех, кто поступает в вуз. Но тем не менее бояться ЕГЭ нечего. Я убежден, что любой человек, который хорошо учился в школе, сдаст Единый госэкзамен и по математике, и по русскому, и по физике, и по химии, и по биологии. Никаких особых рисков для абитуриентов переход на ЕГЭ не несет. Хотя, конечно, есть определенные недостатки в организации экзамена. К примеру, то, что условия приема в вузы были объявлены только в феврале. И не исключено, что некоторые абитуриенты не успели подготовиться к экзаменам, которые им в рамках ЕГЭ предстоит сдавать.

- Будут какие-то послабления для таких ребят?

- У нас конкурс традиционно очень высокий. Мы заинтересованы в том, чтобы отобрать для обучения лучших ребят вне зависимости от их места проживания и социального положения. В этом смысле мы, конечно, поддерживаем ЕГЭ.

Но есть и другая сторона: у нас в школе есть люди, которые просто не учатся. По уровню своих знаний они не могут получать образование в вузе ни при каких условиях: ни на платных, ни на бюджетных местах. Система Единого госэкзамена позволит этих людей отсечь. Очень часто образование в наших вузах - я сейчас не беру группу элитных вузов - превращается в профанацию, когда люди платят деньги - обычно не очень большие, - практически не учатся, а в конце получают документ.

- Вы сказали, что у вас традиционно высокий конкурс. Вашего вуза нет в списке двадцати четырех, получивших право на дополнительные испытания...

- Мы и не просили включать нас в этот список, исходя из опыта предшествующих лет. Мы уже принимали ребят по результатам ЕГЭ. И установили, что те, кто имеет хороший результат, и у нас учатся неплохо. При этом у нас есть и своя олимпиада, и творческий конкурс мы проводим. Я рассчитываю, что 20 - 25 процентов студентов будут зачислены по результатам олимпиады.

- Ваш институт называется сейчас национальным университетом. А чем он отличается от государственного?

- Разница простая. У нас в России около тысячи государственных вузов, не считая филиалов. Не все они дают образование одинаково высокого уровня. Поэтому принято решение ввести определенные градации. Создано два федеральных университета в Ростове-на-Дону и Красноярске. Создано и два национальных исследовательских университета. И в этом году будет проведен новый конкурс, и еще 10 - 12 вузов получат статус национального исследовательского университета.

- Это круто?

- Это более высокий статус. За ним следует более высокий уровень государственной поддержки. Но с другой стороны, более высокий уровень требований государства к качеству образования, уровню научной работы. Это высшая лига.

- А студенты, которые учатся сейчас, они уже входят в высшую лигу, или это ждет тех, кто поступит в этом году, в следующем?

- Решение о том, чтобы университету присвоить статус национального исследовательского, принято Президентом России только в октябре прошлого года. На сегодня правительством не утверждена окончательная программа развития. Мы еще не получили инвестиции для развития университета. В новом учебном году начнем проводить модернизацию образовательного процесса, образовательных технологий, исследований в университете с тем, чтобы он действительно стал университетом мирового класса.

- Что ждет нынешних абитуриентов, первокурсников? Как будет организован учебный процесс?

- Тех, кто к нам поступит в 2009 году, ждет качественное образование в области техники и технологий, в области управления, экономики, иностранных языков. Это образование будет практикоориентированным, фундаментальным, обеспечит после окончания университета быстрый карьерный рост.

Этим МИСиС всегда отличался. Мы хотим, чтобы наши выпускники были успешными людьми. Чтобы они не только знали физику, химию, математику, но чтобы они умели действовать в практических ситуациях, знали иностранные языки, умели пользоваться информационными технологиями.

- У вас для этого есть необходимая техника, научные школы?

- У нас много чего есть. Но этого недостаточно, и мы будем проводить очень серьезную модернизацию.

- Дмитрий Викторович, а кто к вам поступит? Больше ребят из регионов или москвичей?

- В среднем у нас примерно 50 процентов москвичей, 50 - из регионов. 50 процентов мальчиков, 50 - девочек. Сбалансированный состав. Сегодня у нас учатся студенты из 65 регионов России и 25 иностранных государств.

- А общежития есть? МИСиС хотел обзавестись обалденным кампусом где-то в ближайшем Подмосковье…

- На сегодня у нас есть общежитие. Оно комфортабельное. В прошлом году проводился всероссийский конкурс студенческих общежитий. Наше общежитие заняло второе место. Но по уровню это общежитие не соответствует самым передовым современным требованиям. Мы хотим построить новый кампус, где будет не только общежитие, но и жилье для преподавателей, где будут учебно-лабораторные корпуса, где будет вся инфраструктура для занятий спортом, все, что связано с культурным досугом…

Ближайшие два года займет проектирование. Начиная с 2011 года мы собираемся строить.

- МИСиС выпускает в основном специалистов для металлургии. Но кризис очень серьезно ударил именно по этой отрасли. Происходит сокращение персонала на заводах. Какие перспективы выпускников этого года и какие перспективы у тех, кто поступит на первый курс?

- Мы готовим кадры не только для металлургии, хотя исторически институт создавался как московский институт стали. Но когда в России осуществлялся атомный проект, у нас был создан факультет, который готовил специалистов для атомной отрасли. Когда развивалась электронная промышленность, мы создали соответствующий факультет. И на сегодня у нас политехнический университет, который занимается новыми материалами, нанотехнологиями, информационными технологиями.

И прежде, и сейчас, и в будущем наши выпускники не имели и не будут иметь проблем с трудоустройством. Сокращают людей неэффективных, которые не могут работать на том уровне, который сегодня требуется. К нашим выпускникам это не относится.

- У вас есть исследования, как трудоустроены выпускники прошлого года?

- У нас есть и служба трудоустройства выпускников. Мы очень плотно работаем с несколькими кадровыми агентствами, потому что к нашим студентам предъявляют интерес предприятия, когда они учатся еще на 4, 5-м курсах. Мы стараемся сделать так, чтобы для каждого выпускника было несколько предложений. И обычно так оно и бывает. За последние 15 лет на бирже труда ни одного нашего выпускника не зарегистрировано. Это официальные данные службы занятости.

- На сайте вашего института есть загадочная фраза. О том, что вуз имеет сертификат качества в области образовательной, научной и инновационной деятельности, он соответствует требованиям международного стандарта ИСО 9001? Как это - международная стандартизация образования?!

- Есть сертификация систем управления различных организаций. Необязательно в сфере образования. В основном все это системы промышленных предприятий. Сертификат является свидетельством высокой организации работы. Мы один из немногих вузов, которые прошли всю эту систему и получили сертификаты как на образовательную, так и на научную деятельность.

- Что это означает? У вас лучшая система преподавания?

- Лучшая система управления. Каждый год к нам приезжают аудиторы из международных организаций. Они проверяют, как работает университет как организация.

- Недавно вы говорили о том, что вузовские преподаватели очень загружены и им очень сложно и вести обучение студентов, и одновременно заниматься с ними наукой. Очень загружены преподаватели, как я понимаю, и в вашем вузе. А вы говорите о высокой организации системы управления вузом.

- Эта ситуация действительно имеет место. Как раз одним из следствий нашего нового статуса будет то, что мы сможем существенно уменьшить учебную нагрузку преподавателей. У них будет больше времени для саморазвития, проведения исследований и занятий наукой. Это отразится на качестве образования.

- Преподавателю не надо будет перехватывать один семинар, другой, читать много лекций, чтобы свести концы с концами…

- Более того, не надо будет бегать из одного университета в другой… Там почитал, там почитал…

- Каким образом вы будете оценивать деятельность преподавателя и выплачивать ему зарплату? За часы преподавательской работы и часы научной работы?

- Да. И не только часы, но и за результаты, уровень этой работы. Для нас это более важно, чем часы.

- Вы же на вашем сайте обещаете, что со следующего года будете выдавать выпускникам наряду с государственным дипломом документ европейского образца на английском языке.

- В этом году уже начнем.

- Это что означает?

- Мы будем в качестве приложения к диплому выдавать документ европейского образца, формат которого установлен Болонским соглашением. Все курсы, которые он прослушал, будут пересчитаны в зачетные единицы. И это обеспечит сопоставимость нашего диплома с любым европейским или американским дипломом.

- Выпускнику не нужно будет бегать и доказывать, что он учился по Болонской программе?

- Не нужно будет переводить диплом на английский, заверять нотариально. У него будет полностью легитимный документ об образовании европейского образца.

- Его в Европе в любое предприятие возьмут с удовольствием на работу по окончании МИСиС?

- Да.

- В вашем вузе развито дополнительное образование. Какие дополнительные квалификации могут получить студенты?

- Мы предоставляем возможность тем студентам, которые учатся на инженерных специальностях, получать дополнительное образование одновременно с основным в области экономики, управления, в области иностранных языков. То есть те знания, которые повышают их конкурентоспособность на рынке труда. Это одна из причин, почему у нас карьерный рост выпускников происходит быстрее, чем у ребят из других университетов.

- Сколько у вас стоит платное обучение и сколько платников в этом году будет набираться?

- Обычно мы набираем треть студентов на платную основу. Стоит образование по-разному, в зависимости от направления подготовки: от 70 до 150 тысяч рублей. В год. В этом году мы чуть-чуть увеличили плату. Но на все пять или шесть лет обучения мы эту оплату зафиксируем.

- Вы собираетесь, насколько я знаю, увеличивать количество мест в магистратуре?

- Да. Мы заинтересованы, чтобы в нашу магистратуру поступали талантливые люди, выпускники бакалавриата из разных российских университетов. У нас есть новые международные магистерские программы, очень конкурентоспособные, которые обеспечивают образование высокого уровня. На уровне магистратуры студенты занимаются либо наукой, либо исследованиями, проектной деятельностью уже в интересах конкретных компаний, производств.

- А какой прием?

- Чуть больше тысячи человек на бюджетные отделения.

- А какие, на ваш взгляд, самые интересные, самые популярные специальности, на которые будет самый высокий конкурс в этом году?

- У нас традиционно самый высокий конкурс на экономику, управление. В прошлом году был высокий конкурс на наноматериалы - это новая специальность, которую мы открыли. Но в принципе конкурс достаточно ровный. В том числе на инженерные специальности. 3,5 - 4 человека на место.

- Какие перспективы у выпускников инженерных специальностей? Во-первых, кризис на дворе. Во-вторых, все-таки народ не очень стремится в инженеры... Все-таки более популярны экономические факультеты.

- Мы знаем прекрасно, что из физика, математика или инженера можно сделать экономиста. И часто он будет работать более успешно, чем люди, у которых базовое образование экономическое. А наоборот невозможно. Экономист инженером никогда не будет работать.

У него отсутствует навык к решению задач, отсутствует математический аппарат, умение ставить задачу и уметь находить ее решение.

- Вы говорили о том, что равняетесь на Массачусетский технологический университет, Стэнфордский университет. В каких направлениях? По-моему, чтобы достичь их качества преподавания, должно смениться несколько поколений профессоров и студентов...

- Прежде всего и для меня, и для моих коллег важно, чтобы университет был включен в реальный экономический процесс. Если мы будем отдельно, а предприятия с их потребности, с их технологическими проектами, с их инновациями - отдельно, то точно ничего не получится. И вот модель успешного технологического университета, и Массачусетского университета, и Стэнфорда, и других, и не только в Штатах. Любая такая успешная модель основана на очень тесном контакте с промышленностью. Причем с лидерами бизнеса. Вот если лидеры бизнеса придут к нам, если они расскажут нам о своих потребностях, если они будут заинтересованы в общении со студентами, тогда у нас все получится.

- Вы говорите «если», а уже есть какие-то конкретные предприятия, которые с вами работают?

- Конечно, у нас почти тысяча промышленных партнеров. Но вот того уровня взаимодействия, который действительно есть у западных вузов, у нас пока нет. И мы понимаем, что объективно пока, конечно, уступаем по отдельным характеристикам на порядок. Скажем, инвестиция в обучение одного студента у нас меньше в десять раз. Но мы будем подтягиваться до их уровня. Мы эту цель перед собой поставили.

Но и сегодня мы готовим элиту - элитных инженеров, технологов, ученых. Ведь система образования в целом - это такая пирамида. Есть уровень базовый - колледжей, ПТУ, техникумов. И есть следующий уровень, где находятся средние технические вузы. А мы - на самой верхушке. У нас относительно немного студентов, и действительно мы отбираем самых лучших, обеспечиваем им лучшую подготовку.

Мы готовим людей, которые будут двигать технологическую политику, которые будут определять технологический профиль компании через 5, 10, 15 лет.

Требования к студентам у нас высокие. До выпуска доходит примерно половина от тех, кто поступил. Даже если он учится на платном, но не справляется с программой. Мы понимаем, что имидж стоит гораздо больше, чем любые деньги.

И те, кто доходит до конца и получает наш диплом, имеют некий сертификат качества. Но опять-таки, сравнивая даже уровень наших лучших выпускников с теми требованиями, которые сегодня предъявляются российскими и международными компаниями, мы видим, что нам еще надо очень и очень много сделать. Скажем, та же самая подготовка в области иностранного языка. Ну слабо сейчас это у нас. Я поставил задачу, чтобы на уровне бакалавриата каждый выпускник сдал там TOEFL на определенный уровень. Если он этого не сделает, то просто не получит диплом. На уровне магистратуры второй иностранный язык добавим.

- Но у вас в списке вступительных экзаменов нет иностранного языка.

- Нет. Сейчас их только три. На инженерные специальности - русский и математика и физика. Но мы все равно, я уверен, будем обеспечивать высокий уровень знания иностранного языка вне зависимости от уровня начальной подготовки. За четыре года вполне можно человека подготовить к сдаче TOEFL.