Лучшие CRM-системы для отдела продаж

Можно заполнять «экселевские» таблицы, по старинке вести клиентскую базу от руки и собирать карточки на каждого клиента, но в разы эффективнее лучшие CRM-системы для отдела продаж, которые ликвидируют хаос в подразделении, помогут бизнесу зарабатывать больше и автоматизируют процессы в компании
Лучшие CRM-системы для отдела продаж
Лучшие CRM-системы. Фото: shutterstock.com

Талантливый босс, мотивированные продажники и лучшая CRM-система — о таком комбо мечтает каждый бизнес. Как найти крутого руководителя и собрать команду, которая самоотверженно будет приносить в компанию многомиллионную прибыль, мы вам не расскажем. Зато поговорим о третьем пункте — «сиэрэмках», которые удобны и руководителю, и подчиненным.

Лучшие CRM-системы для отдела продаж автоматизируют бизнес-процессы, обладают инструментарием для аналитики, интегрируются с вашим сайтом, электронными почтовыми ящиками, мессенджерами. Их структура и функционал сделаны так, что они буквально подталкивают сотрудника довести сделку до конца и закрыть задачу с поступлением средств клиента на счета вашей фирмы.

Выбор редакции

«ПланФикс»

ПланФикс

CRM с мощной системой кастомизации, то есть гибкой настройкой и адаптацией под ваши задачи. У компании есть свой магазин приложений по аналогии с популярными AppStore и Google Play. Большинство приложений в этом магазине бесплатные, но есть и платные опции. Есть довольно занятные находки. Например, решение, которое автоматически склоняет по падежам имя клиента во всех документах, отчетах и письмах. Или сервис, который интегрируется с опросами в Telegram для интервьюирования клиента. 

С CRM для отдела продаж «ПланФикс» можно вести учет услуг (выставлять счета, закрывать акты, готовить отчеты), управлять сделками от и до, принимать и обрабатывать заявки из разных источников. 

Интеграций очень много: поддерживает большинство популярных почтовых клиентов, мессенджеров, сервисы отправки SMS, облачные хранилища. Программу умеет анализировать процент конверсии и вырабатывать план работы с отказами.

Официальный сайт: planfix.ru

Характеристики

Цена от 2 до 5 евро за каждого сотрудника компании в месяц в зависимости от тарифного плана
Бесплатная версияесть, до пяти сотрудников
Развертываниеоблачное, есть мобильное приложение

Плюсы и минусы

Гибкая настройка CRM (вплоть до выбора фирменного оформления в цветах вашей компании) благодаря модульной системе. Большое число интеграций с разными каналами общения и прочими бизнес-сервисами
Из-за большого функционала требует более длительного обучения продажников работе с этой CRM. Когда развертываешь продукт впервые — он сырой и пустой, это идеология компании, чтобы каждый мог гибко настроить ее под себя, но не все могут самостоятельно и быстро внедрить продукт, приходится оплачивать работу подрядчиков, которые займутся внедрением

Топ-10 лучших CRM-систем для отдела продаж по мнению КП

1. RetailCRM

RetailCRM

По названию можно подумать, что эта система помогает в автоматизации бизнеса «на земле», в магазинах, но на деле она заточена под интернет-торговлю.  Построена таким образом, чтобы отделу продаж было максимально комфортно собирать заявки со всех мессенджеров и соцсетей, работать с ними в одном окне.

То есть программа и складские остатки проверит, и доставку поможет назначить, и менеджера подтолкнет, что надо бы довести сделку до логического результата. Есть система триггеров — напоминаний для клиентов и сотрудников о следующем шаге сделки.

Неплохой функционал для сегментирования накопленного «клиентского хаоса»: чтобы разбить покупателей по сегментам и задать автоматические правила для повторных продаж.

Официальный сайт: retailcrm.ru

Характеристики

Цена от 1500 руб. за каждого пользователя в месяц
Бесплатная версияесть на одного пользователя, который обрабатывает не более 300 заказов в месяц, либо пробный период на 14 дней полной версии
Развертываниеоблачное или на ПК

Плюсы и минусы

Интуитивно понятный интерфейс, что значительно облегчает обучение новых сотрудников. На один аккаунт можно подключить несколько онлайн-магазин — удобно для тех, кто «дробит» свой бизнес на нишевые предложения
Высокая цена за каждого пользователя, также нужно доплачивать за возможность делать почтовые, SMS-рассылки и другие инструменты. Нет отдельной вкладки для обработки лидов (потенциальных новых клиентов)

2. «МегаПлан»

МегаПлан

Компания делает ставку на безопасность клиентской базы. Из CRM нельзя просто по одному клику выгрузить все контакты и сделки. Эта опция доступна только администраторам. На каждого клиента заводится отдельная история коммуникаций. В карточке собрана история диалогов, счета, записи звонков. 

Есть система виртуальных канбан-досок: на них можно перетаскивать карточки текущих сделок из одного модуля в другой. Это служит для наглядных целей отделу продаж, чтобы они видели, сколько у них еще заявок в работе. 

Детальная система отчетов показывает, сколько сделок открыты и как долго их не могут довести до конца менеджеры. Компания уверяет, что на внедрение системы в ваш бизнес уйдет две недели.

Официальный сайт: megaplan.ru

Характеристики

Цена 329 — 1399 руб. за каждого пользователя в месяц в зависимости от тарифа и срока покупки подписки
Бесплатная версияпробная версия на 14 дней
Развертываниев облаке или на ПК

Плюсы и минусы

Частые обновления, внедрение и доработка функционала. Возможность присвоить сотрудникам разные роли для разного уровня доступа к интерфейсу и функционалу
Сложный интерфейс требует длительного обучение команды и внедрения.  Нет выставления счетов по расписанию

3. «Битрикс24»

Битрикс24

Самая раскрученная CRM в России, практически синоним таких систем. Ее преимущество в том, что она может быть как самодостаточным продуктом, так и интегрироваться, «обтачиваться» и внедряться под конкретный бизнес. У программы яркий и современный интерфейс. Доступна подробная история каждой сделки. Можно интегрировать с телефонией.

Большой потенциал для автоматизации продаж: раздача заданий продажникам, формирование счетов на оплату, выгрузка отчетов и возможность настраивать SMS-рассылки. Система умеет выстраивать бизнес-процессы по вашим сценариям. Вы задаете путь покупателя от одной стадии к другой, все это оформляется в сценарий, на выходе получаете табличку с понятным бизнес-процессом. Можно подключить складской учет, готовить коммерческие предложения и типовые документы компании.

Официальный сайт: bitrix24.ru

Характеристики

Цена 1990 — 11 990 руб. в месяц в зависимости от тарифа по числу пользователей
Бесплатная версияесть, с ограниченным функционалом
Развертываниеоблачное, на ПК, в мобильном приложении

Плюсы и минусы

Действительная автоматизация продаж, которая помогает выстраивать бизнес-процессы. Информативные отчеты по продажам и составление планов
Есть жалобы пользователей, что после выхода очередного обновления начинаются сбои сервисов. Предлагает сразу же много функций пользователю, которые нагружают систему и внимание человека, но могут быть не востребованы в вашем бизнесе, при этом убрать их нельзя

4. FreshOffice

FreshOffice

Одно из преимуществ это CRM — обилие разных полей, в которые продажник может занести информацию о клиенте или компании, с которой работает. А после всю клиентскую базу можно сегментировать по разным тегам, чтобы провести аналитику. Или тут же накинуть на определенный сегмент клиентов рекламную кампанию в соцсетях.

К примеру, часть сделок у вас повисла, клиент в статусе «купил бы, будь цена чуть ниже». Сегментируете таких в одно целое и даете на них таргет в соцсетях с предложением скидки. 

Есть встроенный чат-агрегатор, куда менеджерами стекаются сообщения со всех каналов продаж. Эта CRM также помогает руководителю контролировать и планировать работу каждого сотрудника.

Есть функционал автоматизированной воронки — когда, например, по итогам какого-то этапа сделки клиенту автоматически приходит сообщение, менеджеру назначается новая задача, в календарь вносится следующий этап сделки.

Официальный сайт: freshoffice.ru

Характеристики

Цена 750 руб. за каждого пользователя в месяц
Бесплатная версияпробный период предоставляется по запросу по итогам рассмотрения кандидатуры
Развертываниеоблачное, есть мобильное приложение, есть локальная версия для развертывания на ПК

Плюсы и минусы

Сразу доступен весь функционал CRM без необходимости докупать отдельные опции. Богатый инструментарий для сегментации клиентской базы
Свой функционал разнесли на два мобильных приложения и оба нужны в работе. Есть жалобы на периодические (но с завидным постоянством!) технические сбои на серверах компании, из-за его CRM тормозит

5. 1C: CRM

1C: CRM

Линейка CRM под разные масштабы бизнеса: от небольших компаний до корпораций. Особенно удобно тем, кто в организации рабочего процесса задействует другие продукты отечественной корпорации 1C вроде складского учета, бухгалтерии, кадрового дела и т.д. На CRM можно подключить много дополнений за дополнительную плату, которые называются «приложениями».

Например, для руководителя — систему распределения лидов, менеджеру — умных помощников, которые сопровождают, напоминают и подсказывают алгоритм на разных этапах сделки. Управление процессом продаж происходит с подключением проектов, заказов поставщиков, склада, оплат, производства, если это необходимо.

Официальный сайт: 1crm.ru

Характеристики

Цена 490 — 699 руб. в месяц за одного сотрудника в зависимости от срока действия подписки
Бесплатная версия30 дней доступа
Развертываниеоблачное, на ПК

Плюсы и минусы

Строит наглядные таблицы историй взаимоотношения с покупателем. Возможность прогнозирования сделок по потенциальном доходу, эфективности и скорости
Слабо подходит под малый бизнес, так как требует настройки и интеграции специалистов по 1C. Сложная в освоении, требует обучения персонала

6. YCLIENTS

YCLIENTS

Сервис вырос из небольшого набора инструментов для записи клиентов сферы услуг в неплохую платформу для автоматизации и помощи отделу продаж. Главные пользователи этой CRM — малый бизнес: индустрии красоты, гостеприимства, розничные магазины, спорткомплексы и фитнес-центры, кружки, секции, заведения досуга. 

В первую очередь CRM удобна тем, у кого относительно неплохо выстроена система привлечения клиентов на сайт. Руководителю будет интересно изучить источники привлечения покупателей в системе аналитики. Программа позволяет вести расчет зарплат и снижать отток клиентов за счет программ лояльности. Интегрируется с телефонией и онлайн-кассами. Заявленный срок внедрения — пять дней.

Официальный сайт: yclients.com

Характеристики

Цена от 857 рублей в месяц, тариф зависит от сферы применения, срока покупки лицензии, числа сотрудников
Бесплатная версияпробный период 7 дней
Развертываниеоблачное, есть мобильное приложение

Плюсы и минусы

Лучшая система для онлайн-записи и общения с клиентами через онлайн-карты, виджеты и другие виртуальные каналы продаж. Создана для бизнеса в сфере услуг
Много жалоб на техподдержку, которая по словам клиентов, не спешит решать технические проблемы. Дает только скудные отчеты о финансовых показателях бизнеса

7. amoCRM

amoCRM

Разработчики сделали ставку на упрощение и интерфейса и функционала, чтобы добиться быстродействия системы, а также минимизировать временные и финансовые затраты на обучение отдела продаж использованию программы. 

Одна из лучших CRM на рынке устроена так, что в воронку продаж попадают заявки со всех каналов. И все перед глазами менеджеров, чтобы они ничего не упустили. Есть интеграция с почтовыми ящиками, IP-телефонией. В программу встроен свой мессенджер для корпоративного общения. 

В воронку продаж можно подключить разные инструменты таргета и «утепления» клиентов — вроде рассылок, рекламы в соцсетях. Отслеживает, кто из клиентов давно не совершал заказ и предлагает менеджеру выйти с ним на новую сделку.

Официальный сайт: amocrm.ru

Характеристики

Цена 499 — 1499 руб. в месяц за одного пользователя в зависимости от тарифа
Бесплатная версияпробный период 14 дней
Развертываниеоблачное, есть мобильное приложение

Плюсы и минусы

Отличный пользовательский интерфейс, взаимодействую с которым можно быстро обучить ваш отдел продаж. Цифровая воронка продаж, которая помогает настроить таргетированную рекламу на клиента, которого нужно «дожать»
Ограниченный функционал мобильного приложения. Очень много жалоб не медлительность техподдержки

8. Callibri

Callibri

Экспериментальная CRM-система, которая ставит во главу угла маркетинг, то есть, отслеживание эффективности различных рекламных кампаний и конвертация их в продажи. В остальном — все как и подобает лучшим образцам CRM: история переписки с клиентами, интеграция с телефонией, мессенджерами и т.д. 

Но интересна система прежде всего своим инструментарием. Он дробится на три набора, каждый из которых платный: «МультиТрекинг», «МультиЧат» и «Сквозная аналитика». Перечислим интересные возможности. 

Так, «МультиТрекинг» Показывает, с какой рекламы, сайта, страницы и ключевого слова перешел клиент. «МультиЧат» собирает заявки с форм на сайте, ведет единый журнал. Есть интересные фичи, вроде автоматизированной расшифровки диалога продажника с клиентом и подробнейшей системы сквозной аналитики.

Официальный сайт: callibri.ru

Характеристики

Цена от 1000 руб. в месяц за каждый набор инструментов, окончательная цена зависит от количество посетителей вашего сайта
Бесплатная версияпробный период 7 дней
Развертываниеоблачное

Плюсы и минусы

Сервис для работы с лидами, которые предоставляет колоссальный набор инструментов, большинства из которых нет у конкурентов. Из системы можно выгрузить определенный сегмент клиентов, чтобы перенести эти данные в таргетинг
Набор инструментов больше полезен для отдела маркетинга, нежели для всего отдела продаж. Непосредственно классическая CRM-составляющая в части ведения сделки, воронки продаж — скудная

9. TimeDigital CRM

TimeDigital CRM

В карточке клиента отображается вся его история взаимодействия с отделом продаж и вашим сайтом. Что интересовало человека, посмотрел ли он вашу рассылку. Система умеет даже выставлять скоринговый балл покупателям: чем выше оценка, значит тем сильнее клиента зацепила реклама вашего продукта, и тем лояльнее он относится к вашему товару или услуге. 

Можно настроить воронку продаж под вашу фирму. Система автоматически будет слать коммерческое предложение клиенту на определенном этапе сделки. CRM сама создает напоминания для менеджеров, чтобы те не забывали прозванивать клиентов, которые не ответили на звонок или просили перезвонить. По каждой сделке можно создать пул задач для менеджера, чтобы клиент еще больше был доволен работой с вашей компанией.

Официальный сайт: timedigitalcrm.com

Характеристики

Цена 1000 — 20 000 руб. в месяц в зависимости от числа пользователей и клиентов
Бесплатная версияпробный период 14 дней
Развертываниеоблачное

Плюсы и минусы

Собирает автоматизированные воронки продаж под вашу продукт. Скоринговая оценка клиентов
Общая база клиентских контактов для всего отдела продаж — это не всегда уместно. Нет мобильной версии

10. «Эфир»

Эфир

CRM, которая сделана специально под малый бизнес. Здесь нет большого числа надстроек и наворотов, которые предлагают крупные разработчики.  Грубо говоря, это более прокаченные таблицы Excel, которые заточены под продажи. Кстати, по клику вся база выгружается в Excel-файл или может быть импортирована из него. 

Интерфейс лаконичный, все в виде столбцов и колонок, куда заносится информация о клиентах: его статус, задача для сотрудника. Есть шаблоны для возможных вариантов продвижения сделки и назначения им статусов, или же можно добавлять свои. 

Официальный сайт: ether-crm.com

Характеристики

Цена 99 — 19 999 руб. в месяц в зависимости от тарифа, тарифы отличаются числом пользователей, которым можно работать в CRM
Бесплатная версияпробный период 21 день
Развертываниеоблачное

Плюсы и минусы

Возможность быстро обучить сотрудника и внедрить систему в свой отдел продаж. Позволяет вести не только клиентов, но и проекты, а также часть кадрового делопроизводства
Нет интеграции с другими сервисами. Низкий потенциал автоматизации алгоритма продаж — это просто очень удобные таблицы, которые не мотивируют менеджеров доводить сделку до конца

Как выбрать CRM-систему для отдела продаж

Однозначных правил выбора CRM-системы не существует: функции, которые жизненно необходимы одной компании, бесполезны для другой. Однако есть базовые критерии, на которые надо обращать внимание в любом случае.

Как развертывать CRM

Большинство продуктов сейчас облачные. То есть, работают на серверах компании-поставщика. Доступ к ним из любой точки земного шара, лишь бы работал интернет. Минус в том, что в случае, если у компании случится технический сбой, на время восстановительных работ сайт не будет активен. Логичным продолжением облачных решений является мобильное приложение. В нем чаще всего слегка ограниченный функционал полной CRM, только внешний вид заточен для работы с мобильных устройств.

Другое дело — коробочные решения или их еще называют «коробки». Вы покупаете готовое ПО, которое устанавливается на сервер компании и на компьютеры продажников. Такая программа не требует активного подключения к интернету. И по сути она навсегда ваша. То есть, вы платите один раз, но серьезную сумму. Минус «коробок» — отсутствие обновлений. Если в будущем разработчик CRM выпустит новые дополнения, то чтобы они появились в вашем отделе, нужно будет заплатить.

Интеграция CRM с другими сервисами

Представим, что вы используете почту Gmail. А CRM «дружит» только с Outlook. Но переходить на новые почтовые адреса не всегда удобно. Это значит, что нужно выбирать такую систему, которая сразу поддерживает цифровую инфраструктуру вашего бизнеса. Лидеры рынка постоянно развиваются и добавляют возможность интеграции различных мессенджеров, операторов IP-телефонии и других задействованных в продажах модулей.

Вид карточек клиентов

Важен даже не столько внешний вид, а какой набор информации они могут хранить. Сколько свободных полей предлагает система? Можно ли дополнять профиль покупателя ссылкой на его соцсети, историей переписки, интеграцией с программой лояльности? Если это актуально в вашем деле — выбирайте CRM-систему с таким набором опций.

Стимул для продавцов 

Хорошая система стимулирует продавцов работать. Главным образом, регулярными напоминаниями. Позвонить этому клиенту, получить обратную связь от другого, сделать 10 холодных звонков и т.д. Лучшие программы можно настроить так, чтобы они сами мотивировали продажников работать больше и качественнее.

Мыслите стратегически

Выбирайте CRM для отдела продаж не по текущим потребностям, а на перспективу. Например, в подразделении может увеличиться количество менеджеров. Важно держать это в уме, если тариф CRM зависит от числа пользователей. 

Или в будущем вы захотите освоить новый канал продаж, и потребуются дополнительные функции системы. Например, займетесь email-рассылками или сделаете ставку на таргетированную рекламу в соцсетях. 

Если не предусмотреть нужный функционал заранее, в будущем придется искать дополнительные сервисы и интегрировать их в действующую CRM. А интеграция не всегда возможна, и не всегда стоит дешево.

Популярные вопросы и ответы

Мы попросили руководителя проектов IT-компании «Вебфлай» Константина Рыбченко прояснить ряд вопросов, которые помогут в выборе лучше CRM.

Какие параметры CRM-системы для отдела продаж являются основными?

Основные функции для любого бизнеса: ведение клиентской базы, подключение телефонии и возможности коммуникации с потребителями по разным каналам. Большинство систем, которые есть на рынке, закрывают эти три блока. Дальше идут модули для «прокачки» бизнеса — это маркетинг, сквозная аналитика и другие.

Можно ли использовать бесплатные CRM для отдела продаж?

Бесплатные CRM удобно использовать, чтобы оценить функциональность систем и остановить выбор на какой-то одной. У популярных разработчиков такого ПО есть бесплатные версии с ограничением по числу пользователей, числу заказов или без доступа ко всем возможностям. У остальных CRM есть бесплатный пробный период — в среднем 14 дней.

Каким образом CRM-системы помогают ликвидировать хаос в отделе продаж?

В CRM не теряются заявки, есть история взаимодействия с клиентом и понимание, на какой стадии находится сделка. У руководителя отдела продаж появляются инструменты контроля: план продаж, воронка продаж, отчеты по разным направлениям — количеству сделок, звонков, конверсии. Начальник может прослушать разговор менеджера с клиентом посредством телефонии и скорректировать скрипт. Есть оценка показателей эффективности сотрудников и KPI. В CRM эти данные можно оценить в разрезе нужного промежутка времени (дня, недели, месяца или года), по конкретному сотруднику, и отслеживать динамику показателей.