Лучшие CRM-системы 2022 года

Сложно себе представить современный бизнес без использования специального программного обеспечения. Многие процессы уже давно автоматизированы при помощи CRM-систем. «Комсомольская правда» детально разобралась в особенностях этого ПО и составила рейтинг топ-15 лучших решений
Лучшие CRM-системы 2022 года
Лучшие CRM-системы. Фото: pexels/Field Engineer

Для начала давайте разберемся, что представляют собой CRM-системы. Название происходит от английского Customer Relationship Management — управление взаимоотношениями с клиентами. Данное ПО позволяет автоматизировать многие процессы в длительной перспективе, в частности, отделы продаж используют CRM-системы для контроля работ, анализа вовлеченности в процесс различных сотрудников, анализа уровня лояльности клиента, контроля коммуникации между клиентами и менеджерами, а также автоматизации процесса сделки. Если упростить, то CRM-системой можно считать любой вариант учета и контроля. Однако если раньше это был лист бумаги и документ Excel, то сегодня под этой аббревиатурой подразумевают целую систему.

Многие разработчики пытаются активно навязать потребителям свое видение данного ПО. Естественно, что делают они это для повышения продаж. На сегодняшний день не существует жестких критериев и объективного понимания того, какой должна быть эта система. Каждый продукт уникален и обладает своими особенностями, которые следует учитывать перед покупкой. 

К примеру, для службы доставки идеально подойдет программа для записи контактов и взаимодействия с ними. Однако для салона красоты потребуется более расширенный функционал. Так, в идеале, система должна будет фиксировать частоту посещений и средний чек. Помимо этого некоторые руководители хотят видеть отчет о проделанной работе. Разработчики готовы предложить эту услугу за дополнительную плату. Все взаимодействия с клиентами будут отражаться на экране управляющего в реальном времени. 

Что касается расходов на внедрение данного ПО, то они будут зависеть от нескольких факторов. Так, в среднюю цену стоит закладывать стоимость лицензии, перенос данных из других носителей, стоимость доработки под ваш бизнес и ежемесячное сопровождение разработчиками. Ниже мы более подробно разберем эти особенности. 

«Комсомольская правда» проанализировала предложения на рынке CRM-систем и составила рейтинг топ-10 лучших ПО.

Выбор редакции

Bitrix24

Bitrix24

Вот уже много лет данная система занимает первые места всевозможных рейтингов. И у этого явления есть объективные причины. Так, в Bitrix24 есть все необходимое для работы над проектами, управления персоналом, создания документов и решения прочих задач. Такое обилие функций может ввести в замешательство даже самого опытного пользователя. Поэтому при регистрации программа предлагает самостоятельно выбрать необходимый функционал. 

Также для более простого ориентирования в системе разработчики предусмотрели отдельное рабочее поле. В нем все отсортировано по папкам. В частности, можно найти «Задачи», «Календарь», «Живую ленту», «Чат и звонки», «Время и отчеты» и многое другое. Чтобы освоить все эти особенности, потребуется время и помощь квалифицированного специалиста. Это, пожалуй, единственный недостаток данного ПО. 

К достоинствам можно причислить генератор продаж, который предназначен для повторных сделок, AI-скоринг для анализа данных исхода сделки, сквозную аналитику и чаты между сотрудниками. 

Что касается стоимости, то коробочная версия на 12 лицензий обойдется приблизительно в 51 000 рублей. Отдельно отметим, что sms-рассылку и телефонию необходимо оплачивать отдельно.

Плюсы и минусы

Большой выбор тарифов, обмен данными с «1С», рейтинг клиентов для более качественной проработки заявок, инструменты продаж через мессенджеры и социальные сети
Слишком громоздкая для малого и среднего бизнеса, сложности при подключении, инструменты для управления персоналом доступны только на максимальном тарифе

Топ-14 CRM-систем в 2022 году по мнению КП

1. Мегаплан

Мегаплан

Этой CRM-системе уже более 12 лет. Однако ежегодные доработки и обновления от разработчиков позволяют ей занимать ведущие позиции во всевозможных рейтингах. Данное ПО используют1 такие бренды, как «Азбука вкуса», «Альфа-Банк», «Ростелеком» и «Первый канал». Отличительными особенностями данной CRM- системы являются продуманная работа с персоналом, наличие видеоконференций, сервисы документооборота, встроенная телефония, инструменты для контроля сотрудников и другие. 

Помимо этого «Мегаплан» позволяет структурировать всю информацию, которая появляется в процессе работы. В частности, записи телефонных переговоров, переписки и финансовые сведения. Также стоить отметить, что система облачная. Это означает, что она не потребует дополнительных ресурсов. Производители предусмотрели тестовый период сроком в 14 дней. Коробочная версия обойдется в 45 000 рублей за 10 лицензий. 

Плюсы и минусы

Наличие мобильного приложения, помощь при подключении от квалифицированных специалистов, наличие API для подключения сторонних ресурсов, наличие тарифа, который не имеет ограничений по
Отсутствие воронки продаж в базовых тарифах, некоторые клиенты жалуются на проблемы при установке телефонии

2. AmoCRM

AmoCRM

Еще одна CRM-система, которая может похвастаться выдержанным дизайном и высокой скоростью работы. Помимо этого в ней отсутствует большинство лишних функций. В частности, здесь нет лишних кнопок и страниц, а работать можно даже с планшета. Вся навигация внутри amoCRM умещается в 8 иконок. Что касается возможностей, то вся логика ПО строится вокруг повышения продаж и конверсии. Система автоматически создает сделки по заявкам через почту, сайт, телефонию и мессенджеры. Лучше всего она подойдет для b2b-бизнеса. 

Также разработчики готовы предоставлять клиентам наглядные отчеты для анализа эффективности. Главным преимуществом amoCRM перед конкурентами является digital-воронка, которая позволяет автоматизировать маркетинговые процессы. Бесплатный тестовый период составляет 14 дней. Стоимость подписки для двух человек обойдется в 4 990 рублей/месяц. Для пяти пользователей — 14 990 рублей/месяц.

Плюсы и минусы

Простота в использовании, нет необходимости обращаться к специалистам для установки и настройки ПО, возможность настройки по индивидуальным предпочтениям, наличие мобильного приложения
Отсутствие встроенной системы отслеживания звонков, необходимость подключения к внешним сервисам

3. S2 (Salesap)

S2 (Salesap)

Эта облачная CRM-система включает в себя калькулятор услуг, автоматические рассылки, финансовый и складской учет, а также подключение кассы. Также в ней предусмотрены более 100 инструментов для управления продажами и коммуникации с клиентами, более 15 инструментов для контроля за сотрудниками и работы с онлайн-кассой. Также производители предусмотрели конструктор отчетов и более 200 интеграций с сервисами.

Последние позволят пользователям CRM-системы оптимизировать работу со звонками: избавят от необходимости вручную набирать номер клиента, позволят сохранять и скачивать записи звонков, звонить клиентам с мобильного телефона, во время разговора фиксировать информацию о клиенте, анализировать статистику по входящим, исходящим, принятым и пропущенным звонкам. Тестовый период составляет 7 дней. Стоимость подписки от 240 рублей/месяц (при годовой оплате).

Плюсы и минусы

Широкий функционал, возможность настройки «под себя», аккуратный дизайн, интуитивно понятный интерфейс
Оплата за каждого пользователя, отличие функционала в мобильной и десктопной версиях

4. «РосБизнесСофт» CRM

«РосБизнесСофт» CRM

Данная система идеально подойдет для продаж, складского учета и производства. В ней предусмотрено более 100 дополнительных модулей. В частности, касса, отпуска, закупки, KPI, акты сверки и другие. Помимо этого производители разработали несколько уровней настроек, с помощью которых можно предоставлять индивидуальный или групповой доступ к определенным областям системы. Это обеспечит повышенную безопасность для важных данных, к примеру, клиентской базы. 

Адаптивная верстка позволяет использовать «РосБизнесСофт» на большинстве мобильных устройств. Также в системе установлено более 40 различных типов отчетов. Они позволят тщательно проанализировать динамику продаж, движение товаров, задолженности и прочие показатели. Однако самым интересным расширением можно назвать модуль маркетинга, который позволяет планировать и проводить маркетинговые кампании. Тестовый период длится 14 дней. Месячная подписка для 10 человек обойдется в 7 800 рублей.

Плюсы и минусы

Наличие коллтрекинга, мобильное приложение, система работает по принципу конструктора
Малое число интеграций, посредственный дизайн

5. RetailCRM

RetailCRM

Популярность этой CRM-системе обеспечивают высокая скорость работы и широкий набор инструментов. Изюминкой программы можно назвать автоматический прием заявок с разных площадок и последующим их распределением между сотрудниками. Помимо этого, разработчики предусмотрели опцию комплектации товаров и сортировку последних по торговым точкам. Интересно, что отслеживать передвижение продукции можно в реальном времени. Такая CRM-система станет просто незаменимой на складе или в небольшой логистической компании. Она с легкостью обработает большое число заявок из разных источников и предоставит детальный отчет о проделанной работе. 

По словам разработчиков, RetailCRM создавалась для интернет-магазинов, обрабатывающих от 300 до 50 000 заказов в месяц. Отдельно отметим, что при внедрении системы не потребуется помощь специалиста, так как вся необходимая информация есть в технической документации. Обучение можно пройти в онлайн режиме. Также разработчики выпустили ряд ознакомительных видеороликов на YouTube, которые помогут сориентироваться в функционале ПО. 

Плюсы и минусы

Есть возможность подключения платных модулей, удобная система продаж через мессенджеры, интеграция с маркетплейсами, наличие инструментов для круговых продаж
Отсутствие мобильного приложения, узкий функционал, необходимость доплаты за каждого дополнительного пользователя, который не предусмотрен в базовом пакете

6. «Простой бизнес»

Простой бизнес

Продукт отечественной компании 1Т. В облачную CRM интегрированы разные модули для управления фирмой. Например, модуль автоматизации продаж, менеджмент бухгалтерии и персонала, взаимодействие с клиентами, ведение проектов и сквозная аналитики бизнеса — инструмент, который помогает подсчитать, сколько денег приносит каждый канал продаж.

По сути это набор для большой корпорации. Но задействовать его может малый и средний бизнес за счет политики компании: платишь не за рабочие места, а за саму CRM на безлимитное число устройств. 

Существует в виде программы для компьютеров и мобильного приложения. Есть нишевые шаблоны внутри CRM с тонким разделением на 16 бизнес-сфер: CRM для фитнес-студий, для юридических контор, медицины и т.д.

Плюсы и минусы

Одна лицензия на всю компанию без оплаты за каждое рабочее место. Есть бесплатная версия без ограничения по количеству пользователей, но с урезанным функционалом. Выбор CRM под конкретную сферу
Нет интеграции современных мессенджеров вроде Telegram. Нет шаблонов под проекты, но есть шаблоны рассылок и документов

7. EazyWeek

EazyWeek

Данная CRM-система считается одной из лучших на рынке. Помимо стандартных функций сервис предоставляет настраиваемый мини веб-сайт, который можно подключить к своему домену. А для тех у кого уже есть собственный сайт, CRM предоставляет расширенный функционал для увеличения числа лидов. Наиболее эффективно данное ПО покажет себя в салонах красоты, медицинских центрах, автосалонах, массажных салонах, банях и т.д.

Также разработчики выпустили специальное приложение на iOS и Android. Помимо этого, в систему внедряют функции расчета зарплаты для сотрудников — фиксированная ЗП или % от сделки, а также функционал для контроля товарооборота и учета расходных материалов. Пробный период использования составляет 14 дней. Минимальная стоимость на подписку для одного человека — 500 рублей в месяц.

Плюсы и минусы

Оперативное реагирование службы технической поддержки, скорость работы системы
Отсутствие воронок продаж и цепочек по работе с лидами

8. Pipedrive

Pipedrive

Мощная международная система, ее используют в 179 странах. Среди клиентов этой CRM такие компании, как Vimeo и Amazon. однако сами производители рекомендуют ее к использованию малому и среднему бизнесу. Автоматизацию работы с лидами обеспечивает голосовой помощник LeadBooster, а для более эффективной работы в самой системе есть другой ассистент на основе искусственного интеллекта. 

Pipedrive имеет локализацию на нескольких языках, в том числе и на русском. Для начала работы можно воспользоваться бесплатной версией системы. Срок действия пробной версии составляет 30 дней. Стоит отметить, что эта CRM относится к молодым ПО и пока не может сравниться по своим характеристикам с CRM-системами, обеспечивающими поддержку полного цикла продаж.

Плюсы и минусы

Небольшая стоимость, простота использования, фокус на продажах, высокая безопасность данных
Отсутствие поддержки текущих отношений с клиентами, ограниченная система отчетности, отсутствие интеграции с бухгалтерией

9. Trello

Trello

Trello — это одна из самых популярных систем управления проектами в режиме онлайн, которая пользуется особенным спросом среди небольших компаний и стартапов. Она позволяет эффективно организовывать работу на проектах. У этого ПО нет такого расширенного функционала, как у вышеперечисленных CRM-систем. Однако Trello обладает массой важных преимуществ, выгодно выделяющих его среди прочих. 


Так, к ним можно отнести простой и понятный интерфейс на основе канбан-досок, «умную» систему поиска с фильтрами по дате/времени, возможность интеграции с ведущими сервисами и поисковиками. Большинство функций совершенно бесплатны, а стоимость дополнительных расширений совсем невысока. Также производители не предусмотрели ограничений на использование системы. Все приобретенные расширения могут использоваться неограниченное количество времени. Подписка на них не закончится. 

Плюсы и минусы

Возможность работы с любого устройства, доступность, яркий дизайн и удобный интерфейс
Неудобство работы над большими и сложными проектами

10. А2Б

А2Б

Полноценная система управления бизнесом. Кроме неплохой CRM есть масса дополнительных опций: корпоративный портал с чатом, возможность внедрить электронный документооборот в компании. Интересная и функция идей: эдакий агрегатор рационализаторских предложений сотрудников. С таким набором можно отказаться от сторонних решений и перевести всю компанию на один продукт. Правда, за каждую опцию нужно платить. Впрочем, для тех, кто берет сразу весь пакет, цена ниже, чем за отдельный продукт.

Можно активировать бесплатный пробный недельный доступ на всю фирму. Есть коробочная и облачная версия. В CRM есть автоматическое формирование списка задач сотрудников. Довольно большой набор возможностей в личном аккаунте каждого сотрудника. От просмотра воронки продаж, до опции прогнозирования сделок, базы счетов и поступлений, каталога товаров и услуг.

Плюсы и минусы

Модульная система: берешь у разработчиков тот набор приложений, который нужен бизнесу. Помогает внедрить электронный документооборот (СЭД)
Цена за продукт больше подходит среднем бизнесу и корпорациям. Нет шаблонов под разные виды бизнеса, создавать их придется самому

11. «МойСклад»

«МойСклад»

Функционал системы «МойСклад» позволяет автоматизировать

большинство процессов малого и среднего бизнеса. Это облачное приложение объединяет в себе товароучетное и кассовое ПО. Следует отметить особую защиту CRM-системы. Так, высокому уровню безопасности способствовало внедрение 256-битного механизма шифрования. Помимо этого, следуя новому технологическому тренду — повсеместному внедрению онлайн-касс, разработчики «МоегоСклада» дополнили свой продукт функцией (и продолжают совершенствовать ее), обеспечивающей проведение платежей на кассе, а также учет операций на кассе. 

Касса с использованием ПО может быть запущена как на обычном компьютере, так и на мобильном устройстве. Приложения разработаны для Windows, macOS, Linux, Android и iOS. С помощью специальных инструментов «МоегоСклада», обеспечивающих интеграцию программы с популярными сервисами для рассылок (например, такими как UniSender), может быть осуществлено массовое обращение к клиентам. Что касается стоимости услуг, то корпоративный тариф для отдела из 10 сотрудников обойдется в 6 900 рублей/месяц.

Плюсы и минусы

Высокая скорость работы, широкий функционал, удобный интерфейс
Некоторые пользователи жалуются на низкий уровень работы технической поддержки, подойдет только для малого и среднего бизнеса

12. Brizo

Brizo

CRM с финансово-управленческим учетом. Есть тестовый доступ с полным функционалом на две недели. Хорошо настроена интеграция с современными продуктами от 1C до мессенджеров, VK, других соцсетей и IP-телефонии. У программы хорошо продуман UX-дизайн, то есть, интерфейс дружелюбен к новым пользователям и интуитивно понятен. Рабочая зона выглядит лаконично, но за пару кликов ее можно «обвесить» разными дополнительными модулями, расширить, настроить под себя.

Карточки сделок и задач помечаются цветовыми индикаторами для обозначения текущей срочности. Тут же можно работать с финансами — прописывать размер транзакции, планировать сделку. Компания дает возможность сделать модуль продаж для своего сайта. Все заказы с него будут автоматически попадать в CRM. 

Система дает возможность вести финансово-управленческий учет для бизнеса: платежный календарь, планировщик кассовых разрывов. Есть функция автоматического формирования счета с печатью и всеми реквизитами сторон.

Плюсы и минусы

Наглядный контроль за всеми финансами компании. Объединение истории диалогов с клиентами из разных каналов в один
Невозможно создать рассылку электронных писем. Урезанный функционал мобильного приложения по сравнению с десктопной версией

13. HelloClient

HelloClient

«Сиэрэмка» создана для бизнеса в сфере услуг. Внутри стандартный набор: клиентская база, ведение заказов, бухгалтерская аналитика. Из интересного: умеет работать с онлайн-кассой и с ее помощью вести виртуальный складской учет. Для сотрудников в CRM можно настроить систему мотивации и управлять начислением бонусов и штрафов. Зарплату эта CRM тоже считает и начисляет. Причем ее можно настроить гибко, какой процент или фиксированный оклад получит сотрудник за продажу той или иной услуги.

Система умеет формировать отчеты по прибыли, заказам и складским остаткам. Информацию можно выгрузить в таблице Excel. У программы есть пробная версия, но она привязана не ко времени, а к числу заказов: бесплатны первые 40 заказов. 

Плюсы и минусы

Простота освоения сотрудниками и менеджментом. Постоянные обновления и доработки системы в ногу со временем
Нет тайм-менеджмента задач. Интерфейс заточен под работу на одной точке одной компании, а если у нее есть филиалы с разным набором услуг, работать будет неудобно

14. umnico

umnico

Эта система заточена на продажи в соцсетях. С учетом того, что весь бизнес и деловая жизнь постепенно перетекают туда, может быть неплохим решением для тех, кто строит свое дело на такой модели продаж. По сути это такой агрегатор мессенджеров для удобства общения продажников с клиентами. Пробная версия работает всего три дня бесплатно, но с полным функционалом.

Есть функционал виртуальной доски, в которую упакована классическая воронка. Карточки клиентов удобно перетаскивать из категории в категорию и затем анализировать, как прошла сделка или на каком этапе потенциальный покупатель ушел. У CRM хорошее мобильное приложение без всякого урезания функций. 

В этой CRM даже можно делать фото, чтобы сразу отправлять клиентам. Это удобно, если человек просит сделать снимок товара или ему нужны какие-то разъяснения. У программы открытое API: значит ее можно интегрировать в прочие более крупные CRM.

Плюсы и минусы

Агрегатор собирает сообщения с рекордного числа мессенджеров, сайтов, онлайн-барахолок. Настройка уровней доступа под каждого сотрудника
Нет финансовой аналитики и работы с бухгалтерией. Нельзя экспортировать данные

Как выбрать CRM-систему

Современные CRM-системы помогут владельцу бизнеса удержать клиента, увеличить продажи, эффективно распределять задачи и следить за их выполнением. Следовательно, к выбору данного ПО следует отнестись со всей ответственностью. Ведь от него напрямую зависит прибыль, которую получит или недополучит предприятие. За советом по выбору CRM-системы «Комсомольская правда» обратилась к директору онлайн-магазина TECCOD Евгению Потапову. Он советует всегда уделять внимание четырем основным пунктам:

  1. Первое, на что следует обратить внимание при выборе, это простой и понятный интерфейс. Согласитесь, что в компании работают абсолютно разные сотрудники. Использование CRM не должно доставлять неудобств как руководителю, так и рядовому сотруднику. 
  2. Возможность управления безопасностью и наличие ограниченного доступа. Не вся информация должна быть на виду у сотрудников. Поэтому наличие этого функционала просто необходимо.
  3. Возможность просмотра истории редактирования данных. Далеко не каждое ПО предусматривает эту функцию. Однако, поверьте, она также нужна вашему бизнесу.
  4. Возможность добавлять различный функционал. С ростом компании вы обязательно начнете задумываться о расширении CRM. Лучше обдумать этот вопрос заранее, чем покупать новое ПО.

Популярные вопросы и ответы

Какие бывают CRM системы?

Всё ПО можно разделить на три условные категории: операционная CRM, аналитическая CRM и коллаборационная CRM. Давайте подробно рассмотрим каждую.

1. Операционная CRM

Данное ПО поддерживает процессы, которые направлены на развитие прочных отношений с клиентами. В частности, обновление базы контактов, анализ информации о клиентах и распределение ключевых заказчиков между сотрудниками. Такая CRM идеально подойдет для бизнеса, у которого линейная система продаж и вы намерены её автоматизировать.

2. Аналитическая CRM

Этот тип ПО больше необходим для решения организационных вопросов в офисе. Система анализирует внутренние процессы и вносит коррективы. Так, с её помощью можно оптимизировать и настроить коммуникацию и прочие задачи, которые не связаны с клиентами. Это становится возможным благодаря обилию шаблонов и схем, предусмотренных внутри CRM.

3. Коллаборационные CRM

В отличие от двух предыдущих, это единственный тип ПО, нацеленный исключительно на удовлетворение потребностей клиента, а не владельца бизнеса. Он идеально подойдет для компаний с открытой клиентской базой и наличием множества отделов на одной платформе.

В нашем рейтинге присутствуют все три типа. Однако сравнивать их между собой бессмысленно. Ведь помимо назначения системы, еще необходимо учитывать возможность интеграции с различными сервисами, приложениями и наличию маркетинговых инструментов.

Как внедрить CRM-систему?

Для многих предприятий это довольно болезненный процесс. Его следует разделить на несколько этапов. Для начала необходимо провести аудит уже имеющегося ПО внутри компании. Также стоит провести опрос сотрудников. Ведь некоторые могут впервые столкнуться с подобной системой. Желательно перед покупкой учесть их потребности. 

Аудит позволит выстроить конверсионную воронку продаж и прописать все бизнес-процессы, а также коммуникации. Этапы, поля форм (контакты, сделки, кампании) в интерфейсе CRM, алгоритм перемещений клиента по воронке прорабатываются совместно руководителем фирмы и вендором ПО. При наличии нескольких воронок по каждой из них нужно зафиксировать все задачи различных этапов и взаимосвязи. 

Это станет техническим заданием для представителя компании-разработчика CRM, который займётся её внедрением. Это лишь примерный список необходимых действий. Помимо этого, следует прописать регламенты и скрипты, составить планы по продажам и провести обучение сотрудников.

Можно ли создать CRM-систему самостоятельно?

CRM-системой можно назвать и документ Excel. Однако функционал такого ПО будет невероятно низким по сравнению с последними решениями на рынке. Поэтому настоятельно рекомендуем использовать для бизнеса передовые технологии и не прибегать к «старым дедовским методам».
  1. https://brodude.ru/kak-ponyat-chto-tvoi-sotrudniki-dejstvitelno-rabotayut/