11 лучших ECM-систем в 2023 году

Корпоративным контентом необходимо управлять так, чтобы он способствовал увеличению прибыли и достижению целей. И для этого на помощь приходят ECM-системы

11 лучших ECM-систем. Фото: shutterstock.com
Василий Мухин Директор направления «Электронный документооборот» ИТ-компании «КРОК» Виктория Щипанова Автор КП

Чтобы не мучиться с бумажной волокитой, многочисленными папками на компьютере с огромным количеством данных, установкой и созданием рабочих чатов, просто интегрируйте в свой бизнес систему ECM. А как выбрать лучшую программу из представленных на рынке в 2023 году, мы расскажем в нашей статье.

Что такое ECM-система

ECM-система представляет собой инструменты, методы и подходы, предназначенные для сбора, хранения, систематизации данных, связанных с бизнес-процессами компании.

Перечислим основные разделы ECM.

Управление документами и записямиЭкспорт и импорт документов, а также их безопасность, архивное хранение
Управление почтовыми сообщениями и соцсетямиУправление информацией, поступающей через почту и мессенджеры
Управление рабочими процессамиНазначение задач для сотрудников и контроль их выполнения
Управление веб-контентомСоздание корпоративных веб-порталов, управление взаимодействием между сотрудниками

Выбор редакции

«1С:Документооборот»

Система предназначена для автоматизации работы с документами, упорядочивания информации и ускорения процесса принятия и согласования решений. В основные функции входит сохранение информации в удобной форме, назначение задач от руководителя сотрудникам, планирование и учет трудозатрат. 

Есть два варианта подписки: ПРОФ (подходит для малых и средних предприятий с численностью человек около 250) и КОРП (для средних, крупных организаций и холдингов с большим количеством операций) версии. Также можно пользоваться программой в виде аренды и через облако от 950 рублей/месяц за одного сотрудника или приобрести стационарную версию за 20 493 рублей, но при этом каждый месяц придется тратить от 5 493 рублей за обновления. Есть мобильное приложение (Scloud.ru: 1С в облаке). Нет бесплатной бессрочной версии ПО.

Характеристики 

Основные функцииАвтоматизация, упорядочение документации, планирование
Бесплатный ознакомительный период14 дней
Цена подписки или покупкиПодписка от 950 рублей/месяц за 1 сотрудника, «коробка» — 20 493 рубля
РазвертываниеВеб-версия в облаке, стационарная версия, мобильное приложение

Плюсы и минусы

+ Несколько вариантов подписки, многоплатформенность, мобильное приложение.

— Нет бесплатной версии.

Официальный сайт: scloud.ru

Рейтинг топ-3 лучших бесплатных ECM-систем

1. Atlassian

ECM-система, созданная для помощи в управлении корпоративным контентом. Есть бесплатная версия, в которую входит возможность подключения до 10 пользователей, 2 ГБ хранилища и техническая поддержка. Если в вашей компании более десяти человек, то вы можете приобрести подписку на облачный сервис от 5,95 долларов/месяц за одного пользователя.

Для компаний с количеством сотрудников от 500 человек есть возможность приобрести стационарную версию (27000 долларов) приложения с полностью самостоятельным управлением. Есть мобильное приложение (Confluence Cloud). Минусом будет отсутствие программы в российском реестре ПО.

Характеристики 

Основные функцииСбор и хранение информации, единый портал для сотрудников
Бесплатный ознакомительный период7 дней
Цена подписки или покупкиОт 5,95 долларов/месяц за одного человека, стационарная версия от 27 000 долларов
РазвертываниеВеб-версия в облаке, стационарная версия, мобильное приложение

Плюсы и минусы

+ Есть пробный период, есть бесплатная версия системы, многоплатформенность.

— Программы нет в российском реестре ПО.

Официальный сайт: atlassian.com

2. PayDox

Система позволяет полностью управлять документооборотом. Включает в себя сбор и хранение данных, работу со всеми видами документов, интеграции с системами бизнес-аналитики. 

Бесплатная версия включает в себя до 5 пользователей. Для подключения большего количества сотрудников, можно приобрести бессрочную лицензию по цене 10 000 рублей за одного пользователя, либо же воспользоваться подпиской, где каждый подключенный сотрудник будет стоить 5 000 рублей/год. 

Нюансом будет, что при покупке лицензии, спустя год все обновления системы и новые версии приложения будут оплачиваться дополнительно. Пользоваться ПО возможно только через установку приложения на ваш компьютер — веб-версии в облаке и мобильного приложения нет.

Характеристики 

Основные функцииСбор и хранение информации, интеграция с системами бизнес-аналитики, работа с документами
Бесплатный ознакомительный периодЕсть бесплатная версия приложения
Цена подписки или покупкиБессрочная лицензия — 10 000 рублей за одного пользователя, подписка — 5 000 рублей/год за одного пользователя
РазвертываниеВеб-версия в облаке, стационарная версия

Плюсы и минусы

+ Ведение всего документооборота компании, различные варианты приобретения системы.

— Нет облачной версии и мобильного приложения.

Официальный сайт: paydox.ru

3. bb workspace

Система направлена на автоматизацию документооборота и бюджетирования (в виде сокращения затрат производства). В основные функции входит сквозная обработка информации по гражданам/контрагентам/проектам, учет клиентов, контроль расходов, интеграции с Microsoft Office и 1С, раздельное ведение базы данных за каждый год отдельно, электронная подпись. 

Воспользоваться программой можно, скачав бесплатную версию с сайта разработчиков, которая рассчитана на количество до 5 сотрудников. Для подключения большего количества человек требуется платная версия. Цена зависит от нескольких факторов, поэтому, чтобы узнать полную стоимость, необходимо оставить заявку. Есть только стационарная версия ПО.

Характеристики

Основные функцииХранение и обработка информации, контроль расходов, интеграции с платежными системами и текстовыми редакторами
Бесплатный ознакомительный периодБесплатное приложение
Цена подписки или покупкиНе указано
РазвертываниеСтационарная версия

Плюсы и минусы

+ Электронная подпись, бесплатная бессрочная версия.

— Нет мобильного приложения и веб-версии ПО, не указана цена за платную версию на сайте.

Официальный сайт: bbsoftware.ru

Рейтинг топ-7 лучших платных ECM-систем с подпиской

1. Directum RX

Система легко интегрируется в ваш бизнес и помогает навести порядок в документообороте, кадровом ЭДО, договорах и выступает архивом для хранения информации. 

Программа развертывается в виде коробочной версии и в облаке, а также есть мобильные приложения: Directum Solo — для руководителей, Directum Jazz — для рядовых сотрудников и Directum Bot — для всех сотрудников. Перед покупкой можно воспользоваться демоверсией, для ознакомления. 

Есть три варианта покупки программы: Basic (до 100 пользователей), Enterprise (неограниченное количество сотрудников) и Intelligence (сюда входит технология ИИ для автоматизации рутинных бизнес-процессов). Для того чтобы узнать цену, необходимо оставить заявку.

Характеристики 

Основные функцииАрхив, документооборот, кадровый ЭДО
Бесплатный ознакомительный периодЕсть демоверсия
Цена подписки или покупкиНе указана
РазвертываниеВеб-версия, стационарная версия, мобильное приложение

Плюсы и минусы

+ Многоплатформенность, несколько мобильных приложений для разграничения обязанностей.

— Не указана цена за ПО на сайте.

Официальный сайт: directum.ru

2. «СБИС Корпоративный портал»

Система представляет собой корпоративный портал для сотрудников, с инструментами для коммуникации и совместной работы. В программу входит мессенджер, новостная лента, общие документы, работа с проектами и планировщик.

Стоимость подписки начинается от 20 000 рублей/год, но не указаны условия. При необходимости можно подключить дополнительные функции за отдельную плату (зарплата и кадры, видеокоммуникации, подбор персонала). 

Программа развертывается в облаке, также есть мобильное приложение (СБИС). Бесплатная пробная версия предоставляется по заявке.

Характеристики 

Основные функцииКорпоративный портал, общие документы, мессенджер, работа с продуктами, планирование
Бесплатный ознакомительный периодЕсть пробная версия
Цена подписки или покупкиОт 20 000 рублей/год
РазвертываниеВеб-версия в облаке, мобильное приложение

Плюсы и минусы

+ Многофункциональность, есть бесплатная ознакомительная версия.

— Нет стационарной системы, нет информации о длительности бесплатной пробной версии, нет подробных данных о цене подписки — нужно оставлять заявку.

Официальный сайт: sbis.ru

3. LanDocs

Программа позволяет перенести бумажные документы в электронный вид, выставлять задачи и контролировать их исполнение, архивировать документы. Возможна интеграция с системой 1С и операторами ЭДО. 

При приобретении системы дается 3 месяца бесплатного пользования. Есть как облачная версия, так и стационарная. Лицензия стоит 6 000 рублей за одного пользователя единоразово. Подписка начинается от 5 985 рублей ежемесячно с возможностью подключить до 15 пользователей. Минусом является отсутствие мобильного приложения.

Характеристики 

Основные функцииВедение документооборота, выставление задач и контроль за их выполнением, интеграция с платежными системами
Бесплатный ознакомительный период3 месяца бесплатного пользования при покупке
Цена подписки или покупкиОт 5 985 рублей/месяц
РазвертываниеВеб-версия в облаке, стационарная версия

Плюсы и минусы

+ 3 месяца бесплатного пользования, интеграция с 1С и операторами ЭДО.

— Нет мобильного приложения.

Официальный сайт: landocs.ru

4. ELMA ECM

Интуитивно понятная система включает в себя электронный архив, управление договорами, выставление и контроль над задачами, внутрикорпоративный чат. У программы имеется функция искусственного интеллекта, которая ускоряет и автоматизирует бизнес-процессы, исключает ошибки, совершаемыми человеком (опечатки, невнимательность).  

Есть несколько вариантов облачных решений: лицензию Standart (подходит маленьким компаниям до 200 человек) можно приобрести начиная от 6 000 рублей/год за одного пользователя и дополнительно оплачивается облачное хранилище 10 рублей/месяц за 1 ГБ. Тариф Enterprise (для крупных компаний свыше 200 человек) рассчитывается отдельно по запросу. 

Также дополняет систему мобильное приложение (ELMA365), чтобы всегда оставаться в курсе дел. При необходимости можно воспользоваться пробным периодом (срок действия не указан).

Характеристики 

Основные функцииДокументооборот, внутрикорпоративный чат, интеграция с платежными системами
Бесплатный ознакомительный периодЕсть, но не указан срок
Цена подписки или покупкиОт 6 000 рублей/год
РазвертываниеВеб-версия в облаке, мобильное приложение

Плюсы и минусы

+ Есть пробный период, несколько вариантов подписок, мобильное приложение.

— Нет стационарной версии, не указан срок пробного периода.

Официальный сайт: elma365.com

5. eDocLib

Программа входит в реестр российских ПО и представляет собой единую базу информации с быстрым доступом для всей организации. Помимо этого, создается портал для общения сотрудников всех подразделений в одном месте, где для каждого заводится личная карточка с информацией. 

Из основных функций: структурирование и систематизация данных, документооборот, аналитические отчеты, оповещения и уведомления. Есть демоверсия — предоставляется по запросу с уже введенными в нее данными. 

Стоимость лицензии начинается от 21 000 рублей единоразово и с возможностью подключения до 3 пользователей. Также есть мобильное приложение (eDocLib).

Характеристики 

Основные функцииКорпоративный портал, документооборот, аналитические отчеты
Бесплатный ознакомительный периодДемоверсия под запрос
Цена подписки или покупкиОт 21 000 рублей единоразово
РазвертываниеСтационарная версия, мобильное приложение

Плюсы и минусы

+ Многофункциональность, корпоративный портал, мобильное приложение

— Нет бесплатной и облачной версии

Официальный сайт: eos.ru

6. WSS Docs

Система предназначена для ведения документооборота в кадрах, делопроизводстве и бухгалтерии. В нее входит согласование и контроль договоров, управление поручениями, единый архив и интеграция с платежными системами (1С) и с операторами ЭДО. 

Платформа развертывается в виде коробочного решения. Демонстрационная версия и информация о полной стоимости предоставляется после заполнения заявки на сайте разработчиков. Начальная цена программы — от 2 238 000 рублей. Есть мобильное приложение (WSS Docs). Минусом является отсутствие бесплатной и облачной версии ПО.

Характеристики 

Основные функцииДокументооборот, единый архив, согласование и контроль договоров
Бесплатный ознакомительный периодЕсть демоверсия системы
Цена подписки или покупкиОт 2 238 000 рублей
Развертываниестационарная версия, мобильное приложение

Плюсы и минусы

+ Ведение полного документооборота, интеграции с 1С и операторами ЭДО, есть демоверсия.

— Отсутствие бесплатной и облачной версии ПО.

Официальный сайт: wss-consulting.ru

7. Lexema-ECM

Система предназначена для управления корпоративным контентом. В нее входят договоры, корреспонденция, кадровый ЭДО, электронный архив и мобильное приложение (Lexema-ECM). По запросу предоставляется демоверсия приложения.

Есть два вида лицензирования продукта: покупка от 1 500 рублей за одного пользователя или годовая подписка от 200 000 рублей. Бонусом будет бесплатное экспресс-обследование вашей организации, при котором составляется техническое задание и план внедрения. Минусом является отсутствие бесплатной версии ПО.

Характеристики 

Основные функцииВедение документооборота, кадровый ЭДО, архив
Бесплатный ознакомительный периодЕсть, срок не указан
Цена подписки или покупкиОт 1 500 рублей за 1 сотрудника
РазвертываниеВеб-версия в облаке, стационарная версия, мобильное приложение

Плюсы и минусы

+ Многофункциональность, многоплатформенность, бесплатное экспресс-обследование при внедрении системы

— Отсутствие бесплатной версии ПО, не указан срок предоставления демоверсии

Официальный сайт: ecm.lexema.ru

Как выбрать ECM-систему

При выборе системы управления корпоративным контентом следует обращать внимание на отзывы потребителей, наличие ее в российском реестре ПО и на ряд факторов.

Понятный интерфейс

Все должно быть легко и доступно для понимания и использования, иначе на переход в систему и ее изучение будет тратиться много рабочего времени.

Многоплатформенность

Удобно, когда система всегда под рукой, а для этого необходимо наличие мобильного приложения, облачной и стационарной версии ПО.

Читайте также
Лучшие системы бизнес-аналитики
Как повысить качество принимаемых решений в компании с помощью систем бизнес-аналитики
Подробнее

Мультиязычность

Одним из важных факторов выбора ECM-системы является поддержка иностранных языков, особенно это важно международным компаниям.

Техническая поддержка

Обычно помощь технических специалистов от разработчиков системы предоставляется бесплатно и круглосуточно, но не во всех системах. Так что стоит обратить внимание и на этот фактор.

Отзыв эксперта о ECM-системах 

Своим мнением и советами по подбору ECM-системы делится Василий Мухин, директор направления «Электронный документооборот» ИТ-компании «КРОК».

— ECM-системы используются в компаниях для упрощения работы с документами и другим корпоративным контентом. Система формирует, хранит и обрабатывает информацию в электронном виде, а также управляет ее движением — как внутри организации, так и при обмене с внешними адресатами. Поэтому, если необходимо перевести свой документооборот из бумажного в электронный вид, то для выбора наиболее эффективной ECM-системы нужно учитывать следующие критерии:

  1. В основе ECM-системы должен быть реализован хотя бы минимальный функционал, который сразу может автоматизировать базовые процессы документооборота. В противном случае придется разрабатывать систему с чистого листа, а это долго и дорого. Кроме того, наиболее выигрышный вариант — это ECM-система, созданная с помощью современных технологий и открытого исходного кода. Такой подход значительно облегчит не только поддержку внедренного решения, но и его масштабирование, развитие и модернизацию. 
  2. Программа должна оказывать техническую поддержку и  адаптироваться под меняющиеся бизнес-процессы и запросы пользователей. Плюсом является возможность кастомизации интерфейса под корпоративные стандарты и дизайн-политику. Это сэкономит время на адаптацию сотрудников к новому ПО. 
  3. В ECM-системе должна быть предусмотрена гибкость настроек и средств разработки, в том числе за счет low code инструментов (то есть без привлечения разработчика). Это необходимо для быстрой и полноценной адаптации под процессы компании и интеграции с другими системами в ее ИТ-инфраструктуре. 
  4. ECM-система должна обладать подтвержденной эффективностью работы при высоких нагрузках, эту информацию можно запросить у поставщика решения. Также программа не должна предъявлять завышенных требований к аппаратному обеспечению серверов и работать на отечественном ПО.

Популярные вопросы и ответы

На интересующие вопросы читателей о ECM-системах отвечает Василий Мухин, директор направления «Электронный документооборот» ИТ-компании «КРОК».

Как сэкономить на покупке ECM-системы и подписке на нее?

Если говорить о возможностях для экономии, то первый способ — использовать систему по подписке, а не приобретать ее сразу в бессрочное пользование. Оплата по подписке позволит сэкономить в первые годы эксплуатации примерно в 3-4 раза.

Это связано с тем, что такая система, как правило, развернута в облачной инфраструктуре, и для ее работы не нужна будет закупка дополнительного аппаратного и программного обеспечения. Не нужно будет тратиться на сопровождение серверной инфраструктуры, необходимый штат специалистов, обновление ПО. Все эти задачи берет на себя вендор. Бывает такое, что ECM-система может не подойти с точки зрения функциональности или удобства использования. Тогда можно отказаться от продления подписки и выбрать другое решение. 

Второй способ идеален для небольших компаний или для тех, кто не нуждается в доработках системы под специфические нужды — достаточно просто поставить базовое «коробочное» решение и настроить его доступными инструментами без разработчиков.

Третий способ — использовать свободное программное обеспечение. Плюс здесь в том, что не нужно тратиться на покупку ПО вообще. Но есть и минусы — это отсутствие гарантированной вендорской поддержки и встроенных механизмов для интеграции, доработки системы.

Каковы основные этапы внедрения ECM-системы?

Что касается основных этапов внедрения ECM-системы, то для начала стоит провести предпроектное обследование и понять, что прежде всего нужно автоматизировать. В процессе аудита ИТ-специалисты собирают и изучают регламенты процессов заказчика, анализируют требования к системе. Это можно сделать самостоятельно, но лучше с привлечением ИТ-партнера, у которого уже есть богатый опыт проведения таких обследований и предоставления дальнейших рекомендаций и решений, подходящих именно этому заказчику под конкретные требования. 

Само внедрение начинается с этапа проектирования целевого решения. Здесь специалисты описывают необходимые модификации и настройки системы с учетом особенностей бизнес-процессов заказчика и его потребностей, прорабатывают механизмы интеграции и переноса данных в систему. После того как предложения проектной команды согласованы с заказчиком, начинается этап настройки и адаптации системы, разработки всех механизмов. Далее идет тестовая эксплуатация ECM-системы с демонстрацией настроенных процессов участникам рабочей группы и после приемки — вывод в опытно-промышленную эксплуатацию с участием сотрудников заказчика.

Какие альтернативы существуют ECM-системам?

В качестве альтернатив ECM-систем можно рассматривать разные классы решений под разные типы задач. Если основная задача — совместная работа с документами, то здесь вполне подойдут Google Docs или LibreOffice. Плюс, можно использовать корпоративные порталы вроде «Битрикс» и прочие решения, которые внутри себя содержат функции хранения документов, назначения прав, управления версиями. 

Если мы говорим только про функцию хранения документов, то здесь есть целое разнообразие систем. Это может быть файловое хранилище, которое при грамотной настройке позволяет хранить документы, их версии, распределять права на чтение и запись. Либо это облачные хранилища вроде Google Drive, Dropbox, Nextсloud, Яндекс Диск и так далее. Кроме того, для небольших компаний или стартапов также подойдут решения NAS Synology. Это по сути собственное маленькое облако, которое можно использовать для хранения документов и совместной работы с ними, для распределения прав, в целом для хранения любого медиа контента. И при этом он максимально защищен.

Но очень важно помнить, что такие альтернативы закрывают «боли», связанные с отсутствием ЭДО, исключительно у небольших компаний. Условно, есть какой-то маленький бизнес. У него сто сотрудников, но из них только десяти требуется автоматизированная работа с документами. В таком случае тратиться на большую ECM-систему не имеет смысла. В этом просто нет необходимости. Поэтому все описанные выше альтернативы отлично им подойдут. А вот для удовлетворения запросов среднего и крупного бизнеса по цифровизации и автоматизации документооборота — никакой альтернативы полноценной ECM нет.

В тренде

КП КП Финансы
Реклама О проекте