Главный редактор сайта «Maritime Bulletin» Михаил Войтенко прокомментировал «Комсомолке» катастрофу круизного лайнера Costa Concordia:
- Основной вопрос - почему они ухитрились выскочить на остров, практически вломились в маяк. Причина, на мой взгляд, одна. Это состояние дел на современном морском транспорте, напичканном современной электроникой. Сегодня люди слишком сильно полагаются на электронные средства навигации. Вокруг них создана некая виртуальная реальность с помощью технических чудес. Поэтому моряки часто теряют контакт с физической реальностью. Тем, кто стоял на мостике Costa Concordia достаточно было визуально оценить обстановку без применения каких-либо приборов, и они бы с легкостью избежали этого рокового ЧП.
Сейчас есть версия, что капитан специально посадил лайнер на мель, когда тот начал гибнуть из-за некоего электронного или компьютерного сбоя. Почему бы и нет. Хотя различной информации сейчас слишком много, ее соберут специально обученные люди и смоделируют, что же на самом деле произошло. Но я, повторюсь, уверен, что дело в излишнем доверии современной электронике.
Я в свое время работал матросом на крупнейшем лайнере СССР «Советский Союз». На мостике всегда стояли два штурмана и три матроса. Управление только ручное. Один матрос на руле, двое - на крыльях мостика наблюдают за обстановкой. В случае ограниченной видимости одного матроса отсылают бдить на бак, где Кейт Уинслет и Леонардно Дикаприо изображали полет птицы. А Costa Concordia наверняка шла на авторулевом управлении.
Все точки прохождения выдает GPS, они смотрят в локатор и думают, что все в порядке, не подозревая сбой в системе. Аналогично произошла катастрофа с «Адмиралом Нахимовым». Капитан сухогруза, протаранившего «Нахимов», был молодым, но очень перспективным. Но он излишне увлекался современными средствами навигации и пытался разойтись с лайнером с помощью радиолокатора, потеряв контакт с физической реальностью. А отговорки о том, что камни или рифы не были нанесены на карту совершенно несерьезны.
Судно таких размеров не должно быть близко к таким навигационным опасностям. В этом районе мореплавания ничего опасного и сверхъестественного нет. Там народ плавает со времен Римской империи и даже раньше - со времен Гомера там каждый булыжник известен.
Записал Александр КОЦ
СМОТРИТЕ ВИДЕО НА KP.RU: