Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
НовостиЭкономика6 сентября 2013 6:00

«Транснефть» распилят?

По сообщению «Интерфакса», Совет директоров «Транснефти» 10 сентября рассмотрит инвестпрограмму на 2014 - 2018 годы
Источник:kp.ru

Также планируется утвердить программу развития системы магистральных нефтепродуктопроводов «Транснефти» на тот же период.

Между тем, по некоторым данным из информированных источников, руководство страны собирается упразднить госкомпанию и пересмотреть стратегию осуществления транспортировки нефти поставщикам.

Госкомпания может быть разделена на несколько транспортных и сервисных организаций. По словам собеседника в администрации президента, «в последние месяцы внутри Экспертного управления администрации президента идут активные консультации о путях реструктуризации нефтетранспортной компании».

«Суть идеи состоит в том, чтобы разделить транспортные и сервисные функции «Транснефти» и распределить их среди частных игроков на рынке. Рассматриваются в первую очередь компании с высокой долей участия государства в уставном капитале. Они эффективнее, чем громоздкая госкомпания «Транснефть».

Причина, по словам собеседника, «…состоит в том, что методы и стратегия «Транснефти» перестали соответствовать современным требованиям рынка. «Российские госмонополии перестали быть эффективными, к тому же транспортная система «Транснефти» строилась еще в 60 - 80-е годы и была ориентирована на страны Восточного блока. Сейчас, когда российский бизнес глобален, наличие такого транспортного монстра просто бессмысленно».

Точка кипения в отношении и без того буксовавшей компании настала весной 2013 г., когда, лоббируя свои коммерческие интересы, «Транснефть» чуть не сорвала контракт по увеличению поставок российской нефти в Китай.

«Первое лицо государства было крайне недовольно, когда узнало, что свои же люди упираются и не хотят согласовывать контракт на поставку нефти в Поднебесную. Это же проект, который президент страны вынашивал много лет и уж точно не ожидал, что хоть кто-то скажет какое-то слово поперек», - сообщил источник издания в аппарате Президента РФ.

Наличие плана по разделу «Транснефти» на несколько частей подтвердили источники и в Министерстве транспорта РФ. Именно это министерство, по замыслу идеологов процесса, должно заняться управлением процесса.

Если информация подтвердится, то, как считают эксперты, основным вопросом станет, кто получит в пользование активы и функции «Транснефти». В этом случае Контрольно-ревизионное управление администрации президента должно провести аудит всех активов компании и дать им стоимостную оценку. Затем, используя механизмы Комиссии по ТЭК при Президенте РФ, будут выработаны алгоритм разделения и сроки передачи активов крупнейшим иг-

рокам на рынке. В числе возможных получателей - «ЛУКОЙЛ», «Роснефть» и «Газпромнефть». Эти компании в последние годы активно развивают свою экспортную стратегию и сами готовы поставлять углеводороды своим контрагентам.

По мнению вице-президента Центра политтехнологий Егора Чижова, «такой шаг логично вписывается в стратегию по диверсификации российских энергетических потоков, которые в последние годы активно развивает руководство страны. Стратегия Путина - это путь к наращиванию присутствия России на энергетическом рынке мира с его жесткой конкуренцией. Закрепление транспортных и сервисных функций за крупнейшими нефтяными компаниями мира даст небывалый синергетический эффект и упростит взаимодействие на рынке. Лишние звенья только мешают бизнесу», - резюмирует эксперт.