Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+24°
Boom metrics
Новости19 апреля 2009 6:59

Патриарх Кирилл призвал верующих не роптать на несчастья

Сегодня православный мир отмечает Пасху [фото + видео]

В Храме Христа Спасителя минувшей ночью прошло праздничное пасхальное богослужение.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в своей пасхальной проповеди призвал верующих не роптать на несчастья, а помнить про победу Христа над смертью.

"Кто со Христом - тот сильнее ада, потому то ад побежден Воскресением Спасителя. И пусть победа Христа над злом и неправдой войдет в наше сознание, укрепит волю, просветит чувства", - сказал патриарх после ночного пасхального богослужения в воскресенье в храме Христа Спасителя.

Он также призвал всех верующих помнить, что зло, существующее в мире, "не должно нас духовно разоружать и мешать нам видеть подлинную перспективу жизни".

"Господь воскрес и силой своего воскресения победил зло. Все зло в мире носит временный характер и неспособно нас победить, если мы сами не отдаем душу дьяволу", - цитирцет патриарха Кирилла "Интерфакс".

На праздничном богослужении вместе с обычными прихожанами присутствовали и весьма узнаваемые. Первым из политиков в храме появился Юрий Лужков. Столичный мэр вел себя по-хозяйски: поправил коврик на полу и даже провел рукой по парапету на клиросе, как бы вытирая пыль, хотя все в храме блистало чистотой. (Кстати, политиков на этот раз на богослужении было немного - из известных только Артур Чилингаров и Владимир Жириновский, который деньги прихожанам, как это было в прежние годы, не раздавал.)

В центре храма была установлена икона Воскресение Христово, утопающая в белых и красных цветах. С двух сторон от праздничного образа - огромные пасхальные яйца из красных гвоздик, увенчанные крестами. В середине храма находилась также плащаница с изображением снятого с креста Тела Господня, которая торжественно вносится в алтарь во время канона Великой субботы - перед началом пения пасхального Тропаря и крестного хода.

В этом году патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые возглавил в сане предстоятеля Русской православной церкви праздничное пасхальное богослужение. От предыдущих оно отличалось еще и тем, что патриарх, архиереи и священнослужители впервые прочитали Евангелие от Иоанна на 18 языках мира, в том числе арамейском и китайском. Прежде служба велась, как правило, не более чем на нескольких языках, в том числе церковно-славянском, русском, латыни или греческом. Чтение Евангелия на разных языках призвано подчеркнуть единство христиан мира.

По установившейся традиции на патриаршем ночном пасхальном богослужении присутствовали первые лица Российского государства.

На этот раз в храм приехали Президент России Дмитрий Медведев с супругой Светланой и премьер-министр Владимир Путин. Обращало на себя внимание то, что у Медведева и Путина было очень хорошее настроение, они много улыбались, непринужденно беседовали друг с другом и задержались в храме дольше обычного.

Патриарх поздравил их со светлым праздником Воскресения Христова. Предстоятель РПЦ по традиции подошел к правому клиросу у алтаря, на котором обычно стоят почетные гости, и они обменялись несколькими фразами пасхального приветствия, поклонами и праздничным целованием. Владимир Путин подарил патриарху цветы - белые розы. Кирилл преподнес гостям пасхальные декоративные яйца.

Президент поздравил верующих с праздником Пасхи и передал в дар патриарху Московскому и всея Руси Кириллу икону Божией Матери "Сладкое целование" для российской армии.

В ближайшее время икона отправится по российским военным частям, затем будет определено место ее постоянного нахождения. Скорее всего, это будет храм при одной из военных частей.

Православная Пасха

Есть много праздников, которые любят встречать россияне. Но одним из главных является первый и самый великий праздник в Православной церкви - Пасха, или Воскресение Христово.

Что же такое Пасха? С иврита буквально переводится как «прохождение мимо». У евреев празднование Пасхи (Песах) было установлено Богом в честь исхода народа из Египта через Красное море и избавление от рабства.

После Пятидесятницы (50 дней после распятия Христа и сошествия на апостолов Святого Духа – праздник Троица) христиане начали совершать первые литургии. По ритуалу они были похожи на иудейскую Пасху.

Литургии совершались, как Тайная Вечеря (последний ужин Христа со своими учениками, где он преломил хлеб и сказал: «Сие есть тело мое, а вино – кровь моя». Отсюда таинство Причастия ) — Пасха страданий, связанная с Крестной смертью и воскресением Христа.

Вот так Пасха стала первым и главным христианским праздником.

Первоначально смерть и воскресение Христа отмечались еженедельно — пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа, а воскресенье - день радости. Эти празднования становились более торжественными в период еврейской Пасхи — годовщины смерти Христа.

Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквях.

В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В результате перехода к более точным астрономическим датам католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху.

В 1923 г. Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провел «Всеправославный конгресс» с участием представителей Греческой, Румынской и Сербской Православных Церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года. Восточные Церкви осудили это решение, а Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что в введении нового календаря нет никакой необходимости. В Русской и Сербской Церквах, после попытки перемены календаря, оставили прежний из-за возможной смуты в народе.

Сегодня юлианским календарем пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Православные Церкви, а также Афон.

По древнему иудейскому преданию Мессия — Царь Израилев - должен быть явлен на Пасху в Иерусалиме. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя.

- Они приветствовали Его, как будущего земного царя тогдашнего европейского народа и очень радовались его приходу, - трактует библейские события глава синодального отдела по взаимодействию церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. - Потому что думали, что мессия – это человек, который станет крепким земным правителем, поможет избавиться от оккупации, поможет стать сильным народом, сильным государство.

Христа встречали восторженно не потому, что понимали его учение, а потому, что надеялись видеть в нем политического лидера, способного решить земные утилитарные проблемы. А Господь Иисус Христос говорил о другом, он говорил, что царство его не от мира сего есть. Он говорил о том, что главное для человека – не земная власть, не земное могущество, даже не независимость формальная и не внешняя свобода от какого-то поработителя.

Главное – это достигнуть блаженной вечности. А достигнуть ее можно чистым сердцем и истинной верой, истинным богопочитанием и добрыми делами. И когда люди, жившие просто земными интересами, поняли, что Господь Иисус Христос не несет и не собирается нести им земного владычества, они сочли, что он не достоин поддержки и очень быстро религиозные лидеры этих людей решили, что от него лучше избавиться, постольку он опасен и бесполезен в смысле житейского могущества достижения житейской власти и силы.

И вот люди, которые радостно встречали Христа, пели ему: «Осанна! Осанна сыну Давидову!» через несколько дней отреклись от него.

В пятницу Великий Пяток, по-славянски пяток – это пятница, мы вспоминали смерть и погребение Господа Иисуса Христа. Вечером того же дня совершался чин погребения Спасителя, особая молитва, в которой оплакивается его распятие, его страдания, его смерть. В субботу утром мы совершаем богослужение с чтением отрывков из Ветхого Завета, повествующих о смерти и страданиях Спасителя и уже в 12 часов ночи начинаются Пасхальные Богослужения. Это имеется в виду ночь с субботы на воскресенье.

Напомним, в Великую Субботу — первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу (шабат), просят Пилата поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых.

Рано утром на третий день после смерти Христа произошло сильное землетрясение. Как говорится в Евангелии, сошёл с неба ангел и возвестил людям о воскресении Господа. Вид его был, как молния, одеяние бело, как снег. Отвалив камень, он открыл свободный доступ ко гробу мироносицам и апостолам. Жены-мироносицы, спешили ко гробу, чтобы помазать миром тело Спасителя. Одна из них, Мария Магдалина, первая приходит к пещере и видит: камень отвален от гроба. Подавленная увиденным, она идет к апостолам Петру и Иоанну. «Унесли Господа», - говорит она им. Те пошли осмотреть пещеру и нашли только одежду Его и не знали, что это значило. Прочие же мироносицы, пришедшие ко гробу вскоре после Марии Магдалины и бывшие ранее этих апостолов, входят во гробу и слышат от ангела: «Что вы ищите живого между мёртвыми? Его здесь нет, Он воскрес. Вот место, где Он был положен. Идите скорее, скажите ученикам Его и Петру, что Он воскрес из мертвых, и предваряет вас в Галилее; там Его увидите»

Через несколько времени опять подошла ко гробу Магдалина и горько заплакала. Вот свет некий мелькнул в пещере: она видит двух ангелов, в белом облачении сидящих: одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. Они сказали ей: «Жено! Что плачешь?» - «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его!». В это время она оглянулась назад и увидела Иисуса, но не узнала Его и приняла за садовника. Господь говорит ей: «Жено! Что плачешь, кого ищешь?» Мария сказала: «Господин! Если ты взял Его, скажи мне: где положил Его и я возьму Его». – «Мария!» - сказал ей воскресший Христос. По этому слову Мария узнала Господина, бросилась к ногам Его со словом: «Раввуни!». – «Не прикасайся ко Мне, - сказал ей Господь, - а иди к братии Моей и скажи им: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему.» Такова евангельская история о Воскресении Иисуса Христа.

Репортаж из Иерусалима

Также важнейшее чудесное событие для православных христиан и одно из главных свидетельств Пасхи, которое свершается ежегодно и только в канун православной Пасхи - схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, которое происходит в Великую Субботу.

Накануне в Иерусалиме приняли беспрецедентные меры безопасности. В Храме Гроба Господня в субботу собралось множество верующих, началась давка. В начале церемонии в храм вбежала православная арабская молодежь. Сидя друг у друга на плечах, молодые люди били в барабаны и кричали: "Наша вера - правая вера, православная". Люди все продолжали прибывать - их собралось больше 20 тысяч. Пускали в Храм "дозированно" - через ворота Старого города. Российская делегация прошла беспрепятственно и остановилась на территории греческого храма, который расположен перед кувуклией - часовней над Гробом Господним. Кстати, именно в этом месте (где расположен греческий храм) находится так называемый "Пуп Земли". Считается, что здесь когда-то был Храм Венеры - центр Земли.

О Схождении Благодатного Огня молился Патриарх Иерусалимский Феофил. Перед его прибытием кувуклию по традиции обыскали. Перед тем, как впустить туда Патриарха, осмотрели и его - чтобы не было сомнений в Божественной природе Сошествия Благодатного Огня. Ждать чуда пришлось недолго - Патриарх вошел в кувуклию, а через три минут Огонь сошел.

18-00 мск. Сейчас мы находимся в международном аэропорту Израиля Бен-Гурион. Вся делегация проходит тщательный таможенный досмотр, спецрейс доставит светильник с Благодатным огнем в Россию.

22-30 мск. Специальный авиарейс из Иерусалима с российской делегацией на борту, которая привезла в Россию Благодатный огонь, приземлился в московском аэропорту "Внуково-1". Из аэропорта святой огонь доставят в храм Христа Спасителя на ночную пасхальную службу, которую будет вести сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

23-00 мск. В храме Христа Спасителя началось Патриаршее пасхальное богослужение. К началу службы в храме собрались около 5 тысяч человек.

23:45 мск. Благодатный огонь привезли в храм Христа Спасителя на проходящее здесь пасхальное богослужение. Святыня прилетела из Иерусалима в специальных олимпийских светильниках. От святого огня зажгли сотни лампад и тысячи свечей верующих. Патриарх Кирилл лично зажег свечи от Благодатного огня из Иерусалима и передал их верующим.

Ночью курьеры отправились с горящими лампадами во все епархии России и СНГ, чтобы привезти Благодатный огонь верующим во всех уголках православной земли.

Кстати, всю следующую неделю, которую верующие называют Светлой Седмицей, Благодатный Огонь будут раздавать всем желающим в офисе Фонда Андрея Первозванного по адресу: Большая Ордынка, дом 35.

В крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждали Благодатного огня от Храма Гроба Господня. Его каждый год, сначала по благословению патриарха Алексия II, а в этом году уже по благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, привозит из Иерусалима фонд Андрея Первозванного во главе с его главой попечительского совета, президентом РЖД Владимиром Якуниным.

Существует предание - в год, когда Благодатный Огонь не сойдет, настанет конец света. Поэтому верующие с особым трепетом ждут этого чуда.

- Вокруг Схождения Благодатного огня проходит много всяких споров: правда это или нет. Вы сами как думаете, чудо или это или некое природное явление? - спросили мы у протоиерея Всеволода Чаплина.

- Конечно, думаю, что это чудо. Кстати, любое чудо может быть и природным явлением. Оно всегда выбивается из законов естества. Оно надприродно, но происходит обычно через какие-то природные силы. Если вдруг среди дождя появляется солнце во время того или иного богослужения, мы называем это чудом божьим, но оно совершается через природные силы. Многие чуда в истории нашего народа были совершены человеческими усилиями и человеческими руками, человеческими умами, человеческими сердцами, поэтому чудо всегда выбивается из обычного ряда, но оно может быть основано на природных по своим физическим свойствам явлениях. Благодатный Огонь, по-моему, особых споров сегодня не вызывает, были какие-то скептики, сейчас их почти не слышно… Самое главное, что доверие людей - действительно непостижимым образом появляется Огонь и сегодня есть интересные научные данные людей, которые исследовали это явление, приводили после этого интересные научные свидетельства.

Самое главное, что людям дается благодать. Поверяя, люди оказываются причастными и физическому огню, который возникает непонятно простому человеческому уму образом и огню молитвенного горения, который охватывает людей, находящихся в храме в этот момент. И не только в Иерусалимском храме. Для любого, кто переживал радость пасхи во время богослужения, во время общей соборной молитвы очевидно, что главное чудо Господь совершает в наших сердцах и в наших душах, претворяя печаль в радость. Печаль в Страстной Седмице – это светлая печаль, потому что мы веруем в Воскресение Христово и, когда мы наполняемся в единый миг, в ноль часов, вот этой пасхальной радостью, в храме зажигается свет… Люди от средоточения подготовительных часов переходят к беззаветному ликованию Пасхи – вот это и становится чудом в сердце каждого человека.

Я знал людей, которые были укреплены в церковную традицию, переживали страшные события в жизни, болели смертельными болезнями, переживали гонения, переживали полное крушение любых человеческих надежд, но радость Пасхи полностью отменяло полностью. Человек был абсолютно счастлив. Зная, что у него все плохо, зная в некоторых случаях, что через несколько месяцев он умрет, зная, что какие-то жизненные планы, надежды не осуществляются, зная, что он оставлен всеми, одинок и брошен… И радость Пасхи все это истребляла. Разве это не чудо?

- Мне посчастливилось быть на Восхождении Благодатного Огня непосредственно в храме Гробя Господня. В первый раз меня поразила одна вещь: непосредственно люди приходят молиться и дело доходит до чудовищных драк, до мордобития. Как такое может быть: чудо и человеческие не позитивные выбросы?

- Люди часто бывают эмоционально отличающимися друг от друга. Некоторые народы эмоционально отличаются друг от друга. В этом нет ничего удивительного. У разных народов разный эмоциональный фон, и для кого-то немножко помутузить друг друга в порыве радость – это нормально. Для нас, людей северных, это немножко странно. Но я не видел, чтобы во время даже этих потасовок такие уж сильные обиды были между людьми. Это у нас, в России, кто-то кого-нибудь ударит, а потом до смерти люди не разговаривают. А здесь они, да, немножко помутузили друг друга, а через две минуты обнимаются и радуются. Другой у людей эмоциональный настрой.

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет — Воскресения Христова (Читайте «Сегодня канун святого Христова Воскресения).