Номинанты на Оскар в 2018 году

Кинообозреватель «КП» рассказывает о возможных номинантах на самую престижную кинопремию мира 2018 года — «Оскар». Официально они были объявлены 23 января

Стас Тыркин
Кинообозреватель

Оскар-2018: полный список номинантов

Лучшая мужская роль
  • Тимоти Шаламе, "Зови меня своим именем" (Call Me by Your Name)
  • Дэниэл Дэй-Льюис, "Призрачная нить" (Phantom Thread)
  • Дэниэл Калуя, "Прочь!" (Get Out)
  • Гари Олдман, "Темные времена" (Darkest Hour)
  • Дензел Вашингтон, "Роман Израэл, Esq." (Roman J. Israel, Esq.)
Лучшая женская роль
Лучшая мужская роль второго плана
Лучшая женская роль второго плана
Лучший режиссер
Лучший оригинальный сценарий
Лучший адаптированный сценарий
  • "Зови меня своим именем" (Call Me by Your Name)
  • "Горе-творец" (The Disaster Artist)
  • "Логан" (Logan)
  • "Большая игра" (Molly's Game)
  • "Ферма "Мадбаунд" (Mudbound)
Лучшая работа оператора
Лучший монтаж звука
Лучшее сведение звука
Лучший дизайн костюмов
Лучшая песня
  • Mighty river, "Ферма "Мадбаунд" (Mudbound)
  • Mystery of love, "Зови меня своим именем" (Call Me by Your Name)
  • Remember me — "Тайна Коко" (Coco)
  • Stand up for something — "Маршалл"
  • This is me — "Величайший шоумен"
Лучший саундтрек
Лучшие визуальные эффекты
  • "Бегущий по лезвию 2049" (Blade Runner 2049)
  • "Стражи Галактики. Часть 2" (Guardians of the Galaxy Vol. 2)
  • "Конг: Остров черепа" (Kong: Skull Island)
  • "Звездные войны: Последние джедаи" (Star Wars: The Last Jedi)
  • "Планета обезьян: Война" (War for the Planet of the Apes)
Лучший анимационный фильм
  • "Босс-молокосос"
  • "Добытчица"
  • "Тайна Коко"
  • "Фердинанд"
  • "Ван Гог. С любовью, Винсент"
Лучший документальный фильм
  • Abacus: Small Enough to Jail
  • "Лица, деревни"
  • "Икар"
  • "Последние люди Алеппо"
  • "Стронг-Айленд"
Лучший короткометражный анимационный фильм
  • "Дорогой баскетбол" (Dear Basketball)
  • "Вечеринка в саду" (Garden Party)
  • "Лу" (Lou)
  • "Пустое место" (Negative Space)
  • "Хулиганские сказки" (Revolting Rhymes)
Предварительный прогноз номинантов от кинообозревателя «Комсомольской правды»
Стаса Тыркина

«Большая игра» (США)

Возможные номинации: Лучший фильм, лучшие режиссура, сценарий, лучшее исполнение главной женской роли (Джессика Честейн).

Один из лучших американских драматургов, автор «Нескольких хороших мужчин», «Западного крыла», «Социальной сети» и «Стива Джобса», впервые снял кино как режиссер - написав, разумеется, к нему превосходный сценарий. В его основе - автобиография боевой спортсменки-горнолыжницы Молли Блум, чью жизни поломала в самом буквальном смысле слова серьезная травма позвоночника. Девушка, к которой как нельзя лучше подходит определение «крепкий орешек», решила забить на юрфак и сделала головокружительную карьеру … в нелегальном игровом бизнесе. Едва выучившись его премудростям, она, само собой, была кинута своим боссом, почуявшим в ней конкурентку. Но хрупкую Молли невозможно сломать. Она организует собственный шикарный подпольный клуб, «самый гламурный и аморальный притон в мире», куда начинают ломиться самые влиятельные игроки в покер - голливудские звезды, развращенные миллионеры, пройдохи всех мастей и, конечно, русская мафия. И вот уже Молли - настоящая королева мира, где, по ее же словам, «нет никаких правил, никаких представлений о том, что правильно, а что нет, - только эгоизм и тщеславие».

Вместе с успехом приходят и проблемы: начинаются «терки» с игроками, ее карьерные успехи не могут не заинтересовать компетентные органы, ей начинает светить реальный срок. В обмен на свободу Молли предлагают сдать имена ее знаменитых клиентов, но она отказывается разрушать жизни людей, которые отнюдь не стремятся ей помочь.

Соркин сварганил фильм, энергичным сюжетосложением и ураганным монтажом напоминающий работы Мартина Скорсезе 1990-х годов, тоже посвященные ударникам криминального труда - особенно «Казино». Для того, чтобы разобраться во всех хитросплетениях и махинациях «большой игры», зрителю самому неплохо быть профессиональным картежником. С другой стороны, фильм Соркина можно использовать и в качестве пособия по организации притонов и казино.

Режиссер: Аарон Соркин
В ролях: Джессика Честейн, Идрис Эльба, Кевин Костнер

«Виктория и Абдул» (Великобритания)

Возможные номинации: Лучшее исполнение главной женской роли (Джуди Денч)

«Виктория и Абдул» - милейшая историческая драма от мастера интеллигентного костюмного фильма Стивена Фрирза («Опасные связи», "Королева"). В центре - интереснейшая и «почти реальная», как сообщают титры, история о том, как королева Виктория (Джуди Денч) в конце своих дней приблизила к себе выходца из низов Индии, когда-то успешно выбравшего ей ковёр и в результате ставшего ее Мунши (духовным учителем), под чьим началом она стала изучать арабскую вязь и поссорилась со всей своей свитой, включая родного сына, будущего короля.

Открывшаяся недавно история (англичане уничтожили все свидетельства дружбы королевы с простым индусом, как компрометирующие, но в Индии нашлись записки самого Абдула) как нельзя лучше отвечает стремлению прогрессивной общественности гуманизировать образ рядового мирного мусульманина, существенно пострадавший во времена разгула радикального исламизма. Вернувшийся в хорошую форму Фрирз не боится показывать великую по всем меркам императрицу Викторию храпящей, не особенно умной, неряшливо заталкивающей еду в рот на великосветских раутах - старой больной женщиной, испытывающей слабое в силу возраста влечение к молодому волоокому индусу, похожему на Филиппа Киркорова. Наверное, потому что ни один из ее бюстов ни в Британии, ни в Индии пока не мироточил.

Режиссер: Стивен Фрирз
В ролях: Джуди Денч, Али Фазал

«Дюнкерк» (США)

Возможные номинации: Лучший фильм, лучшая режиссура, лучшие операторскую работу, монтаж, работу художника, музыку, спецэффекты

Портовый город во Франции, чье название с трудом выговаривают поклонники предыдущих фильмов Нолана (про Бэтмена и не только), стал для англичан важным поворотным пунктом в начале Второй мировой войне: после военно-морской катастрофы при Дюнкерке они поняли, что отсидеться на своем острове им не удастся. Посвященный ей, а точнее операции по спасению окруженных немцами английских солдат фильм Нолана может стать поворотным пунктом и в карьере автора «Темного рыцаря», «Начала» и «Интерстеллара», впервые решившего припасть к страницам истории и снять кино по канве реальных событий. Свою военную операцию он провел намного успешнее адмиралов Черчилля и теперь ему явно светит за нее статуэтка «Оскара», невозможная за экранизации комиксов.

История о спасении 300 тысяч человек под непрерывным 8-дневным огнем противника сама по себе очень трогательна. Черчилль планировал спасти «всего» 30 тысяч, экономя военные корабли и самолеты для грядущих сражений. Тогда на спасение соотечественников бросились владельцы мелких яхт и любых плавучих суденышек, которые под бомбардировками немцев и перевезли основную массу британских солдат на родину, где их и встретили как героев.

Нолан не может отказать себе в своих традиционных играх с экранным временем, и события в первой половине фильма развиваются слегка путанно. Зато ближе к концу он берет себя в руки, и сдержанно-мелодраматический дух, столь ценимый американскими киноакадемиками, наконец берет верх над отчетливыми режиссерскими понтами, весьма впечатляюще уравновешивая их - в общем, за судьбу главных «Оскаров» можно особо не волноваться. Нолан не делает в этом фильме каких-то выдающихся кинооткрытий, он «всего лишь» открывает заново полузабытую страницу военной истории ХХ века. Не забыв и о старомодном гуманизме - пусть и в аранжировке сверхсовременной операторской техники, выдающихся звуковых эффектов и почти невидимой компьютерной графики.

Режиссер - Кристофер Нолан
В ролях: Том Харди, Киллиан Мерфи, Марк Райлэнс

«Квадрат» (Швеция)

Возможные номинации: Лучший фильм на иностранном языке

Фильм, награжденный «Золотой пальмой» последнего Каннского фестиваля и целым букетом «ЕвроОскаров», - сатирическая медитация на тему современного искусства и человеческих отношений в «новых» условиях, не предполагающих особой человечности. До какой степени можно терпеть толерантность и вообще делать хорошую мину при плохой игре? Кто еще способен отвлечься от своего айфона и попытаться спасти кому-то жизнь? Или просто помочь ближнему? Особенно, если эти «ближние» - совсем далекие, наглые попрошайки, сделавшие просьбы о помощи своей профессией. Можно ли еще доверять хоть кому-нибудь в этой жизни?

Главный герой, куратор галереи современного искусства, работает над масштабным проектом «Квадрат», называя его «святилищем доверия и заботы, внутри которого все будут делить равные права и обязанности». Но интеллектуальная деятельность идет в разрез с практикой повседневной жизни, настойчиво подтверждающей, что доверять(ся) никому нельзя (галерист чуть доверился и был ограблен). Да и расслабляться не стоит - ни на улице, ни в постели: любая случайная связь грозит обернуться дискомфортом, провокацией, шантажом. Фильмы актуального шведского автора Рубена Эстлунда («Форс-мажор») - хирургически точные исследования слабости Европы перед лицом «нашествия варваров». А сам режиссер несомненно является одним из немногих авторов, снимающих кино о самых болевых точках сегодняшнего дня, используя современные, а не позавчерашние, драматургические и художественные ходы. При этом кино очень эффектное и часто смешное.

Режиссер - Рубен Эстлунд
В ролях: Клаус Бэнг, Элизабет Мосс

«Леди Берд» (США)

Номинации: Лучший фильм, лучшая режиссура, лучший оригинальный сценарий (Грета Гервиг), лучшее исполнение главной (Сирша Ронан) и второплановой женской роли (Лори Мелкалф)

Фильм достаточно неожиданно стал главным победителем в категории «комедия или мюзикл» на недавних «Золотых глобусах», хотя комедией эту нежную, вполне себе строгую и реалистическую, сделанную без обычных дамских манерности и сантиментов историю взросления можно назвать не без некоторой натяжки. «Леди Берд» - первая самостоятельная режиссерская работа культовой у хипстеров актрисы Греты Гервиг, более чем успешно выступившей в качестве полноценного кинематографического автора (она номинирована и как автор сценария). Гервиг - самый молодой режиссер, претендующий на «Оскара» в этом году, но в главные героини она, в соответствии с общей хипстерской инфантильностью, выбрала себе 23-летнюю, хотя и уже очень опытную актрису Сиршу Ронан (это ее третья номинация на «Оскара», а первую, за фильм «Искупление», она получила в 13 лет!). Ронан, также названная лучшей актрисой на «Золотых глобусах» в категории «комедия или мюзикл», играет девочку сильно младше себя, которая, видимо, вслед за Леди Гагой называет себя леди Берд, леди Птичкой. Девочка заканчивает колледж, злится на свою трудовую, небогатую, в чем-то мелочную, но заботливую мать (также номинированная Лори Мелкалф), врет сверстникам относительно своего стыдного не-богатства, пытается вступить в отношения, но главное - мечтает выбраться из калифорнийского захолустья в столичный Нью-Йорк. Только для того, чтобы, оказавшись в столице мира, испытать ностальгию по дому и негромко, но вполне себе жертвенно любящих ее родителям. Обыкновенная история.

Режиссер - Грета Гервиг
В ролях: Сирша Ронан, Лори Мелкалф

«Нелюбовь» (Россия)

Возможные номинации: Лучший фильм на иностранном языке

«Нелюбовь» - фильм, в котором режиссер «Возвращения» и «Левиафана» пошел, вроде бы, более чистой дорожкой жанрового кино, хотя притчевое начало, свойственное всем его работам, здесь, разумеется, тоже присутствует. Именно универсальность притч Звягинцева является «секретом» его международного и мирового успеха. Разводящиеся родители 12-летнего Алеши не любят не только друг друга, но и глубоко переживающего этот развод мальчика. У каждого из них уже налажена другая, «следующая» жизнь, в которой для него совершенно нет места. У отца - беременная молодая подруга и работа менеджера по продажам в фирме, чей босс, будучи глубоко православным человеком, крайне нетерпим к разводам своих сотрудников (хотя если быстренько развестись, а потом снова жениться, то, может, и не заметит). У матери - богатый лысый любовник, необходимость его удовлетворения, а также эпиляция, соцсети, селфи, а также просмотр «Дома-2» и «Вестей с Дмитрием Киселевым». Есть еще бабушка, которая ненавидит дочь и ее мужа так же сильно, как и они ее (и тех, и другую можно понять). При том, что стены жилищ героев украшает богоугодная ляпота, ясно, что место нахождения совсем не по-христиански орущих друг на друга героев, - скорее ад, чем рай. Нормальный такой ад семейной жизни.

«Нелюбовь», большинство экранного времени обходящаяся без указующего авторского перста, ближе к концу все же не может удержаться от того, чтобы сообщить фамилию обменивающихся клокочущей ненавистью героев - Слепцовы. Увы, Слепцовы не видят дальше смартфона и телевизора. В отличие от своего сына. Мучимый тотальной нелюбовью, мальчик предпочитает раствориться в красивой, но холодной, заледенелой, напоминающей покатый пейзаж Брейгеля когтистой российской местности.

Критики снабдили рассказанную Звягинцевым историю распада семьи должным количеством отсылок и примечаний с указанием повлиявших на автора библейских сюжетов. Кто-то предпочел воспринимать фильм «просто» как драму, почти мелодраму, но этим зрителям «помешала» не только серьезность авторской интонации, сообщающей рассказываемой истории определенный масштаб, но и явная дистанция режиссера по отношению к его персонажам. Носителям нелюбви Звягинцев не сочувствует, но при этом и не унижает их пародией. Фиксируя большой диапазон их человеческих проявлений, он относится к ним остро-критически, как и ко всей текущей российской действительности. «Простая» семейная история помещена у Звягинцева в реальный контекст современной общественно-политической жизни, в частности люди говорят у него на настоящем, а не выдуманном языке - со всеми теми словами, что произносятся в реальности живыми людьми. И хотя в картине нет политических заявлений «Левиафана», трудно не рассмотреть в ней диагноз болезни современной российской жизни, название которому вынесено в заголовок картины. Диагноз точный и четкий, хотя по отношению к существу поставленного вопроса можно и нужно полемизировать: на мой взгляд, откровенная нелюбовь всех ко всем, действительно свойственная нашему времени, все же лучше фальшивой всеобщей «любви», свойственной другим временам.

Едва ли не большую часть фильма занимают поиски потерявшегося мальчика членами волонтерской организации - само ее существование и активный характер действий заставляет усомниться в универсальности указанной диагноза. При том, что у антигероев фильма малоприятные, но все же запоминающиеся лица, у помогающих им волонтеров - лица плоские и почти нераспознаваемые, как блины, именно их единство и странное в контексте фильма бессеребренничество внушают хоть какую-то надежду на будущее.

Режиссер – Андрей Звягинцев
В ролях: Марьяна Спивак, Алексей Розин

«Оскорбление» (Ливан)

Возможные номинации: Лучший фильм на иностранном языке

"Оскорбление" - мастеровитый анекдот о том, как поссорились в Бейруте христианин Тони и палестинец Яссир. Поссорились по ничтожному бытовому поводу, в результате чего палестинец назвал ливанца нехорошим словом - и отказался извиниться, поскольку тот, будучи христианином, придерживался вполне нехристианских взглядов относительно понаехавших (а именно, пожалел о том, что премьер министр Израиля Шарон не стёр всех палестинцев с лица Земли). Началась судебная чехарда, в дело ввязались адвокаты (отец и дочь сошлись не на шутку на разных сторонах баррикады), политики и журналисты принялись использовать идеологическое противостояние двух мужчин в своих интересах, и вот уже страна разделена надвое. В маленькой мутноватой лужице Дуэйри, стремительно делающий карьеру экс-ассистент оператора на фильмах Тарантино, удалось разглядеть разливанное море конфликтов, сотрясающих весь Ближний Восток. Не нужно говорить насколько животрепещущую тему он нащупал, и какой успех его ждет.

Режиссер - Зиад Дуэйри
В ролях: Адель Карам, Камель Эль Баша
Это интересно
Прогнозы на Оскар 2018: кто является главным претендентом на получение кинопремии? Гадаем по «Золотым глобусам»
Кинообозреватель «КП» дает прогноз, о каких фильмах мы будем слышать на протяжении еще трех месяцев, до тех пор пока не будут вручены награды премии Оскар 2018 года

«О теле и душе» (Венгрия)

Возможные номинации: Лучший фильм на иностранном языке

«О теле и душе» - довольно простодушное название мучительного фильма венгерки Илдико Энеди, выигравшего в этом году Берлинский фестиваль, – ставит ребром давно назревший вопрос: есть ли душа у животных, если даже не у всех людей она имеется? И отвечает на этот вопрос положительно. Поэтому так неудобно и стыдно за все, что делают люди с животными. Странный, дисгармоничный, местами невыносимый, но талантливый фильм повествует о вполне патологическом любовном романе немолодого мужчины с отсохшей рукой и аутичной молодой женщины, особы маниакально-депрессивного склада. Как выясняется, им снятся идентичные сны, в которых они предстают красавцами-оленями в сказочном австро-венгерском лесу.

Небанальная эта история могла иметь местом прописки любую бухгалтерию или офис, но как положено в зверском артхаусе, герои работают на бойне и первую половину этой «лавстори» режиссёр буквально топит в реальной коровьей крови. Чтобы срифмовать ее с клюквенной – из вен суицидально настроенной героини. Настойчивое погружение зрителя во все подробности забоя коров, которым повезло значительно меньше, чем сказочным оленям из сна, оправдано всей структурой картины, но не делает ее более «зрительской». Не все досидят до сцен, в которых становится ясно, что перед нами довольно оригинальная черная комедия. А кто-то, как я, первую часть фильма проведет, спрятавшись под кресло.

Режиссер - Илдико Энеди
В ролях: Геза Морчани, Александра Борбей

«Позови меня своим именем» (Италия — США)

Возможные номинации: Лучший фильм, лучшая режиссура, лучшее исполнение главной (Тимоте Шаламе) и второплановой мужской роли (Арми Хаммер)

Это не просто лучший на сегодняшний день фильм автора "Большого всплеска", это редкий пример кино не больших (или, что чаще, случается) малых идей, а самого вещества, самой материи, самой прелести жизни. Когда с экрана тебе передается и летняя жара, и холод ручья, и ощущение липкости от сока персика на коже, и много ещё чего. Это кино, предоставляющее зрителю богатый чувственный опыт, если он, конечно, на него решится и к нему готов.

На экране итальянское имение космополитичной франко-американской элитарно-научной супружеской пары. Ее 17-летний сын (уникальный Тимоте Шаламе), бегло говорящий на трёх языках и виртуозно исполняющий Баха на гитаре и фортепиано, на наших глазах приобретает первый чувственный опыт, который, без сомнения, определит всю его грядущую взрослую жизнь. Ещё одну историю о встрече и расставании, и всем том, что, если повезёт, случается между, режиссёр рассказывает без тени пошлости, с такой лёгкой и обезоруживающей искренностью, с таким минимальным зазором между актёрами и их персонажами, что она не может не обогащаться личным опытом каждого зрителя, если тому повезло испытать эйфорию и драму любви - которая тоже часть её прелести. Ближайший родственник такого кино – «Ускользающая красота» Бернардо Бертолуччи, продолжателем дела которого, безусловно, является талантливый Гуаданьино. Три номинации на «Золотой глобус».

Режиссер - Лука Гуаданьино
В ролях: Тимоте Шаламе, Арми Хаммер

«Прочь» (США)

Возможные номинации: Лучший фильм, лучшее исполнение главной мужской роли (Дэниэл Калууя)

Фильм в жанре «молодежного ужастика» - не частый гость в престижных номинациях, но, во-первых, у этого конкретного «ужастика» серьезная идеологическая начинка, а, во-вторых, он может пройти по «афро-американской квоте»: каждый год в недрах американской киноиндустрии раздаются стоны о слабой представленности в номинациях разнообразных меньшинств. Неожиданная победа в прошлом году «Лунного света» не успокоит поклонников чернокожего кинематографа в нынешнем. Ввиду небольшой конкуренции на этом поле в ряд серьезных претендентов неизбежно выдвинется «Прочь» - фильм, который собирает позитивные отзывы уже битый год.

По факту это довольно скромная по художественным достоинствам проекция страшной приниженности афро-американцев в современном, как будто бы сверхтолерантном американском обществе. И призыв не к борьбе с ним (она ведь уже увенчалась победой), а к тому, чтобы вообще держаться подальше от «белых», не даваться им в руки и со всех ног бежать от них «прочь». По сюжету белая девушка привозит в дом к родителям своего чернокожего парня. Члены ее семьи - даром, что готовы были «в третий раз голосовать за Обаму» - оказываются типичными «белыми хищниками»: вместе с такими же немолодыми, привилегированными, высокооплачиваемыми потомками рабовладельцев, они образуют некую секту по изводу несчастных черных. Сначала - гипноз, потом - лоботомия, после чего жертвам расизма уготована жизнь овоща в виде прислуги или секс-рабство. Вот, собственно, и все, что может предложить чернокожим белое меньшинство. Ну и еще парочку «Оскаров».

Режиссер - Джордан Пил
В ролях: Дэниэл Калууя, Кэтрин Кинерф

«Темные времена» (Великобритания - США)

Возможные номинации: Лучший фильм, лучший сценарий, лучшее исполнение главной мужской роли (Гари Олдман,), лучшие операторскую работу, монтаж, работа художника

История первых дней Второй мировой войны, в том числе спасения 300 тысяч человек в Дюнкерке, рассказанная в одноименном фильме Кристофером Ноланом, взята как будто с противоположной точки в «Темных временах» Джо Райта. Действие в буквальном смысле разворачивается на другой стороны Ла Манша. И не на фронтах войны, а в кабинетах высшей власти. Главный герой - Уинстон Черчилль, только что избранный Палатой общин премьер-министром Великобритании и объявивший о необходимости вступить в войну с Гитлером и вести ее «любой ценой». Это решение кажется нам сейчас совершенно естественным, однако фильм автора последней английской версии «Анны Карениной» демонстрирует, насколько непросто было сэру Уинстону его принять. Мы становимся свидетелями того, как созревали эти решения - в том числе его просьба к соотечественникам спасти на своих плавучих средствах окруженных в Дюнкерке британских солдат и вернуть их на родину.

Похожего на бульдога Черчилля без устали грызли более мелкие собачонки - его соратники по партии, в том числе бывший премьер Чемберлен, требовавшие переговоров с Гитлером. Они были против вступления Англии в мировую войну, считая, что страна не имеет в ней никаких шансов. На это толстый и смешной Черчилль парировал, что англичане - прирожденные мореплаватели, в свое время завоевавшие полмира. Бояться какого-то ефрейтора не входило в его планы. Впервые в жизни спустившись в подземку, он заручился поддержкой народонаселения в виде нескольких своих соотечественников. И в результате выиграл войну. Не сказать, что знаменитый актер Гари Олдман, несмотря на весь пластический грим, так уж похож на Черчилля, но он мастерски несет на своих плечах этот фильм. Киноакадемики обожают подобные актерские трансформации, поэтому Олдман - один из главных кандидатов на «Оскара» за лучшее исполнение главной мужской роли.

Режиссер - Джо Райт
В ролях: Гари Олдман, Кристин Скотт Томас

«Тоня против всех» (США)

Возможные номинации: Лучший фильм, лучшая режиссура, лучшее исполнение главной (Марго Робби) и второплановой женской роли (Эллисон Дженни)

Что еще помогает Голливуду удерживать лидерство на чемпионате кино, так это, конечно, его беспрецедентная связь с реальностью - несмотря на то, что когда-то его именовали «фабрикой грез». Благодаря ему реальные американские герои и антигерои становятся своими в доску для зрителей всего мира, а вместе с ними и американская история (с большой или маленькой буквы). Фильм под названием «Я, Тоня» (в нашем прокате - «Тоня против всех») рассказывает о простой девчонке из Портленда Тоне Хардинг - знаменитой фигуристке, первой американке, исполнившей «тройной аксель» (звезда «Волка Уолл-стрит» и «Отряда самоубийц», красавица Марго Робби, исполнившая роль Тони и ставшая одним из продюсеров фильма, найдет себя в списках номинантов «Оскара» 2018 года - неважно, приставляли ли спецы по компьютерной графике ее голову к вертящемуся на льду туловищу какой-нибудь реальной спортсменки или нет), но позорно завершившей карьеру в связи с обвинениями в покушении на жизнь и здоровье конкурентки по национальной сборной, которой переломали ноги тупорылые дружки ее мужа.

Энергичный, отлично сделанный фильм Крэга Гиллеспи прослеживает этапы большого пути Тони, чью историю невозможно было бы выдумать - настолько она невероятна и не вяжется ни с какими другими историями восхождения и падения, в спорте или где-то еще. Таких, как вышедшая из бедной рабочей семьи Тоня, в Америке называют white trash («белый мусор»).

Невоспитанная, лишенная вкуса девица отличалась большим спортивным талантом, но ей хронически не везло, ее психика, больше всякого фигурного катания, была травмирована злобной матерью, регулярно дававшей ей уроки ненависти ко всему миру. Мама регулярно избивала бедную Тоню и однажды даже метнула в нее нож, после чего та наконец бежала из дома и вышла замуж за парня, который… тоже ее избивал и однажды даже выстрелил в нее (от большой любви). Далекая от стереотипов «настоящей спортсменки», Тоня пила, курила, жрала пиццу и вообще ни в чем себе не отказывала, как нормальная девушка - однако в перерывах ударно тренировалась, выступала на Олимпиадах и, если бы не арбитры, зажимавшие беспородную Тоню, поскольку она не являла собой «положительный образ американки», несомненно, многого бы добилась. Но всё, чего по-настоящему хотела Тоня - это немного любви со стороны матери, мужа и зрителей. Ее Тоня совсем не знала, хотя на свой лад всегда стремилась к ней.

Режиссер - Крэг Гиллеспи
В ролях: Марго Робби, Эллисон Дженни

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (США)

Возможные номинации: Лучший фильм, лучшая режиссура, лучший сценарий, лучшее исполнение главной женской (Фрэнсис Макдорманд) и второплановой мужской роли (Вуди Харрелсон, Сэм Рокуэлл)

Фильм Мартина МакДоны с виду не представляет собой ничего нового, ещё одна история родительской (на сей раз материнской) мести за убийство ребёнка. Но вдохновение, с которым исполнен этот всего лишь третий по счету фильм автора «Залечь на дно в Брюгге»! Но баланс трагического и комического! Но диалоги! Но жир и смак актёрского исполнения! Театральный драматург МакДона (в МХТ много лет идёт его «Человек-подушка» в постановке Кирилла Серебренникова) не только великолепно лепит сюжет о безутешной, но гордой и крутой женщине, пришедшей в отчаяние от бездействия насквозь коррумпированной полиции и решившей разоблачить ее на указанных в названии трёх огромных рекламных щитах. Он сочиняет и персонажей - так, что даже второстепенные кажутся главными.

У МакДоны играет свою лучшую после «Фарго» роль неповторимая Фрэнсис Макдорманд - даже родной муж Коэн сто лет не писал ей вместе с братом таких ролей. Вуди Харрелсон (кстати, вот интервью «Комсомолки») потрясающе играет больного раком шефа полиции, в соответствии с заветами классиков находя в своём как будто бы отрицательном персонаже человеческие «положительные» черты. То же самое и с куда-то было запропастившимся Сэмом Рокуэллом - он играет тупого полицейского, способного с легкостью невероятной сбросить с балкона неугодного следствию человека, но умудряется обойтись без пародии, пройдясь по самому краешку. Взаимоотношения этих и всех остальных персонажей МакДона выписывает и выстраивает столь убедительно, что не хочется чтобы они прерывались - вот кто бы мог написать и снять потрясающий телесериал. Открытый финал, немыслимый в "настоящем детективе", намекает на то, что это возможно.

Режиссер - Мартин МакДона
В ролях: Фрэнсис Макдорманд, Вуди Харрелсон, Сэм Рокуэлл

«Фантастическая женщина» (Чили – Германия)

Возможные номинации: Лучший фильм на иностранном языке

Героиня картины – экс-мужчина, а ныне женщина, и вправду вполне себе фантастическая. Если не читать синопсиса, то, что она транссексуал (сыгранный реальным же транссексуалом, Даниэлой Вегой), понимаешь только когда тебе скажут об этом с экрана. Женщине – урожденной или ставшей ею в процессе непростых трансформаций – конечно, нужна любовь, и Марина обрела ее – увы, ненадолго. Когда у нее на руках умирает ее возрастной бойфренд, она сталкивается с тотальной враждебностью своего окружения – ее стыдятся, ей угрожают, у нее отбирают все, что связывало ее с близким человеком - в том числе их собаку. Ей запрещают приходить на похороны и проливать по нему слезы. Но женщиной Марина стала для того, чтобы быть сильнее мужчин, она справится с бесконечными унижениями, которые обрушиваются на ее голову, и не склонит ее, чем бы это ей ни грозило.

Картины Лелио, само собой, не могло бы существовать в природе, если бы до него не одно десятилетие эту «проблематику» не разрабатывал считавшийся в то время «анфан терриблем» испанец Педро Альмодовар. Лелио, переводя достойный его сюжет в поле мейнстрима, словно подхватывает эстафетную палочку из слабеющих рук маэстро и делает кино, которое можно назвать в большей степени фильмом Альмодовара, чем последние работы самого Альмодовара. При этом проживающий в Берлине чилиец (сопродюсером «Фантастической женщины» является Марен Аде, автор «Тони Эрдмана») нисколько не изменяет себе: его предыдущая картина, осыпанная призами Берлинского фестиваля, «Глория», тоже была о женщине, в «проблемном» возрасте 58 лет, ее одиночестве, ее гордости, ее сексуальной раскрепощенности, ее эмансипации, наконец. В его кино намного меньше стилизации, меньше юмора, почти напрочь отсутствует сентиментальность, больше дыхания жизни и биения реальности, в которой – нравится это кому-то или нет – появляются люди «третьего пола», достойные того, чтобы к ним относились по-человечески.

Режиссер - Себастьян Лелио
В ролях: Даниэла Вега, Франсиско Рейес
Это интересно
10 самых ожидаемых фильмов 2018 года
Кинобозреватель "Комсомольской правды" Стас Тыркин изучил фильмы, которые выйдут в 2018 году и собрал для наших читателей рейтинг самых ожидаемых кинолент

«Форма воды» (США)

Возможные номинации: Лучший фильм, лучшая режиссура, лучший сценарий, лучшее исполнение главной (Салли Хокинс) и второплановой женской роли (Октавия Спенсер), второплановой мужской роли (Ричард Дженкинс)

«Форма воды», если честно, не совсем «взрослый» фильм: если бы его героиня ни мастурбировала по утрам и ни вступала по ходу сюжета в половые отношения с человеком-амфибией, это была бы совсем детская сказка. Впрочем, именно в этом жанре и преуспел автор «Хеллбоя» и «Лабиринта Фавна», всегда снабжающий свои фантасмагории универсальным гуманистическим месседжем. В его новом произведении любовь с покрытым чешуей мутантом выступает всего лишь метафорой любой другой «запретной страсти».

Действие происходит в 1960-е годы, в разгар «холодной войны», в застенках американской секретной лаборатории, в которой спецслужбы, откопавшие где-то человека с жабрами, теперь измываются над ним, в надежде отправить того в космос, где он превзойдёт советских Белку и Стрелку. Но главной героине, некрасивой немой уборщице (Салли Хокинс), удаётся добиться симпатий затравленной амфибии, подкармливая его вареными яйцами. Слаще их Ихтиандр явно ничего в жизни не пробовал, а красивее девушек не встречал. Как результат, в лучшей сцене фильма героиня на пальцах объясняет коллеге по мойке туалетов (оскаровская лауреатка Октавия Спенсер) как устроены и действуют органы размножения у Ихтиандра. Режиссер-гик дель Торо снимает кино, в целом, для таких же обожающих его гиков - под воздействием его нового фильма любая непопулярная и далекая от «формы воды» девушка сможет с новой силой мечтать о принце, пусть даже и с жабрами, которого она обязательно спасёт из кровавых лап агента спецслужб (всегда одинаковый Майкл Шеннон), и о том, чтобы, превратившись в русалку, уплыть с ним куда глаза глядят, радостно помахивая хвостами.

Режиссер - Гильермо дель Торо
В ролях: Салли Хокинс, Октавия Спенсер, Ричард Дженкинс
Фильмы, которые могли быть номинированы на премию «Оскар» по мнению нашего кинокритика
«Колесо чудес» (США)
Режиссер - Вуди Аллен
В ролях: Кейт Уинслет, Джастин Тимберлейк, Джеймс Белуши


Возможные номинации: Лучшее исполнение женской роли (Кейт Уинслет)
Вуди Аллен уже суперстар, и снимает он давно уже только чтобы не умереть (дай ему Бог здоровья). Я лично не жалуюсь: да, ничего нового от Вуди ждать не приходится, режиссер уже не первое и не второе десятилетие продолжает вальсировать в хороводе уже не раз и не два раскрытых им же самим тем, но уровень диалогов, звездного присутствия и операторской элегантности (новый фильм снимал еще один гений на пенсии, Витторио Стораро, снявший все лучшие фильмы Бертолуччи, - это их вторая подряд работа после «Светской жизни») в его картинах таков, что, на фоне всего остального, способен вызвать лишь хорошую ностальгию по великому прошлому авторского кино.

Новый «старый» фильм Аллена – а то, что Вуди потерял связь с реальностью, подчеркивает тот факт, что он все больше и больше работает в жанре «ретро» - это еще одна история о красивой, хотя уже и не первой молодости женщине, влюбившейся «не в того мужчину», который, само собой, не может не предпочесть ей более юную и более пустую особу. Действие на сей раз разворачивается на Конни-айленде (место, где располагалась вся индустрия развлечений Нью-Йорка) в стильные 1950-е годы. Ближайший родственник нового фильма - также сконцентрированная вокруг главного женского персонажа «Жасмин». Это еще одна вольная версия «Трамвая «Желания», еще одна медитация на тему тотальной невозможности понимания, любви и счастья. Героиня Кейт Бланшетт по имени Жасмин была счастливой исключительно по незнанию правды. Героине не менее великолепной Кейт Уинслет в «Колесе чудес» ненадолго забрезжила возможность счастья в виде напомаженного пляжного спасателя с лицом Джастина Тимберлейка, но, в отличие от Жасмин, она слишком хорошо знает правду. Которая состоит в том, что счастье - вообще не ее удел. И, если ничего изменить нельзя, то можно по крайней мере постараться заразить своим несчастьем близких. И Джинни преуспеет хот бы в этом.

Аллен никогда не тасует одну и ту же заезженную колоду артистов, понимая, что видимость хоть какой-то новизны его кино могут придать только свежие лица. На сей раз он открыл для себя Уинслет и Тимберлейка, которые еще никогда не играли так, как у Вуди.
Фильм «Колесо чудес». Фото: kinopoisk.ru

«Короче» (США)

Режиссер - Александр Пейн
В ролях: Мэтт Деймон, Кристоф Вальц, Кристен Уииг, Хон Чау


Возможные номинации: Лучший фильм, лучшие режиссура, сценарий, лучшее исполнение второплановой мужской (Кристоф Вальц ) и женской роли (Хон Чау)

«Короче» (Downsizing) культового американского режиссера Александра Пейна («На обочине», «О Шмидте») с Мэттом Деймоном и Кристофом Вальцем в главных ролях, в отличие от предыдущих его картин, оказалась совсем не той «лирической комедией для интеллигентных зрителей», которую предвещал ее синопсис. Это довольно мрачная, вполне себе беспросветная антиутопия, касающаяся едва ли не всех главных тем сегодняшнего дня - от неминуемого экологического апокалипсиса до мигрантского кризиса и все более усиливающегося разделения людей на «маленьких» и «больших».

Герои Дэймона и Кристен Уииг, «простые американцы», до которых, наконец, дошло, что они никогда не смогут позволить себе ни дом, ни работу мечты (в ряду других составляющих «American dream"). Будучи опьянены рекламной кампанией нового изобретения по уменьшению людей, они тоже решают стать ростом в 12 см. Таким образом существенно минимизируются расходы, повышается уровень жизни и, что немаловажно, сохраняется экология планеты, истощенной «большими» людьми. Но реклама, разумеется, отличается от реальности, как обертка конфеты от ее содержимого: трава никогда не бывает зеленее на другой поляне, а американской мечты просто не существует. Идеальный кукольный мир «маленьких» людей, живущих в аккуратных деревнях размерами 7 на 11 метров, всех поголовно богатых и счастливых, имеет жуткую обратную сторону: маленькими насильно делают несогласных и протестующих, у них свои резервации и гетто. В общем, здравствуй, очередной «прекрасный новый мир».

Фильм Пейна - физиологически не очень приятная сатира в духе наиболее мрачных литературных антиутопий - от Свифта до Оруэлла, выполненная в абсолютно реалистическом ключе: зрители проходят весь процесс (необратимый!) «уменьшения» вместе с героем Дэймона (включающий удаление всех волос и зубных протезов) и, благодаря его поразительной способности сделать персонажа «своим», полностью становятся на его место.
Фильм «Короче». Фото: kinopoisk.ru

«На пределе» (Германия)

Режиссер - Фати Акин
В ролях: Диана Крюгер, Нуман Асар


Возможные номинации: Лучший фильм на иностранном языке

Судебная драма, в оригинале называющаяся «Из ниоткуда» (Aus Dem Nichts), - далеко не лучшая работа немецкого турка Акина, снявшего кино о молодой арийке (Диана Крюгер), чей муж-турок вместе с сыном погиб в теракте от рук неонацистов. Правосудие оправдало убийц, и безутешной Кате приходится взвалить его работу на свои плечи. Акин переворачивает сложившуюся в общественном мнении модель, согласно которой за теракты всегда отвечают «понаехавшие» - будь то мусульмане, или иные «другие». Но простая перемена черного на белое ничего не дает. Кино с политической окраской никогда особо не удавалось автору «Головой о стену», «Душевной кухни» и прелестной детской картины «Прощай, Берлин». Его сила - в чувственном описании простых радостей человеческой жизни, всего того, что сближает, а не разъединяет людей. Публицистическая проблематика - просто не его кружка пива, но едва ли теперь он свернет с этой кривой дорожки: драмы на указанный стандартный сюжет сейчас нарасхват. Кинозвезда Диана Крюгер («Троя», «Бесславные ублюдки»), впервые сыгравшая в этом фильме на родном немецком языке, получила приз за женскую роль на Каннском фестивале.
Фильм «На пределе». Фото: kinopoisk.ru

«Фелисите» (Сенегал)

Режиссер - Ален Гомис
В ролях: Веро Чанда Бея Мпуту, Гаэтан Клаудия


Возможные номинации: Лучший фильм на иностранном языке

Жительнице Конго Фелисите в картине франко-африканца Алена Гомиса, названной её именем, в состоянии, близком к трансу, неожиданно является загадочное парнокопытное, в которое явно вселились чей-то дух или чья-то душа. В транс певица африканских народных песен Фелисите впадает по причине постигших ее жизненных испытаний: на операцию упавшему с мотоцикла сыну нужны огромные деньги, которых ей никто не хочет давать - ни бывший муж, ни босс. Наоборот, все только норовят обобрать, нагреть и обуть мать-одиночку. Но, утверждает этот эзотерически-топорный фильм, счастье (то есть «фелисите») возможно даже без денег и с ампутированной ногой - лишь бы было кому починить холодильник, поскольку без него никуда, тем более в Африке. Второй по значению приз Берлинского фестиваля, Гран-при, отошел этой картине явно по соображениям политической корректности. Теперь вот еще и попадание в шорт-лист «Оскара».

«Фокстрот» (Израиль)

Режиссер - Шмуэль Маоз
В ролях: Лиор Ашкенази, Сара Адлер


Возможные номинации: Лучший фильм на иностранном языке

Маоз считается главным израильский режиссёром по той причине, что ему когда-то по необъяснимой причине достался венецианский «Золотой лев». Между тем, израильское кино сейчас отлично развивается, и Маоз если и отличается чём-то от наступающих ему на пятки авторов, то разве что не вполне оправданной амбициозностью и выпендрёжем. Новый фильм он вынашивал много лет, не снимая ничего после своего перехваленного «Ливана» (2009). За это время то ли его блестящие идеи стали трюизмами, то ли они изначально не были такими уж блестящими.

В любом случае «Фокстрот» - продукт отчаянного мозгового штурма, а не всполох природного дарования. Дизайнерский фильм-конструкт отчётливо делится на три части. В первой отец получает известие о смерти сына (сюжет каждого второго израильского фильма здесь разыгран с большим форсажем, на сильной режиссерской педали), во второй - самой любопытной - действие переносится на пропускной пункт где служит (служил) сын, и в третьей уже разошедшиеся по причине семейной драмы родители объединяются на почве курения травы (это в точности сюжет прошлогоднего фильма «Неделя и один день» Асафа Полонского, участника каннской «Недели критики» и московского фестиваля на «Стрелке»). Обходясь без пересказа сюжета, могу сообщить, что весь этот огород автор нагородил с целью подчеркнуть важную роль случайности в жизни - особенно в военное время. Мысль, конечно, хорошая, но не новая.
Фильм «Фокстрот». Фото: kinopoisk.ru

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda