ОГЭ 2020−2021:
как изменится формат экзаменов

Разработчики ЕГЭ и ОГЭ 2020−2021 год рассказали, как изменятся экзамены. «Комсомолка» изучила анализ экзаменов и публикует выжимку для выпускников 9-х классов

КСЕНИЯ КОНЮХОВА
Автор
Большие изменения в экзаменах для выпускников 9-х классов были внесены в 2019-2020 учебном году. Дело в том, что именно тогда в девятый класс пошли школьники, которые с первого класса учились по новым Федеральным государственным стандартам, принятым в 2010 году. Это дети, которые учились совсем по другой программе, а значит, и экзамены у них должны быть другими.

- В новых стандартах акцент сделан на системно-деятельностный подход, - говорит ди⁠ректор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова. – Поэтому акцент в экзамене сделан не на знания, а на умения. То есть надо не дать определение или назвать дату, а найти, систематизировать или применить информацию, аргументировать тезис. Проверяются не только знания по конкретному предмету, но и метапредметные навыки, которые нужны на всех предметах. Это смысловое чтение, коммуникационная грамотность, умение пользоваться справочной информацией и многое другое. Впрочем, задания старого типа сохраняются, чтобы была преемственность между экзаменами и чтобы результаты ОГЭ можно было сравнивать по годам.
В 2019-2020 учебном году изменения коснулись семи предметов. Это история, физика, обществознание, биология, химия, ИКТ и информатика, география. В 2020-2021 нововведения есть в ОГЭ по трем предметам: математике, обществознанию и химии.

- Все эти изменения потом появятся и в ЕГЭ, - предупреждает Оксана Решетникова. – Уже сейчас есть идеи, как включить те же эксперименты в единый экзамен по химии, по физике.

Математика

Задания в ОГЭ по математике становятся все более практико-ориентированными. В экзамен 2021 года включены задачи на расчет необходимого количества строительных материалов для ремонта и обустройства загородного участка. Оксана Решетникова подчеркивает, что при составлении контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации школьников фокус делается на практическом применении полученных знаний в обычной жизни.

История

На экзамене по истории в 9-ом проверяется знание периода с древнейших времен по 1914 год. Дело в том, что по новым стандартам история изучается линейно (когда события 20 и 21 века изучаются в старших классах), а не концентрически (когда в старших классах повторяют весь курс истории в сжатом виде).

- В экзамене расширен спектр проверяемых навыков, - рассказывает Игорь Артасов, руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов по истории. – Например, раньше 9-классникам надо было выбрать из списка одну из возможных причин реформ. Сейчас мы просим дать краткое пояснение, почему именно это могло спровоцировать реформы.

Кроме того, в экзамене проверяют, умеют ли 9-классники подбирать факты для аргументации, составлять последовательный текст из данных терминов, работать с картами и историческими источниками.

- Раньше в задании с картой надо было определить эпоху, к которой она относится, - говорит Игорь Артасов. – Сейчас надо соотнести карту с небольшим отрывком текста, понять, какие события на ней отображены. Были задания на атрибуцию исторического источника – понять, о каком времени этот текст, кто мог быть его автором. Сейчас нужно проанализировать его на наличие ошибок, и поработать с контекстной информацией.

Обществознание

В экзамене по обществознанию стало меньше заданий, где нужно просто дать определения или перечислить какие-то понятия. Появилось больше комплексных творческих заданий, а также заданий на практику. В ОГЭ 2021 года добавились задания, в которых нужно проанализировать визуальную информацию и дать развернутый ответ.

- Обществознание нужно детям, чтобы они могли нормально выполнять свои социальные роли, - говорит Татьяна Лискова, руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов по обществознанию. – Мы добавили задание на работу с фотографией, где детей просят порассуждать на тему заданного сюжета. Стала более творческой работа с диаграммами: теперь надо будет не просто написать, что прибавилось, что убавилось, но и попробовать проанализировать возможные причины, почему так происходит.

Стала гибкой и система оценивания. Поскольку ребят просят написать собственное мнение, эксперты допускают больше вариативности. То есть точка зрения может быть любой, если она не противоречит науке.

Физика

В экзаменах по физике много таблиц, графиков и диаграмм – выпускники должны уметь работать с самыми разными способами визуализации данных. Кроме того, им нужно будет не только знать какие-то факты, но и понимать, какими методами они были получены.

- Мы как учили три закона Ньютона в школе, так и будем учить, - считает Марина Демидова, руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов по физике. - Но надо понимать, каким образом были получены эти знания, чтобы понимать их достоверность. А это развивает критическое мышление, которое сейчас очень важно. Поэтому в экзамене есть группа заданий, где детям надо спланировать и провести наблюдение и опыт, снять показания с приборов и сделать правильные выводы.

Экзамен по физике, как и остальные, ориентирован на практику. Например, детям надо узнать какое-то повседневное явление по его научному описанию. Кроме того, они должны разбираться в основных физических принципах работы бытовых устройств – понимать, на чем основано действие микроволновки или энергосберегающей лампочки.

Биология

В экзамене для 9-классников по биологии в прошлом году появились задачки на экологию. Причем это комплексные задания со схемами, где ребёнку нужно смоделировать какую-то ситуацию, найти основные объекты и выделить связи между ними.

В экзамене есть задачи, связанные с бытовой жизнью человека, например, надо спланировать и оценить рацион, ответить на вопросы о здоровье и правильном образе жизни.

- Между биологией как наукой и тем, что изучается в школе, пропасть, - считает Валерьян Рохлов, руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов по биологии. – Биология в школе очень описательная, там просто даются какие-то факты – словно ученые просто получили эти знания от Всевышнего и зафиксировали их. Поэтому мы делаем акцент на осмысленное понимание и составляем задания, в которых можно выстроить эксперимент и понять, какие цели ставил ученый и к каким выводам он может прийти.

Химия

Экзамен по химии тоже приблизился к практике и повседневной жизни. Школьникам не просто нужно будет рассказать о каких-то терминах или понятиях, но и показать разные варианты применения и трактовки.

- В рекламе зубных паст постоянно звучит, что фтор укрепляет эмаль, но в других контекстах он может быть разрушителем, - приводит пример Дмитрий Добротин, руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов по химии. – И дети должны понимать, почему так происходит. Это важно и для бытовой химической грамотности, чтобы дети понимали, как надо обращаться с теми или иными веществами.

Среди заданий есть и настоящие эксперименты. Например, выпускникам предлагают определить, что за вещество находится в пробирке, и подобрать для этого нужные реактивы. В ОГЭ по химии 2021 года включен настоящий химический эксперимент с использованием оборудования. Школьники проведут его прямо на экзамене.

География

В экзамене по географии сохраняются и задания старого типа – где самые длинные реки и самые высокие горы. Но есть и новые, на повседневность. Например, надо поработать с сообщениями из СМИ, чтобы локализовать какое-то географическое явление в пространстве. Например, где же все-таки упал метеорит: в Челябинске или в Якутии?

- Задания в экзамене по географии связаны с погодными явлениями, изменением климата и окружающей среды, - рассказывает Вадим Барабанов, ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений. – Например, ученики получают текст и инфографику о ситуации с уровнем воды в Байкале. И им надо ответить на вопросы: почему так происходит, какие субъекты РФ это затронет, как можно выполнить постановление Правительства по поддержанию уровня воды в озере.

ИКТ и информатика

ОГЭ по информатике 9-классники сдают на компьютерах. Детям нужно продемонстрировать все те же важные в повседневной жизни навыки – умение найти информацию и подготовить презентацию по новой для себя теме.

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda