Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics

В России сейчас активно действует 1200 масонов

Об этом в эфире Радио «Комсомольская правда» рассказал настоящий живой российский масон, Великий Секретарь Великой Ложи России Павел Строганов [аудио]
Великий Секретарь Великой Ложи России Павел Строганов в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Великий Секретарь Великой Ложи России Павел Строганов в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Баранов:

- Добрый вечер. В студии замредактора отдела международной политики газеты «Комсомольская правда» Андрей Баранов. Я предупреждаю, что сегодня у нас в студии совершенно необычный гость. Пожалуйста, не падайте. К нам пришел настоящий живой российский масон. И не просто масон, а Великий Секретарь Великой Ложи России Павел Строганов.

Строганов:

- Здравствуйте, уважаемые радиослушатели.

Баранов:

- Павлу всего-навсего 33 года. Так что, как видите, опыт жизненный абсолютно не нужен… нужен, конечно, но не обязателен для того, чтобы занять такую важную должность. Давайте начнем с вами с азов, с самого начала. Что это за российская масонская ложа? Когда она возникла? Сколько у нее членов? Чем она занимается?

Строганов:

- Великая Ложа России возникла в 1995 году как суверенная структура, которая руководит всеми масонскими трудами на территории России. Единственная. Другой вопрос, что, конечно, для образования Великой Ложи были образованы несколько мастерских, то есть тех кружков, скажем так, где люди работают на местах в различных городах. И уже на их основе была создана большая структура. Не стоит думать, что масонство в России молодое. Естественно, его не было в период Советской власти, в период существования Советского Союза.

Баранов:

- Еще бы, конечно!

Строганов:

- Но первые масонские труды на территории России, документально подтвержденные, осуществляются с начала – середины XVIII века. То есть это 1731 год. Хотя, конечно, слухи и байки, что Петр Первый и его ближайший сподвижник Лефорт были членами ложи. Но документов об этом никаких нет. Поэтому мы будем опираться на 1731 год. И на 1770-е годы, когда масонство получило большее развитие. В России же современной с 1992 года, первые мастерские аж в 1990 стали появляться. Они, правда, относились к политической ветви масонства французского. И в 1995 году мы оформили наконец свой суверенитет. И руководим масонскими трудами в России. И никто не вправе нам указывать.

Баранов:

- А что значит – политические ветви?

Строганов:

- Существует некоторое количество ответвлений масонских, которые не признаются официальным регулярным масонством как братские структуры. Но, тем не менее, которые достаточно многолюдны. Одна из крупнейших Великих Лож такого пошиба – это Великий Восток Франции. Это Великая Ложа, которая делает несколько допущений в своих работах. Первое – это абсолютная не необходимость какой-то веры монотеистической или вообще, то есть они принимают в свои ряды атеистов. Великая Ложа вправе вырабатывать некоторую политическую позицию, о чем они отметились на ниве европейской интеграции.

Баранов:

- И влиять на политические процессы.

Строганов:

- Да.

Баранов:

- Это те самые франкмасоны, которых на Руси называли фармазонами. Помните, у Грибоедова: «Он фармазон, он пьет одно стаканом красное вино…»

Строганов:

- Вот-вот.

Баранов:

- Сколько членов сейчас в Великой Ложе России?

Строганов:

- Вы знаете, не так много по сравнению с общей численностью населения в России.

Баранов:

- Это открытые данные?

Строганов:

- Да, это открытые данные. Наверное, это порядка сейчас 1200-1300 человек. Правда, всего с начала 90-х годов через посвящение прошло несколько тысяч человек. Но по тем или иным причинам они отошли от масонской деятельности. Поэтому активных 1200.

Баранов:

- А в скольких городах?

Строганов:

- Сейчас вспомнить тяжело. Я вам скажу точно, что мы закрываем шесть федеральных округов. Это юг России – Сочи, Краснодар.

Баранов:

- Как-то вы так зловеще произнесли: «Мы закрываем…». Не надо закрывать, подождите.

Строганов:

- Закрываем – в смысле простираем свою масонскую длань и пытаемся масонский свет нести.

Баранов:

- Это еще более зловеще звучит. Но ведь это требует денег, затрат каких-то. Откуда средства?

Строганов:

- Это личные средства наших братьев. Это членские взносы, установленные официальным порядком.

Баранов:

- Они большие?

Строганов:

- Они небольшие. Они, конечно, могут разниться от мастерской к мастерской. Но в принципе сам факт вступления в масонство при оплате членских взносов составляет в районе 30 тысяч рублей.

Баранов:

- В год?

Строганов:

- В год потом платится меньше. Это есть посвятительские взносы, еще какие-то. Мы не задираем цены… Это не цены, это наши канцелярские расходы, путешествия и так далее. Но мы считаем, что оно не может стоить дешевле, чем клубная карта фитнес-клуба.

Баранов:

- Можно и так сравнить. И главный вопрос: чем вы там занимаетесь на ваших тайных собраниях? Что это – кружки по интересам, действительно клуб какой-то? Или это все-таки структура, приближенная к жизни, в прикладном плане влияющая на политику, на какие-то общественные процессы?

Строганов:

- Я вам больше того скажу, не то что мы не влияем на политику, мы официально не имеем права на своих масонских трудах обсуждать никаких политических вопросов, а также вопросов, связанных с религиозными мировоззрением.

Баранов:

- А что же вы делаете там?

Строганов:

- Здесь я попытаюсь отойти чуть вдаль и рассказать в принципе, чем само по себе является масонство. Это некая нравственно-этическая система, которая сложилась в течение нескольких веков. Вы можете называть ее философией, она достаточно близка к некоторым философским воззрениям. Естественно, в силу того, что определенные ритуалы, определенные психодрамы проводятся в коллективном варианте, сложилась социальная структура. Чем же эта социальная структура занимается? Это настолько по-разному по всему миру. Есть организации, которые занимаются филантропией, благотворительной деятельностью, как американские Shriners. Есть российское масонство, которое с XVIII века носило более философский характер, умозрительный. То есть можете назвать это духовным братством, философским кружком.

Баранов:

- А сейчас?

Строганов:

- Все очень по-разному. Сейчас мы балансируем где-то на грани действительно между философским обществом и неким социально-благотворительным клубом в разных городах.

Баранов:

- А что значит – социальная благотворительность?

Строганов:

- У нас есть несколько проектов благотворительных. У нас есть такое понятие «Кружка Вдовы» - это те денежные средства, которые мы собираем после окончания работ, которые мы направляем на разные цели. Братьям помогаем, несколько случаев помощи больным раком. Как пойдет.

Баранов:

- У нас есть звонок.

Ярополк:

- Я бы хотел задать вопрос Павлу.

Строганов:

- Здравствуйте, Ярополк.

Ярополк:

- Если кто-нибудь захочет выйти из масонов, это можно?

Строганов:

- Конечно, можно. Мы же не злодеи какие-то, где, как в старой притче, «вход – рубль, выход – два». Очень много людей покидают братство. Мы к этому относимся весьма философски. Возможно, мы не были столь интересны для человека, или человек, может быть, не за тем собирался вступать в масонство. В общем, он делает это совершенно свободно. Другой вопрос, что, опираясь на нашу ритуалистику, на нашу философию, мы говорим, что масоном можно стать единожды. Став масоном, человеком уже нельзя стать назад. Поскольку фарш назад не прокрутишь.

Баранов:

- «Какие цели преследуют масоны Российской Федерации?» Мы частично ответили, что это филантропическая деятельность.

Строганов:

- Это общеумозрительная, философская, филантропическая деятельность, социальный клуб. Я не могу сказать, что мы формируем для себя здесь в России некоторые эксклюзивные цели. Нет, это всеобщее братство на всей планете.

Баранов:

- Вот прямой вопрос. Не знаю, ответите вы на него или нет. «Кто и известных политиков состоит в вашей ложе?»

Строганов:

- В сегодняшние дни?

Баранов:

- Сейчас, конечно.

Строганов:

- Я бы не назвал…

Баранов:

- Чубайса там случайно нет?

Строганов:

- Чубайса нет.

Баранов:

- Уже хорошо.

Строганов:

- Не знаю, слава богу или хорошо, или плохо. Во-первых, стоит упомянуть нашего Великого Мастера – это Андрей Владимирович Богданов, кандидат в президенты Российской Федерации 2008 года.

Баранов:

- Он политолог?

Строганов:

- Политолог, политтехнолог, скажем так. Великий Мастер – это глава Российской Ложи уже на протяжении 10 лет.

Баранов:

- «Почему у вас все великое, секретарь?» - спрашивают.

Строганов:

- Ой, вы знаете, я сам не очень люблю вот эти пафосные названия. Я себя предпочитаю называть секретарем Великой Ложи. Дело вот в чем, есть обычные ложи, есть обычные офицеры, которые в них существуют. Например, какая-нибудь ложа «Цитадель» на востоке Москвы. Для того, чтобы указать, что офицер принадлежит к административной структуре или руководит…

Баранов:

- Офицер – это название сотрудника.

Строганов:

- Это должностное лицо.

Баранов:

- А то люди подумают, что вы там погоны носите.

Строганов:

- Ни в коем случае.

Баранов:

- Под пиджаками на рубашках пришиты.

Строганов:

- Нет, это просто означает выполнение определенных обязанностей. Для обозначения того, что это принадлежит к высшей административной структуре, которая руководит в стране, и придуманы вот эти наименования – Великий. В принципе, аналогом английского, по-английски это называется Grand Lodge, Grand Officers, аналогом, конечно, является, скорее, «большой», нежели «великий». Но мы предпочитаем…

Баранов:

- Кстати, у Толстого «Большая ложа».

Строганов:

- Но мы предпочитаем пользоваться нашими архивными материалами, которые мы имеем с 18-го века, где наименование все-таки «Великий».

Баранов:

- Михаил на связи.

Михаил:

- Добрый вечер. У меня такой вопрос. Раньше назывались не Великий Мастер, а Гроссмейстер.

Баранов:

- Это то же самое на немецком.

Михаил:

- А с какими западными ложами у вас есть контакт?

Баранов:

- Интересный вопрос. И не с западной ли подсказки образовалась российская ложа?

Строганов:

- Конечно, российская ложа образовалась и пришла в нынешнем виде с Запада. Потому что таково масонское правило.

Баранов:

- Я имею в виду в 1995 году.

Строганов:

- Да. Все это передается по цепочке. И пришло это из Франции. Поскольку во Франции осталось большое количество эмигрантов, которые уехали из Советского Союза и вступили в ложу там, организовали их. Были российские ложи во Франции. Поэтому это сохранилось там.

Баранов:

- А вы говорите – нет политики. Вот она, белыми нитками шита.

Строганов:

- Вы знаете, действительно, очень многие пытаются найти вот эту параллель. Но все ли, что приходит с Запада, особенно в нынешней непростой истории, можно связывать с политикой? Жевательная резинка – это политика? Минеральная вода, «Кока-Кола» и все остальное – тоже политика ли это?

Баранов:

- В определенном смысле вы правы, как это ни комично звучит.

Строганов:

- В принципе, хочу сразу сказать, что Великая Ложа России абсолютно суверенна на территории Российской Федерации. Более того, очень часто мы вступаем в некоторые противоречия с великими ложами при образовании и при дарении масонского света на территории бывшего СССР. Это и Грузия, и Белоруссия, и многие другие страны.

Баранов:

- А у них свои ложи?

Строганов:

- Кратко скажу об этом. У нас есть связи более чем со ста великими ложами по всему миру основными. Это и английская, французская, немецкая, это все североамериканские великие ложи.

Баранов:

- Как эти связи проявляются? Общаетесь, согласовываете деятельность?

Строганов:

- Нет, мы никак не согласовываем деятельность. Мы общаемся на низовом уровне – на уровне лож. Братья ездят друг к другу в гости, посещают мероприятия, посещают благотворительные акции. В плане великих лож мы посещаем ежегодные конвенты, конференции, которые проходят на европейской площадке, на всемирной и так далее.

Владимир:

- Я бы хотел, чтобы вы подчеркнули, какие известные деятели 18-19 веков были в ложе и что они в конечном итоге дали России, что они выражали?

Баранов:

- Во-первых, императоры российские все были членами масонских лож. Давайте возьмем ХХ век.

Строганов:

- Я вам сразу хочу сказать, что после запрещения официального масонства Александром Первым в 1822 году, то есть за три года до декабристского восстания, масонство в России не так пышно цвело, как это происходило в 18-м веке. К началу ХХ века в России регулярного масонства как такового, которое я сейчас представляю в классическом понимании, не существовало. Если оно существовало, то оно было очень фрагментарным.

Баранов:

- Ох, я сейчас вам приведу исторические факты!

Строганов:

- Но тем не менее, на территории России существовала одна из крупных великих лож, которая называлась «Великий Восток народов России». Некоторый аналог сейчас есть в Российской Федерации, называется точно так же. Это масонство утратило, за исключением внешних дефиниций масонских, абсолютно внутреннее содержимое, являлось политической структурой и не имело никаких официальных связей с регулярными великими ложами мира. Вот там действительно было огромное количество членов Временного правительства.

Баранов:

- И была чистая политика. Александр Федорович Керенский был масоном 23-й степени.

Строганов:

- Градаций очень много, вплоть до 97.

Баранов:

- Когда я был собкором «КП» в Нью-Йорке, имел счастье общаться с ныне покойным, к сожалению, князем Алексеем Щербатовым. Он был руководителем дворянского собрания в Америке. Великолепный человек, до мозга костей русский. У него двадцать бобин еще старых магнитофонных записано разговоров с Керенским. И тот ему признался: в 1917 году ко мне пришли члены нашей ложи, был такой трудовик по фамилии Фабрикант, и сказали два условия – ложа просит вас сделать это. Во-первых, упразднить монархию. С 1 сентября Россия стала называться республикой. И взять под арест императора Николая Второго со всей его семьей. Это было требование ложи. Это условие было ему высказано. И он, будучи политиком, представлявшим партию, даже был диктатором официально объявлен, пошел на эти требования братьев по ложе. Вот каково было тогда влияние масонов в России. И это оказало огромное влияние на весь последующий исторический период. Это закончилось расстрелом императорской семьи и так далее. Если бы этого не было, еще неизвестно, по какому пути пошла бы история.

Ольга:

- Я понимаю, есть элементы масонской символике в архитектуре. По-моему, Елагин дворец в Питере. Это понятно – мастерок и далее. Каменщики есть каменщики. Но на купюрах когда они появились?

Баранов:

- Вы имеете в виду доллары? Глаз на пирамиде.

Строганов:

- Здесь все просто. Глаз на пирамиде действительно используется в масонстве, так же как и огромное количество других символов. Это и пятиконечная звезда, и буква G, и еще куча всего. Это ровным счетом не означает, что масонство эксклюзивно использует эти символы. Поскольку, если мы возьмем медаль 1812 года за войну, то там тоже есть дельта. Она есть в огромном количестве мест. А масонство здесь абсолютно ни при чем.

Баранов:

- Просто совпадение?

Строганов:

- Нет, почему совпадение? Есть пятиконечная звезда. Она находится на звездах сотрудников полиции, которые дежурят возле метро. Есть ли тут связь с масонством? Это символы. Символы древние, очень старые. Огромное количество организаций, государств эти символы использует. Кто-то из использует правильно, кто-то эти символы использует так, что их потом никто не может использовать дальше после них. Но это не означает, что если вы везде увидели эти символы, это все масонство. Другой вопрос, что Елагин дворец – да, хороший пример, поскольку Иван Перфильевич Елагин был как раз первым Великим Провинциальным Мастером в России в 1770 году.

Баранов:

- В каких отношениях вы с законом Российской Федерации? Вы зарегистрированы как организация?

Строганов:

- Да, у нас есть некоммерческое партнерство по развитию масонских традиций вольных каменщиков.

Баранов:

- То есть вы как общественная организация зарегистрированы?

Строганов:

- Общественная некоммерческая организация, зарегистрированы в Минюсте.

Баранов:

- А зачем это надо? Есть политические партии, есть церковь, можно через нее заниматься благотворительностью, филантропией, есть общественные организации, где можно самореализоваться. Зачем вам эта достаточно устаревшая структура, окутанная какими-то тайными обрядами, что всегда вызывает подозрение? Не стоит ли заниматься этим так, как этим занимаются многие другие? Почему именно эта ниша избрана вами?

Строганов:

- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, стоит сказать, что вы перечислили хорошие примеры. Религиозные организации, политические партии. Однако же масонство в принципе не про это. Если относиться к масонству как к хорошо описанной и доходчиво преподанной философско-нравственной концепции, то сравнивать ее с политической партией или с религией, которая предполагает некоторую догматику, некоторые бонусы.

Баранов:

- У вас тоже есть обряды.

Строганов:

- У нас есть обряды. Другой вопрос, что мы не занимаем ни в коем случае религиозную нишу, потому что мы не предлагаем, как это делает церковь, вот эти желания, которые преследуют человека на протяжении всей жизни. То есть человек хочет жить вечно. Это его нормальное стремление. Человек хочет существовать в атмосфере добра, любви, взаимопонимания и так далее.

Баранов:

- А как это противоречит церковным канонам?

Строганов:

- Это никак не противоречит. Еще раз, церковь дает, в частности, более широкий взгляд. Если посмотреть на чистую сторону христианской церкви, не структуры, а вот этой философии, то там очень много параллелей. Учитывая, что масонство выпестовалось в рамках христианской колыбели.

Баранов:

- Мне интересно, почему именно эту нишу вы взяли? Значит вас не устраивает ни политическая жизнь, участие в ней через партии, ни религиозная жизнь с ее нравственной концепцией, ни общественные организации?

Строганов:

- Во-первых, никто не сказал, что не устраивает. Очень многие люди занимаются этим параллельно. Да, это немножко другая ниша. Я приведу некоторые примеры. Есть официальный взгляд на религиозные, нравственно-этические установки, которые есть у церкви, которые есть в рамках сложившейся конфессии, в рамках христианства, ислама, иудаизма. Но в каждом в веках появлялись некоторые организации, которые пытались разрабатывать эти вопросы более детально, более углубленно, пытаясь очищать их от догматики. С попыткой привести это к чистой философии. В иудаизме это каббала, в исламе это суфийский тарикат, это все ближайшие аналоги. Я бы отнесся к этому не как к организации, как к некоему феномену.

Баранов:

- Что за феномен?

Строганов:

- Масонство само по себе феномен. Это те общества, которые организовывались всегда. И мы иногда говорим, что берем свои основы у пифагорейского братства. Хотя, естественно, никакой прямой генеалогической преемственности нет.

Баранов:

- Я не совсем понимаю, заниматься благотворительностью можно и вне масонства. Почему именно так?

Строганов:

- Благотворительность – не самое главное. Основное, чем занимаются масоны, чем занимаются ложи в своих работах, это оперированием понятиями души и тех составных частей, из которых состоит наш разум, из которых состоит наш мир.

Баранов:

- Читаем WhatsApp: «Где-то я читал, что цель массонства (эх, масоны пишется с одним «с») – завоевание мира мирным путем. Так ли это?»

Строганов:

- Судя по орфографии, источник соответствующий этого утверждения. Поэтому нет, ни в коем случае. Да и зачем?

Баранов:

- Наши слушатели спрашивают: «Правда ли, что все масоны – евреи?»

Строганов:

- Нет, неправда. Хотя среди масонства очень много евреев. Как и везде. Как и среди жителей Российской Федерации, как и среди жителей США.

Баранов:

- Вы ушли от вопроса, много ли политиков действующих. А кто там в основном представлен? Не рабочие же с крестьянами?

Строганов:

- Масонство – весьма разночинная организация. Можно встретить разных людей, у которых, как минимум, есть на это время. Потому что у фермера в период посевной на посещение работ масонской ложи, полагаю, времени нет.

Баранов:

- Да, дуракавалянием некогда заниматься, извините.

Строганов:

- Это профессорско-преподавательский состав, это военные, деятели культуры достаточно известные.

Баранов:

- Вы можете назвать несколько фамилий тех, кто достаточно известен у нас в стране? Или это запрещено?

Строганов:

- Я не могу этого делать, у меня такого права нет. Я вправе говорить о собственной принадлежности. Если какой-то из наших известных братьев сочтет нужным, он обязательно представится как масон.

Баранов:

- Вы сами чем занимаетесь помимо того, что секретарствуете в ложе?

Строганов:

- Я математик по образованию. Занимаюсь информационными технологиями, делаю крупные государственные системы. Даже иногда называю себя архитектором, чтобы быть хоть как-то ближе к масонству.

Баранов:

- Георгий, здравствуйте.

Георгий:

- Не кажется ли вам, что масоны ведут втемную людей? Уровень посвящения на начальных этапах, в середине – у них дозированная информация. По каждому уровню дают определенную информацию. И люди на начальных этапах не знают дальнейших целей. И только на уровне 33-го, как хорошо известный Бжезинский, им фактически только раскрывается полная цель масонства, которая борется с христианством. Отцы-основатели были в оккультизме. И там очень строгие правила. Неподчинение там невозможно.

Баранов:

- Кстати говоря, все последние американские президенты – масоны.

Строганов:

- В этом нет ничего странного. Потому что масонство в США более процента населения занимает. Численность братьев огромная.

Баранов:

- Хоть бы один президент не был бы принадлежащим к этому одному проценту.

Строганов:

- Их на самом деле очень много, которые не принадлежали.

Баранов:

- В этом есть некая закономерность.

Строганов:

- На такие вопросы слушателей всегда очень трудно отвечать, потому что это ореол таинственности, который всегда витает над масонством. Возник он именно по той причине, что, когда сидит масон в студии и рассказывает вам, что это все неправда, я, как человек, прошедший огромное количество высших степеней посвящения в разных уставах, могу сказать, что это не так. Информация, конечно, дозируется. Но информация дозируется у вас в книжке, когда вы ее читаете. Потому что есть глава номер один, номер два, три и так далее. Но это вовсе не означает, что высшие градусы преследуют какие-то другие цели, кроме заявленных нами сегодня в студии. Они просто более подробно раскрывают определенные аспекты человеческого существования, человеческой истории, человеческого существа, философских моментов.

Баранов:

- Как-то это несколько общо.

Строганов:

- Вы хотите конкретику?

Баранов:

- Навар-то какой-то есть?

Строганов:

- Навар очень простой. К примеру, вы отмечаете день рождения в кругу собственной семьи. Съезжаются родственники. Открывается бутылка вина, режется арбуз. Зачем вы это делаете? Какой вам с этого навар?

Баранов:

- Для того, чтобы посидеть вместе, угостить, в соответствии с принятой традицией, родственников, друзей, с тем, чтобы это запомнилось.

Строганов:

- Ну вот, и у нас такой же навар в том числе и присутствует.

Баранов:

- Только такой? Чисто междусобойчик?

Строганов:

- Скажу более того. масонство само по себе не может иметь в принципе заявленных нашим предыдущим слушателей целей – захвата мира или еще чего-то другого. Потому что оно направлено не во внешней мир большей своей частью, а направлено внутрь человека.

Баранов:

- Тут некоторые с вами не согласны. «Сектанты с завышенной самооценкой».

Строганов:

- Спасибо.

Великий Секретарь Великой Ложи России Павел Строганов в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Великий Секретарь Великой Ложи России Павел Строганов в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Баранов:

- Сколько людей, столько и мнений. «Каким образом вы находите интересующих вас людей и предлагаете им вступить в братство?»

Строганов:

- Мы не находим интересующих нас людей и никому не предлагаем. Более того, вот этот прозелитизм у нас запрещен.

Баранов:

- Это значит насаждение своей идеологии, своего мировоззрения на тех канонических территориях, которые уже заняты другими либо религиозными конфессиями, либо чем-то еще.

Строганов:

- Люди находят нас сами. Есть ряд способов, которыми они это делают .Более того, есть самый простой и самый современный – это сеть интернет. У нас есть официальный сайт, огромное количество людей приходят именно таким образом. russianmasonry.ru

Баранов:

- Кто хочет, тот найдет. И много ли желающих?

Строганов:

- Учитывая то, что сейчас, по сравнению с предыдущим десятилетием, мы активно развили региональную сеть, мы присутствуем практически по всей России, поток желающих, как его оценить, до 50 человек в день.

Баранов:

- Вы фильтруете как-то?

Строганов:

- Безусловно, очень сильно.

Баранов:

- Каким образом это делается?

Строганов:

- Прежде всего это репутация. Мы не принимаем к себе людей, которые осуждены по уголовным статьям. Или которые обвиняются по уголовным статьям. Это в принципе общая репутация. Было огромное количество случаев, когда человек, сидя у нас в храме, признается, что он однажды избил свою жену до больницы.

Баранов:

- Где находится московская резиденция ложи?

Строганов:

- Вы не поверите, на соседней улице.

Баранов:

- Вот здесь у нас?

Строганов:

- Да, недалеко.

Баранов:

- Назовите адрес.

Строганов:

- Не могу.

Баранов:

- Чего это вдруг?

Строганов:

- Ну вот так. А вдруг огромное количество радиослушателей сейчас к нам туда ломанутся? А у нас и стол-то не накрыт.

Баранов:

- Вот тебе и на. Оказывается, сайт есть, Богданов, Великий мастер, есть. Секретарь Великий передо мной сидит живой и здоровый, молодой Павел Строганов. А адреса не скажем. Отсюда недоверие и возникает. Власти предержащие знают, где вы находитесь?

Строганов:

- Конечно, знают.

Баранов:

- Не приходили с обысками?

Строганов:

- Нет, ни в коем случае.

Баранов:

- Придут еще, наверное.

Строганов:

- Добро пожаловать. Если они хотят почитать наши ритуалы, правда, я думаю, что им, наверное, и так много дел вместо этого.

Баранов:

- Вы сами в какой степени?

Строганов:

- В масонстве самая главная и основная степень – степень мастера масона, третий градус. Все остальное является дополнительным.

Баранов:

- Только три всего?

Строганов:

- Остальные считаются дополнительными. Нельзя считать, что четвертая степень шотландского устава выше, чем третья степень. Это все немножко сбоку. Есть огромное количество уставов. В шотландском уставе, я уж не помню, 18-й, кажется, градус. Есть французский устав.

Баранов:

- Керенский был 23-й. Когда Керенский умер, князь Щербатов пришел участвовать в похоронах. Его спрашивают: а вы по какому обряду? Его сначала по масонскому будут отпевать, а потом уже по православному.

Строганов:

- Можно ритуалы найти в интернете и самого себя посвятить в любой градус. Керенский не был регулярным масоном, это масонство было, к сожалению, достаточно далеко от того, что мы делаем сейчас, и то, что известно по всему миру.

Баранов:

- Ваш градус – наивысший?

Строганов:

- Наивысший градус, как мы считаем в рамках Великой Ложи. Остальное – дополнительное. Это как факультативы.

Баранов:

- Долго вы шли к этому третьему градусу?

Строганов:

- Нет, это в среднем занимает год у каждого приходящего.

Баранов:

- А как они называются?

Строганов:

- Ученик, подмастерье и мастер. Ученик приходит, посвящается, потом полгода проходит, его посвящают в подмастерья, потом мастер. Если он выполнил все необходимое для этого.

Баранов:

- У нас на связи Александр.

Александр:

- Я из Екатеринбурга. Масонские ложи существуют в нескольких развитых странах. Если масоны из одной страны начнут противоречить другим ложам из другой страны, как они будут действовать друг против друга? Это же одна система.

Строганов:

- Я не совсем понял, что значит противоречить. Потому что противоречить можно по-разному.

Баранов:

- Возможно, есть какие-то политические… допустим, страны находятся в состоянии конфронтации.

Строганов:

- Давайте мы возьмем живой пример. Украина.

Баранов:

- Там тоже масоны есть?

Строганов:

- На территории Украины есть Великая ложа Украины. Она была создана Австрией. Она очень немногочисленна. Мы знаем, любим и ценим братьев на Украине. Однако же те события, которые происходят в этой стране, наложили отпечаток и на мировоззрение наших братьев. Мы приняли определенный вал оскорблений, связанных с тем, что, дескать, отдайте нам, масоны, Крым, который мы не брали. В связи с этим нам пришлось прервать в настоящий момент взаимоотношения с Великой Ложей Украины до устранения указанных проблем. У нас считается дурным тоном брать политическую обстановку и делать ее причиной разлада в наших мастерских.

Баранов:

- В 19-м веке было по-другому. Во время знаменитой «Битвы народов» вод Лейпцигом французский командующий полком выходил и скрещивал две шпаги. Полк обстреливался немецкой артиллерией, вот-вот должен был весь исчезнуть. И немецкий командующий артиллерией в ответ скрещивал две шпаги и прекращал огонь. Оба были масоны. Это был условный знак.

Строганов:

- Да, так было и в 1812 году, когда раненые французские офицеры давали знаки российским. Это все хорошо и замечательно. Но этот обрыв отношений не означает полного разрыва. Это означает просто просьбу быть более аккуратными в выражениях.

Баранов:

- Спрашивают, в каких российских городах вы представлены?

Строганов:

- Урал - Екатеринбург, Челябинск, Поволжье – Пермь, Саранск, Нижний Новгород, юг – Краснодар, Сочи, Шахты под Ростовом, север – Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Владивосток, Калининград. Еще несколько городов.

Баранов:

- Вы фактически до Норильска еще не успели добраться. Но это дело времени.

Строганов:

- Ну да, далеко и холодно.

Баранов:

- 1300 человек – активных членов вашей ложи. А смотрите, какой охват идет. «Принимают ли женщин в вашу ложу?»

Строганов:

- Нет, женщин в ложу не принимают.

Баранов:

- Что ж такая дискриминация? 21-й век на дворе.

Строганов:

- Я вам легко объясню, почему это происходит. Есть огромное количество официальных воззрений на это. Когда человек занимается своим духовным миром, пытается его постигнуть, пытается что-то понять про себя, легче всего это делать в одиночестве. К сожалению, не все ритуалы, которые позволяют это сделать, позволяют настроить свой разум на вот это внутреннее познание, можно делать в одиночку. Когда это делают вместе мужчины, они не отвлекаются. Женщины – прекрасные, мы их любим очень, но, боюсь, они будут очень сильно нас отвлекать от наших масонских работ.

Баранов:

- Уважаемые дамы, к сожалению, не проникнуть вам в тайну масонских лож пока что. «Что отличает ваших братьев? Умение контролировать себя, вдумчивая креативность, социальный статус, отношение к православной церкви?»

Строганов:

- У нас даже священники есть в братстве.

Баранов:

- Священники-масоны?

Строганов:

- Да. Почему нет?

Баранов:

- А об этом знает их церковное руководство?

Строганов:

- Я полагаю – да.

Баранов:

- И смотрят на это с закрытыми глазами?

Строганов:

- Вполне. Больше того скажу, если возьмете греческое масонство, даже патриархи братья были. В этом нет абсолютно ничего страшного. Отличает внимательный интерес к собственному «я».

Баранов:

- Что это такое? Это эгоизм?

Строганов:

- Это попытка изучения себя. Попытка понимания, что же такое душа, тело, что такое смерть.

Баранов:

- В обсуждении с братьями?

Строганов:

- В том числе.

Баранов:

- Это же можно делать самому, покопаться в себе, заняться самоедством.

Строганов:

- Можно сделать и самому. Но согласитесь, в хорошей компании, с бокалом вина это делать тоже неплохо.

Баранов:

- Ах, вы это делаете за бокалом вина?

Строганов:

- На агапах, конечно.

Баранов:

- Слава богу, хоть что-то человеческое в вас все-таки есть.

Строганов:

- Абсолютно кровь от крови.

Баранов:

- «Нужны ли взносы при входе в ложу?» Вы сказали – порядка 30 тысяч.

Строганов:

- Да, нужны. Это вступительный взнос. Годовой членский взнос составляет примерно 30 тысяч, плюс-минус.

Баранов:

- А в Турции есть масоны?

Строганов:

- Я вам больше того скажу, это не просто есть масоны, это одна из самых сильных великих лож в мире.

Баранов:

- Все-таки масоны вышли из христианской религии. В Турции ислам.

Строганов:

- Существовали очень мощные исламские великие ложи.

Баранов:

- Сейчас их нет?

Строганов:

- Например, в Иране. К сожалению, после революции исламской сейчас масонских лож нет. Однако она была очень сильная. Членом этой ложи был шейх Реза Пехлеви.

Баранов:

- Тот, которого и свергла исламская революция 1979 года. С масонами в Турции вы поддерживаете отношения?

Строганов:

- Поддерживаем. У нас существует официальное признание.

Баранов:

- Это идет через вас как через секретаря?

Строганов:

- Конечно, все связи идут через меня. С Турцией у нас достаточно хорошие отношения. Мы с ними немножко спорим относительно существования великих лож на территории стран бывшего Советского Союза. У нас в Грузии есть определенное недопонимание, еще кое-где. Тем не менее, мы дружим. Масонство там очень сильное, очень старое. Ататюрк Мустафа Кемаль-паша был братом. И более того, у нас есть понимание того, что светскость Турции как государства многие годы поддерживалась именно великой ложей.

Баранов:

- Все-таки сейчас без политики никак нельзя в свете того, что происходило в Турции, попытка государственного переворота и так далее. Это вы обсуждаете?

Строганов:

- Мы это не обсуждаем. Единственное, что мы сожалеем о человеческих жертвах, которые произошли в результате этой попытки переворота. Однако мы сейчас чувствуем, ощущаем и получаем некоторые сигналы со стороны турецких братьев о том, что светский характер государства не является больше основным. И поэтому некоторые масоны подлежат сейчас притеснению.

Баранов:

- Их притесняет нынешняя власть?

Строганов:

- Да. По крайней мере, есть такие сигналы. Мы не можем сказать, достоверно это или не достоверно. Но мы знаем, что масоны, которых часто обвиняют в управлении миром, сами очень сильно страдают от диктаторов. Гитлер уничтожил порядка 200 тысяч масонов.

Баранов:

- По вашему опыту, со стороны ваших западных коллег есть попытки через вашу ложу порулить политикой, внедрить какие-то взгляды, советы?

Строганов:

- Нет, ни в коем случае. В наших взаимодействиях мы очень часто пытаемся продвигать культурные проекты. Это то, чем нам заниматься можно. И мы делаем это с удовольствием. Сейчас в Австрии будет проходить празднование 300-летие австрийского масонства. А в Российском государственном архиве хранится огромное количество документов, которые были увезены по результатам второй мировой войны. Они хотят эти документы экспонировать, чтобы люди ознакомились.

Баранов:

- А вы здесь при чем?

Строганов:

- Мы тоже можем выступить неким медиатором в этом взаимоотношении в этой части российских властей и наших иностранных братьев. Такие проекты делаются. Политика – нет, ни в коем случае. Повторю это три раза.

Баранов:

- Финансирование из-за рубежа получаете?

Строганов:

- Нет, финансирования мы не получаем. Мы не являемся иностранным агентом. Ни единой копейки денежных средств нам никогда не приходило. Существуем мы на членские взносы российских братьев и на добровольные пожертвования российских же братьев.

Баранов:

- «Какое количество братьев с ученой степенью в точных науках?»

Строганов:

- Особенно в точных?

Баранов:

- Кандидатов и докторов много у вас?

Строганов:

- Много, очень много. Думаю, больше половины наберется. Конечно, большая часть из них – в гуманитарных науках, а не в точных.

Баранов:

- Наверное, математикам не так интересно участвовать.

Строганов:

- Я математик.

Баранов:

- Просят описать обряд посвящения.

Строганов:

- Я по факту его не могу вам точно сказать. Если кто-то захочет покопаться вдумчиво в интернете, особенно в англоязычном сегменте, он обязательно найдет.

Баранов:

- Вас посвящали?

Строганов:

- Конечно.

Баранов:

- Клали череп перед вами?

Строганов:

- Обязательно, куча алхимических… шпаги завязанные глаза, веревки на шее.

Баранов:

- Можете описать?

Строганов:

- Конечно, нет.

Баранов:

- Это относится к табу. И насчет финансирования, наверное, не совсем точно.

Строганов:

- Мы не разглашаем это не потому, что это огромная тайна за семью печатями. А потому что прочитать ритуал и пройти его – это две разные вещи. Зачем людям давать то, что им не пригодится?

Баранов:

- Если люди спрашивают, значит им это интересно.

Строганов:

- Пожалуйста, интернет, что-то найдут.

Баранов:

- Но вы могли бы рассказать как человек, через это прошедший лично.

Строганов:

- Конечно, мог бы. Но не расскажу.

Баранов:

- Вы что-то чувствовали, какой-то страх, может, эйфорию во время этого ритуала?

Строганов:

- Если честно, когда я проходил ритуал, мне было всего 23 года. я был сущим мальчишкой.

Баранов:

- Как вас занесло в масоны?

Строганов:

- Романтизм. Я был романтически настроенным юношей, любил рыцарей в плащах, с кинжалами. Мне хотелось быть членом чего-то такого.

Баранов:

- Для вас это была еще игра в определенной степени?

Строганов:

- Да, в частности.

Баранов:

- А потом втянулись?

Строганов:

- Да, потом я просто получил некоторое другое понимание того, что масонство есть. Будучи мальчишкой, это было интересно, это был некий аффект. Это было очень торжественно, интересно, красиво. Находясь в состоянии пристального внимания десятков глаз, праздника, прелесть.

Баранов:

- Отношение братства к ЛГБТ-сообществам?

Строганов:

- Не относимся. Я вам могу привести замечательный пример. Сейчас есть скандал между несколькими американскими великими ложами. Великая ложа Теннесси исключила двух братьев из числа за так называемый каминг-аут.

Баранов:

- За признание, что они принадлежат к нетрадиционной секс-ориентации.

Строганов:

- Более того, они праздновали масонскую свадьбу. Мы это никак не комментируем. Есть ритуал масонской свадьбы. Очень интересный и красивый. Мужчина и женщина, ритуал открытый. Это ритуал конфирмации.

Баранов:

- Спасибо большое.