2017-09-06T15:41:27+03:00

Как выбрать клинику ЭКО в Москве?

Генеральный директор, акушер-гинеколог, репродуктолог Мазен НанааГенеральный директор, акушер-гинеколог, репродуктолог Мазен НанааФото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Разбираемся в этом вопросе в эфире программы «Охотники за мифами»

Репродуктивные технологии: вся правда об ЭКО

00:00
00:00

Шевцова:

- Здравствуйте. Мы начинаем программу «Охотники за мифами». Меня зовут Екатерина Шевцова. Со мной в студии Елена Ионова, редактор отдела «Здоровье» «Комсомольской правды». Сегодня мы поговорим про клиники ЭКО. У нас сегодня в гостях доктор Мазен, наш старый добрый друг. Мы тему достаточно важную сегодня затронем. Мы говорили уже об этом, и не один раз, но сегодня у нас будет достаточно практический эфир, мы сегодня поговорим о том, как правильно выбрать клинику, как отличить хорошую клинику от клиники, может быть, с не очень хорошей репутацией, как понять, что за красивой картинкой скрывается на самом деле. Зачастую пациентов могут, не буду говорить – обманывают, но иногда наверняка вводят в заблуждение.

Ионова:

- Ну а иногда и обманывают, чего уж тут греха таить. Говорим мы сегодня именно об ЭКО. ЭКО – это экстракорпоральное оплодотворение. Говорим мы для тех, кто еще не в курсе. Это одна из самых популярных сложных медицинских процедур и одна из самых ответственных, потому что в итоге она должна закончиться рождением здорового, полноценного ребенка. Поэтому выбор клиники настолько важен. Условно говоря, если у человека даже прихватило сердце, главное, чтобы оказали экстренную помощь, а дальше уже можно выбирать клинику достаточно долго, чтобы где-то прикрепиться.

Шевцова:

- Как правило, люди идут делать ЭКО за свои деньги. То есть это достаточно серьезный шаг.

Мазен:

- Да, в основном за свои деньги. И выбор очень большой в настоящее время в Москве, более чем 40 клиник, которые оказывают услуги ЭКО, в том числе и государственные, и частные клиники.

Ионова:

- Насколько я понимаю, большинство клиник работают также и по ОМС, по полису обязательного медицинского страхования.

Мазен:

- Да, более 50% клиник работают по ОМС.

Ионова:

- Такой интересный вопрос. Иногда люди думают, что раз клиника частная, работает по программе ОМС, значит, она хорошая. То есть это как гарантия качества. На самом деле это имеет какое-то значение?

Мазен:

- Это не принцип, чтобы клиника была хорошая или плохая. Потому что все клиники, имеющие лицензию на оказание услуги ЭКО, они имеют право участвовать в обязательном медицинском страховании, то есть в этой программе ОМС.

Ионова:

- То есть это ни о чем не говорит, это просто как данность.

Шевцова:

- Вот человек, который решил, что ему нужно делать ЭКО. С каких шагов нужно начать выбирать клинику, то есть какие первые действия?

Мазен:

- Как обычно, они обращаются к своим акушерам-гинекологам. И акушер-гинеколог советует, в какой клинике. Почему советуем? Это зависит от акушера-гинеколога. То есть он советует клинику, которая ему потом благодарна будет, или просто он советует, потому что это хорошая клиника? Я не говорю, что не надо верить своим врачам, акушерам-гинекологам, надо им верить, но надо самим еще выбрать клинику. А по каким критериям? Здесь очень много критериев, с которыми люди сталкиваются, начиная с интернета, заканчивая сарафанным радио и т.д.

Ионова:

- Мне кажется, что в некотором смысле сарафанному радио доверять, наверное, даже лучше, чем доверять откликам в интернете. Потому что понятно, что высокая конкуренция на этом рынке, есть просто заказные отклики. Ни для кого не секрет, это всегда так бывает, это любые клиники, любой бизнес.

Мазен:

- Это всегда было, всегда есть, всегда так и будет. То, что мы ищем в интернете «клиника ЭКО», и выходит первая клиника Х, это не значит, что клиника Х самая хорошая клиника. И если не выходят эти страницы, это не значит, что самая плохая клиника.

Ионова:

- То есть, есть просто маркетинговые ходы, когда ты ищешь в поисковике, то определенный трафик, клиники выкупают определенный трафик и стоят на первых местах в поиске.

Шевцова:

- Бывает наверняка какая-то сеть, и человек понимает, что если эта клиника существует в одном, другом, третьем городе, наверное, это хорошо. Вот что хорошо – когда много клиник, когда сетевая история, или когда одна-единственная клиника, но она работает с определенным количеством клиентов и т.д.?

Мазен:

- Когда сеть клиник, конечно, это вызывает доверие у людей, если не одна клиника, значит, клиника достойная. Но это тоже не единственный критерий, который мы должны искать, когда сеть клиник. Есть клиники, когда по 50 клиник по России. Я не говорю, что они плохие, но это не значит, что они самые хорошие.

Ионова:

- На самом деле они могут быть очень разные. Все зависит от персонала, от главного врача конкретной клиники.

Шевцова:

- Они могут быть недорогими, что может привлечь пациентов.

Мазен:

- Да. Цена – это первое, что пациент или клиент ищет. Если очень дешевая цена, я считаю, что это плохо. Потому что сама по себе процедура ЭКО – это дорогая процедура, себестоимость процедуры большая. И если это очень дорого – это… Есть принцип у нескольких клиник, они делают очень дорогие процедуры, потому что не хотят делать много.

Шевцова:

- А можно по цене сориентировать, какая сейчас на рынке самая низкая цена и самая максимальная?

Мазен:

- Минимальная цена на рынке на сегодняшний день. Насколько я знаю, сама процедура стоит 80-90 тысяч рублей.

Ионова:

- То есть это себестоимость процедуры?

Мазен:

- Это самая низкая цена, почти себестоимость процедуры. А самая высокая цена… Не могу даже себе представить, не могу вам сказать, это может быть и миллион. Есть клиники, которые работают для ВИП-персон.

Ионова:

- А среднерыночная, оптимальная цена?

Мазен:

- От 100 до 150 тысяч рублей. Это реальная цена. Люди должны зарабатывать. Это себестоимость и плюс какие-то деньги, которые остаются в клинике или врачам.

Шевцова:

- Вот человек определился, нашел в интернете, почитал отзывы, более-менее его все устраивает. Он пришел. Нужно ли ему проверить документы, которые есть у клиники, лицензию или что-то еще?

Мазен:

- Обычно по закону лицензия должна висеть на стене или на сайте. До того как приходить в клинику, они могут проверить. То есть любой пациент может проверить наличие услуги в лицензии. Если клиника оказывает услуги по акушерству и гинекологии амбулаторно, должно быть написано: в амбулаторном виде или врачебная помощь, или специализированная помощь. И каждая услуга. Это связано не только с ЭКО, а с любой услугой. Конечно, наличие лицензии – это первое условие или первая проверка клиники. Если у клиники лицензия на оказание физиотерапии или массажа, а они принимают по терапии и по кардиологии… Может быть, есть такие клиники, не знаю, но…

Шевцова:

- Это незаконно, получается.

Мазен:

- Бывает. Я думаю, что не только в России, а везде это бывает, но в первую очередь должны проверять лицензию.

Ионова:

- То есть надо проверить лицензию на весь спектр услуг, которые могут вам потребоваться.

Мазен:

- Конечно.

Шевцова:

- У нас Владимир на связи.

- Я имел возможность наблюдать мать и ребенка после ЭКО, поэтому я не обобщаю. Я врач 70 лет. После ЭКО в первом или втором поколении у детей возможно бесплодие, надо об этом говорить. У мамы чрезвычайно сложные гормональные изменения. Потому что на первом этапе, чтобы яйцеклеток было много, мать насыщают гормонами. Возникает диабет, сахар повышен, щитовидная железа перестает работать. Надо об этом женщинам тоже говорить. Потому что я в ваших передачах этого не слышал.

Мазен:

- Конечно, то, о чем доктор сейчас сказал, может быть и у обычной женщины после родов (или даже без родов). Это не обязательно, что ЭКО. Потому что то, что наблюдал наш коллега, это не значит, что… Это один случай. Чтобы писать методичку или работу, мы должны наблюдать 100 случаев или 100 пациенток после ЭКО и у каких из них появился сахарный диабет или перестала работать щитовидная железа. У обычных людей тоже перестает работать щитовидная железа и бывает сахарный диабет. А то, что у детей после ЭКО во втором поколении бывает бесплодие, это также может бесплодие передаваться по наследству. Это не причина ЭКО, а причина, что сами родители были бесплодны до какой-то степени, им нужна была помощь ЭКО, чтобы родить ребенка.

Ионова:

- Да, на самом деле довольно часто путаются причина и следствие. Потому что женщина идет на ЭКО, потому что у нее уже есть какие-то проблемы со здоровьем, не только репродуктивные, это могут быть и гормональные проблемы, и генетические проблемы, и наследственные. Если уж делать какие-то заявления насчет того, что ЭКО вредно, то здесь нужно рассматривать каждый конкретный случай, анамнез каждой конкретной женщины.

Шевцова:

- Доктор Мазен, а вы наблюдаете женщин после того, как они родили ребенка, который был в результате ЭКО зачат? Вы ведете свою статистику?

Мазен:

- Конечно. Для себя мы ведем свою статистику. Мы не можем это опубликовать, потому что это не официальная статистика, это не официальная работа, это не официальная диссертация. Но если честно, на протяжении всей моей работы я не встретил, чтобы вследствие ЭКО щитовидка отказала. Может быть, до ЭКО у нас была проблема со щитовидкой, дисбаланс какой-то гормонов, поэтому она пошла на ЭКО. Но чтобы вследствие ЭКО у нас были какие-то проблемы, я не встретил. Может быть, у коллеги опыт побольше, он вел какую-то статистику. Буду очень рад, если он мне отправит на электронную почту нашей клиники.

Шевцова:

- Сколько лет на рынке клиника «Санта-Мария»?

Мазен:

- Сама клиника «Санта-Мария» третий год на рынке в Москве. Мы входим в десятку лучших клиник города Москвы по ЭКО (с прошлого года эту статистику ввели наши коллеги). У нас опыт большой. Я самый молодой из них, но у меня опыт где-то 13-14 лет по ЭКО. У наших врачей стаж работы в основном от 20 до 40 лет.

Ионова:

- Возвращаясь к выбору клиники. Вы сказали, что клиника только 3 года на рынке. А некоторые пишут: больше 20 лет на рынке, больше 15 лет на рынке. Это играет какую-то роль?

Мазен:

- Играет роль, когда врач сам… Клиника из чего состоит? Из персонала, из врачей. Эмбриологи, которые работают, люди, которые проходили. Еще я хочу заметить здесь, что люди в основном смотрят на отзывы. Отзывы – это очень хорошо. Но мы все знаем, что отзывы не обязательно…

Ионова:

- Что пишут реальные пациенты.

Мазен:

- Да, не обязательно. Но это очень важное дело. То есть мы должны смотреть на отзывы, но сами должны понимать, должны судить, эти отзывы купленные или настоящие.

Шевцова:

- Вы говорите, что входите в десятку лучших клиник Москвы. По каким критериям оценивают статус клиники, которая занимается ЭКО?

Мазен:

- Это врачи, которые работают, их квалификация, процент успеха, процент беременности в ЭКО и отзывы пациентов. Но это настоящие отзывы пациентов, которые выходили. В прошлом году был проект «Клиника года», я выиграл как «доктор года», лучший репродуктолог 2016 года, и мы были в стройке клиник ЭКО, за которые голосовали люди.

Ионова:

- Это было реальное голосование наших читателей.

Мазен:

- Да, это реальное голосование, которое продлилось где-то 3 месяца. То есть это пациенты, люди, которые голосовали и оставили свои отзывы.

Ионова:

- Вы сказали еще такую важную вещь, что качество клиники оценивается по количеству беременностей. Имеется в виду, наверное, по количеству беременностей, которые закончились удачными родами.

Мазен:

- Да. У нас критерий определения беременности – это сердцебиение плода. Когда у нас анализ бета-ХГЧ или анализ крови показывает, что это беременность, мы не говорим, что это беременность, пока не увидим сердцебиение плода. Здесь есть три статистики, которые можно показать. Первое – это беременность, когда мы видим положительный анализ крови. Второй критерий – это когда сердцебиение плода. Конечно, между ними теряется какой-то процент. И сколько из них родили. Например, 30 женщин забеременели, из них у 28 мы видели сердцебиение, а две беременности потеряли за эти 2-3 недели. А потом - сколько из этих 28 родили. После того как мы увидим сердцебиение, здесь не ЭКО играет роль. Может быть, и играет роль, но в основном играет роль другое – и ведение беременности, и сама по себе пациентка, и сама по себе беременность.

Шевцова:

- У вас есть очередь к врачам? Если человек сегодня решит позвонить…

Мазен:

- Желательно заранее, конечно, записаться.

Шевцова:

- Насколько заранее? Сколько придется ждать?

Мазен:

- Если на первичную консультацию, как минимум – 3 дня.

Шевцова:

- Это немного.

Мазен:

- У нас очень много врачей работает. Где-то 8 репродуктологов работает в нашей клинике.

Ионова:

- Если иногородний человек к вам приезжает или женщина где-то уже наблюдалась, она может все свои исследования, все анализы принести, и они будут учитываться?

Мазен:

- Она не может, а должна принести все свои анализы предыдущие, все свои исследования, которые делала. Потому что это дает нам возможность понимать ее ситуацию.

Ионова:

- Просто довольно частые жалобы пациентов, когда говорят: я пришла в клинику, и меня заставили все делать по новой.

Мазен:

- Нет. В нашей клинике мы доверяем всем лабораториям, мы принимаем все документы, из любой клиники, и мы не заставляем, чтобы они у нас сдавали.

Шевцова:

- Наверняка дополнительные исследования какие-то нужно сделать у вас.

Мазен:

- Обязательно. Есть анализы, если они устаревшие, они обязаны их повторить. Где повторить, это решение пациента.

Шевцова:

- То есть он может со стороны принести?

Мазен:

- Конечно. Я всегда советую, чтобы определенный перечень анализов они сдавали в своей женской консультации или в своей поликлинике.

Ионова:

- По ОМС.

Шевцова:

- Мы говорим о том, как выбрать клинику ЭКО, как из того многообразия, которое у нас сейчас есть, выбрать ту самую, где вас и не обманут, и ваши мечты максимально быстро сбудутся и, можно сказать, безболезненно. В Москве, наверное, самая высокая концентрация клиник.

Мазен:

- Да.

Шевцова:

- Если мы говорим о конкуренции, то это исключительно Москва, может быть, еще Питер?

Мазен:

- Конечно. Но Москва в первую очередь, конечно. Что я еще хотел добавить. В клинике ЭКО, я считаю, должны быть все услуги, связанные с ЭКО. То есть человек пришел, ему надо анализы сдавать, значит, в этой же клинике, если он хочет, может анализы сдавать. Если операция нужна – лапароскопическим методом, лапаратомическим методом или эндоскопическим методом, он должен в этой клинике. Физиотерапия нужна – в этой клинике. Когда открыли клинику «Санта-Мария», мы об этом и думали. Мы сделали весь этот спектр услуг, который нужен при ЭКО. Когда работал раньше в других клиниках, нам пришлось направлять пациентов: идите, сделайте физиотерапию в этой клинике или в другой клинике.

Шевцова:

- Отсидите там очередь, потом к нам вернетесь.

Мазен:

- Да, с севера на юг или с юга на север. Когда открыли клинику, хотели сделать весь спектр услуг, которые связаны с ЭКО, начиная с забора анализов и заканчивая хирургическим вмешательством, лапаротомическим методом. Слава богу, у нас получилось. Я считаю, что мы из редких клиник, которые в России находятся, связанные с ЭКО, которые делают весь спектр услуг, что надо для ЭКО.

Ионова:

- И плюс еще ведение беременности. И, наверное, рекомендации по тому, где рожать.

Мазен:

- Мы сопровождаем наших пациенток до родов и рекомендуем им, где рожать, у какого врача.

Шевцова:

- Я сейчас зашла на ваш сайт s-maria.ru, у вас там такое количество разных акций. Мне нравится, там для подписчиков в социальных сетях. У вас сейчас какие акции действуют?

Мазен:

- У нас сейчас первичная консультация репродуктолога бесплатная.

Ионова:

- Нужно просто записаться за какое-то определенное время и прийти женщине одной или со своей парой и посоветоваться?

Мазен:

- Да. И у нас сейчас еще, по-моему, индивидуальный план у диетолога.

Шевцова:

- Вот это я и увидела. Я обратила внимание, скидки врачам и военнослужащим. Я к тому, что клиника «Санта-Мария» достаточно гибкая в плане ценообразования.

Мазен:

- Мы делаем скидки всем врачам, потому что наши коллеги, и военнослужащим, потому что мы считаем, что мы им обязаны это делать, потому что они нас защищают.

Ионова:

- Это очень приятно. Это замечательный момент. Никогда не хочется хвалить какое-то коммерческое мероприятие, как-то акцентировать на этом внимание, но скидка врачам – это, конечно, вам большой респект.

Шевцова:

- Всегда приятно, когда по ту сторону стоят живые люди, добрые, отзывчивые, внимательные, которые хотят не только на нас заработать (что в принципе нормально, потому что вы выполняете свою работу)…

Ионова:

- Да. К тому же это говорит о том, что каждый врач может стать пациентом. Как говорится, многие наши пациенты становятся нашими друзьями, многие наши друзья становятся нашими пациентами.

Мазен:

- Да. Мы единственная клиника… Сколько я почитал, не встретил еще, чтобы они… Ну, это уважение к коллегам. Я могу быть пациентом. Если я иду в другую клинику, мне сделают скидку за то, что я врач, это мне очень приятно. Может быть, это копейки, но это мне очень приятно.

Шевцова:

- Некая лояльность есть. Если мы сейчас поговорим о людях, которые приезжают. В вашей клинике человек может прийти и за какое-то короткое время весь необходимый набор анализов сделать, процедуры пройти. То есть сделать все это в одном месте и в максимально короткие сроки.

Мазен:

- Не надо никуда ехать. У нас в клинике есть своя мини-гостиница, если иногородние приезжают. Для наших клиентов, для наших пациентов цена нормальная, в центре Москвы. Они могут остановиться у нас и могут лечиться у нас.

Шевцова:

- Получается, как такой стационар.

Мазен:

- Да. У нас специально целый этаж сделан под иногородних пациентов.

Ионова:

- Еще такой немаловажный момент. Когда вы женщину ведете до наступления беременности и потом сопровождаете весь цикл беременности, в это время она наблюдаться может также у вас или, условно говоря, в своей консультации и просто к вам время от времени обращаться за каким-то советом?

Мазен:

- Она может и так, и так. В основном наши пациенты, которые беременеют у нас, они и наблюдаются у нас до родов. Но то, что она должна стоять на учете в своей женской консультации, это обязательно. Но они в основном все наблюдаются у нас.

Шевцова:

- Такой абсолютно женский вопрос. А у вас врачи, специалисты женщины или мужчины?

Мазен:

- У нас и мужчины, и женщины. Хотя я против этого вопроса. Вы меня еще до эфира спросили, я не хотел отвечать. Врач не бывает мужчина или женщина, врач бывает врач.

Шевцова:

- А если стесняется, например, пациент по каким-то своим причинам, может он поменять специалиста?

Мазен:

- Конечно. У нас и женщины, и мужчины.

Шевцова:

- А по каким критериям выбирают специалиста? Вот приходят к вам в клинику, смотрят, там много фамилий, имен. Как из этого многообразия выбрать своего, как понять?

Мазен:

- Это очень сложно. Если бы я был на их месте, мне тоже было бы очень сложно выбрать специалиста среди этих специалистов, с которыми мы работаем. Они все с учеными…

Шевцова:

- Они равнозначные по своим знаниям.

Мазен:

- Они равнозначные – кандидаты, профессура, с большим опытом. Но я считаю, что пациент должен сидеть с врачом. Если душа ложится, то есть психологический момент, это очень помогает.

Шевцова:

- А в ЭКО это важно?

Мазен:

- Очень важно. Психологическое состояние пациента, я считаю, влияет не меньше, чем 5%, на успех. Я вижу иногда, ко мне приходят, муж и жена нервные. Я им говорю: я вам не сделаю ЭКО, идите, отдыхайте месяц, потом приходите, когда у вас будет хорошее настроение, тогда и приходите. Если люди сидят на нервах, никогда не наступает беременность.

Шевцова:

- Кстати, в обычном акушерстве есть такое понятие, как психосоматическое бесплодие, когда люди просто не могут забеременеть, хотя у них все абсолютно нормально, кроме нервов.

Мазен:

- Да. В обязательном порядке пациенты ЭКО, если мы видим, что у них есть какие-то моменты психологические, мы отправляем к психологу.

Ионова:

- А у вас есть психологи?

Мазен:

- Да, у нас есть психолог в штате, они могут обратиться к нему или к ней, и она оказывает им помощь. Когда работа с психологом, поверьте, у меня процент беременности больше. Я иногда спрашиваю у психолога: что вы ему или ей говорите, что вы делаете? Она говорит: мы просто общаемся, просто говорим, никакого лекарства не даем, никаких таблеток. Это на самом деле помогает.

Ионова:

- Просто человеку нужно достичь какой-то гармонии – с собой, с внешним миром. А психолог в этом, естественно, помогает, посредник, так сказать.

Шевцова:

- Еще раз напомню адрес клиники «Санта-Мария». Цветной бульвар, дом 25, стр. 5. Доктор Мазен сказал в прошлой программе, что есть бесплатная парковка, вы можете приехать туда на автомобиле. Если вы из другого города, вы можете остановиться в гостинице, машину оставить на парковке, несколько дней провести в клинике, сделать все необходимые процедуры, потом вернуться домой, опять приехать. То есть это доступно для клиентов и для пациентов.

Мазен:

- Конечно.

Шевцова:

- Номер телефона 8-495-98-98-98-1. Записывайтесь. В выходные работает клиника?

Мазен:

- Работаем. И суббота, и воскресенье.

Шевцова:

- Прямо с раннего утра и до позднего вечера?

Мазен:

- С 9 до 9 прием идет, стационар – круглосуточно.

Шевцова:

- Тоже достаточно удобно. А если праздники выпадают?

Мазен:

- Ну, медики – как военные. Военные же не отдыхают ни в праздники, ни в выходные.

Ионова:

- Просто меняется караул.

Мазен:

- Да.

Шевцова:

- Меняется караул, и можно позвонить врачу. Кстати, у вас практикуется такое, что врач дает свой личный телефон, и если что, он может приехать?

Мазен:

- Конечно. И я считаю, что это правильно, что это надо. Потому что это опять психологический момент, который помогает пациентке. Когда я даю свой личный телефон и говорю: «Вы можете звонить в любое время, если что-то срочное», - это очень помогает, это вызывает доверие у пациентов и помогает психологически. Пациент всегда спокоен, потому что он на связи с врачом.

Ионова:

- К сожалению, не все люди понимают, что такое срочно. У некоторых бывает срочно по какой-нибудь ерунде в 3 часа ночи.

Мазен:

- Ну, сталкивались и с этим. Часто бывает, что мне звонят и говорят: извините, мне кушать хлеб черный или белый на ужин? Бывает такое, конечно.

Шевцова:

- Ну, приходится отвечать, понимать. Потому что женщины, которые ребенка ждут, в таком состоянии очень трепетном…

Ионова:

- Понятно, что в это вовлечены все окружающие, друзья, подруги, родственники и лечащий врач в первую очередь.

Шевцова:

- Доктор Мазен, а вы каким-то образом обмениваетесь с коллегами своими знаниями, своим опытом, у вас существует какое-то ваше внутреннее сообщество?

Мазен:

- У нас есть собрание врачей каждые две недели, обмениваемся информацией. Если у кого-то есть сложные ситуации, с которыми он не может разбираться, мы открываем карты пациентов и начинаем обсуждать тему. Может быть, у одного врача есть мнение, а другой раскроет вещи, которые не заметили. У нас в клинике конференция всегда проводится. Конференция не только для наших врачей, а для других врачей. У нас лекторы приходят, у нас есть свой конференц-зал. Приходят врачи из женских консультаций, из других клиник.

Ионова:

- То есть вы обучаете, то есть обучащие программы для врачей?

Мазен:

- Мы не можем называть обучающими, но это лекции.

Ионова:

- Как консультативные?

Мазен:

- Да, консультативные.

Шевцова:

- Лето заканчивается, начнется сентябрь. В сентябре, по вашему опыту, люди чаще приходят, отдохнув на море, набравшись сил?

Мазен:

- Конечно. В сентябре в два или в три раза больше, чем в июне, июле и августе.

Шевцова:

- Если будет очередь, то это три дня максимум, не больше?

Мазен:

- Да, не больше, чем 3 дня.

Шевцова:

- Если у человека, который к вам приходит, у семьи не хватает денег, они могут какую-то рассрочку у вас получить или еще что-то?

Мазен:

- У нас есть услуга кредита. Банк оказывает услугу кредита. И мы иногда сами делаем рассрочку, если видим на самом деле, что у человека нет денег, мы всегда готовы помочь.

Ионова:

- Кстати говоря, нужно отметить, что можно потом еще получить налоговый вычет, как за любую помощь на лечение.

Мазен:

- Конечно.

Шевцова:

- Но это тема уже экономической программы. Об этом мы обязательно поговорим. Я думаю, что мы еще раз с доктором Мазеном встретимся. Если у вас есть какие-то вопросы, вы можете позвонить в клинику. Номер телефона 8-495-98-98-98-1. Клиника работает 7 дней в неделю. То есть вы можете позвонить в любое время, но не ночью, естественно, и получить консультацию. Доктор Мазен, спасибо вам большое.

Слушайте также

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Московская студия 8-800-200-97-02
+7 (967) 200-97-02 +7 (967) 200-97-02
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ