В Нижнем Новгороде в сентябре 2024 года появился новый туристический транспорт — фуникулер, который доставляет гостей от верхних башен Нижегородского кремля к улице Рождественской и обратно. Точнее, он обрел вторую жизнь. Подъемник снова забирает пассажиров у стен крепости и по рельсам привозит наверх за считанные минуты.
Станции фуникулера располагаются по обе стороны кремлевской стены, а часть маршрута проходит через подземный тоннель. Нижняя станция находится у основания склона рядом с набережной. Верхняя — располагается с внутренней стороны Нижегородского кремля между Часовой и Северной башнями.
Адрес: Нижний Новгород, верхняя станция — Кремль, 6а; нижняя станция — ул. Рождественская, 2а
Режим работы: 10:00-21:00
Координаты: 56.328401, 43.998885
Современный фуникулер идет тем же маршрутом, что был проложен здесь еще в конце XIX века. Он восстановлен на месте старого, дореволюционного. В 1896 году в Нижнем Новгороде готовились к масштабному событию — Всероссийской промышленной и художественной выставке. Ожидалось много гостей и событий. Чтобы нижегородцам и приезжим было проще добираться от кремля до выставки и в обратном направлении, решили построить две трамвайные линии — в нижней и верхней частях города — и соединить их двумя элеваторами на водяной тяге. Ими стали Похвалинский и Кремлевский фуникулеры.
Технический проект подъемников разработал швейцарский инженер-механик Карл Роман Абт. Работали они на водяном балласте: перед спуском верхнего вагона в его бак из водонапорной башни наливалась вода, под тяжестью которой он спускался. Внизу вода сбрасывалась в колодец. Тем временем вверх на тяге поднимался вагончик снизу. В середине маршрута колея раздваивалась, чтобы не было столкновения. Протяженность рельсового пути составляла 133,12 метра.
Наиболее сложным этапом работ оказалось строительство тоннеля под кремлевской стеной — она должна была остаться нетронутой. С этой задачей справились, а станции расположили по разные стороны стены.
Движение по Кремлевскому фуникулеру торжественно запустили 9 июня 1896 года. Проработал подъемник до 1918 года, но с началом Первой мировой войны возникли проблемы с поставкой запчастей из Германии, как результат — закрытие. Вновь запустили движение здесь только в 1923 году, да и то ненадолго. К 1926 году в городе сумели хорошо развить трамвайную сеть, необходимость в фуникулере отпала и его закрыли.
Восстановить движение подъемника в кремле решили при подготовке к 800-летию Нижнего Новгорода — теперь уже для туристов. Проектированием занялись в 2019 году. На работы в общей сложности ушло около пяти лет. Возрожденный Кремлевский фуникулер принял пассажиров 15 сентября 2024 года.
С этого места начинался город. Нижегородский кремль уступает по площади лишь Московскому, а его архитектурное и культурное богатство — настоящее сокровище, знакомству с которым стоит уделить время. Здесь располагается древнейший в городе каменный храм — Михайло-Архангельский собор. По крепостным стенам проложен круговой туристический маршрут. В кремлевских зданиях располагаются музеи и выставочные пространства. С территории кремля открываются прекрасные виды на просторы Волги и Стрелку, где великая русская река сливается с Окой.
Обе станции выполнены в разном стиле. Верхняя — современная, нижняя — максимально приближена к своему историческому облику. Поскольку фуникулер изначально создавался как туристический проект, гости могут погрузиться в историю и увидеть, каким был подъемник в позапрошлом веке. Причем современные вагоны идут тем же маршрутом, что проложили здесь в конце XIX века.
Во время движения можно полюбоваться из окна кабинки панорамой Волги, при этом побывать в самом теле кремлевской стены. В какой-то момент вагончик въезжает в тоннель, движется по подземелью и выныривает из-под Нижегородского кремля. Пассажирам по пути открываются великолепные виды на звонницу и Предтеченскую церковь, набережную и часть улицы Рождественской, а также павильон нижней станции.
Одна из самых протяженных и живописных улиц Нижнего Новгорода. По этой набережной любят гулять местные жители и гости города, любуясь достопримечательностями и знаменитыми нижегородскими закатами. Здесь расположено немало архитектурных памятников и интересных локаций, в том числе Чкаловская лестница, речной вокзал и катер «Герой». На набережной есть кафе с уличными верандами, а также скамейки и амфитеатры, где можно спокойно посидеть с книгой или просто подышать свежим воздухом.
Путешествие в нижегородском фуникулере — как раз тот случай, когда погода и время года не имеют значения. С высоты в любой сезон будет открываться прекрасный обзор — будь то зеленый цветущий город с набережной и открытыми площадками или вид укрытых зимних снегом крыш и колоколен храмов.
Осенью в самых ярких красках предстанут деревья, и посмотреть на них сверху — отдельное удовольствие. Весной туристов порадует молодая зелень травы на склоне у набережной и сочный цвет листвы на деревьях.
У входа павильон верхней станции посетителей встречает скульптура оленя. Это одна из шести фигур животного, которые установлены в Нижнем Новгороде. Скульптура выполнена в полигональной технике. В темное время она подсвечивается.
Верхняя станция фуникулера. Это здание контрастное: футуристичный интерьер, панорамное остекление, современный дизайн, много воздуха и при этом под ногами уникальный арт-объект — пол в холле сделан из стекла, а под ним виден старинный фундамент от дореволюционной водонапорной башни. Это своеобразная задачка на смекалку туристам: вид артефакта красивый и необычный, но как на этом фоне фотографироваться? Тут каждый сам выбирает ракурс.
В Нижегородском кремле есть прекрасная смотровая площадка, откуда открываются великолепные виды на город. Поднявшись на фуникулере в древнюю крепость, можно сделать здесь прекрасные снимки.
Билет на фуникулер (в одну сторону) | 200 рублей с человека |
Сувениры на территории Нижегородского кремля | От 250 рублей |
* Цены указаны на 2025 год