31 марта 2020, 12:55

Пантеон для Сталина и Ленин выше статуи Свободы: архитектурные планы СССР, которые могли стать реальностью

Грандиозные памятники и здания Москвы должны были поразить воображение, но их не успели построить

Да, все-таки мощнейшая советская держава умела масштабно мыслить. Проектировать. И строить. И речь даже не о таких гигантах, как Братская ГЭС, Беломорско-Балтийский канал, Магнитка и другие. А о тех зданиях Москвы, к которым до сих пор приезжают туристы и считают их достопримечательностями. Как, например, Дом Советов РСФСР («Белый дом»), Кремлевский дворец съездов, стадион «Лужники», высотки… Кстати, последних в столице должно было быть девять. Но построить успели только семь. Два проекта после смерти Сталина так и остались замороженными. Одно здание хотели возвести на территории современного парка «Зарядье» рядом с Кремлем (для Наркомата тяжелого машиностроения). А второе — Дворец Советов — на месте храма Христа Спасителя.


Крупнее, чем в Америке

Дворец Советов со 100-метровой статуей Ленина должен был стоять там, где сейчас храм Христа Спасителя, — в центре столицы.

В середине двадцатого века масштабные проекты делались не только ради искусства, но и чтобы умыть Америку. Наш человек в космосе должен быть первым — и точка. Ну а небоскребы выше, чем у них.

Предполагалось, что высота Дворца Советов будет 415 метров! Это вместе со 100-метровым Лениным, которого хотели водрузить на крышу. Для сравнения: статуя Свободы в Америке 93 метра, а Родина-мать (которой тогда еще не было) — 85 метров.

В конкурсе участвовало 160 проектов, и среди них даже были иностранные (США, Франция, Италия, Голландия и другие). Однако победил наш архитектор Борис Иофан. И вполне возможно, что увидел бы он свое детище, как говорится, в полный рост. Если бы не Великая Отечественная война. Все стройматериалы использовали в военных целях. В том числе и новую марку стали, которую разработали специально для будущего здания.

В итоге грандиозный проект так и остался только на бумаге.


Родной брат «Белого дома»

Так должен был выглядеть Центральный дом «Аэрофлота» на площади Белорусского вокзала.

Архитектурный проект Центрального дома «Аэрофлота» очень напоминает Дом правительства РФ. И не случайно. И там, и там один архитектор — Дмитрий Чечулин.

Он должен был появиться на площади Белорусского вокзала в честь летчиков, спасших 104 человека с затонувшего парохода «Челюскин» в 1934 году. Вместо шпиля планировали установить фигуру, несущую гигантские крылья.

Позже проект признали достойным, но место — совершенно неподходящим. Дом бы просто задавил собой площадь — и физически, и морально. А потому на этом месте поставили памятник Горькому. Чечулин все свои наработки использовал при строительстве Дома Советов РСФСР (он же «Белый дом»). По чертежам этого архитектора в Москве построили гостиницу «Россия». Из сохранившихся зданий Чечулина — кинотеатр «Москва», концертный зал им. Чайковского, павильон «Украина» на ВДНХ, гостиница «Пекин» и другие.

Рядом с ГУМом собирались построить пантеон для Ленина и Сталина.

Еще  факт. Оказывается, к ГУМу могла примоститься мемориальная усыпальница с саркофагами Ленина и Сталина внутри (вообще в пантеоне планировалось хранить останки выдающихся деятелей КПСС). Архитектор Николай Колли подошел к разработке проекта со всей серьезностью и пустил в ход монументальную скульптуру, барельефы, колонны, мозаику. Понятно, что здание с таким назначением должно быть суровым, величественным и огромным. Чтобы подчеркнуть масштаб личностей, находящихся внутри.

Площадь — пятьсот тысяч квадратных метров. Стоимость постройки — четверть миллиарда рублей (и не на наши деньги, а на момент 1953 года).

Но потом Красную площадь решили не трогать и наметили под будущую усыпальницу Софийскую набережную. А еще позже и вовсе отказались от строительства. Принято считать, что инициатором этого был лично Хрущев, как известно, осуждавший культ личности Сталина и боровшийся с архитектурными излишествами.


Что еще хотели, но не построили

Проект здания Наркомтяжпрома: башни, арка, 24 этажа.

Здание Наркомтяжпрома. Комиссариат тяжё-о-оленькой промышленности. Который был до войны упразднен. Но в 1934 году хотели-таки построить для него «головной офис». И главным претендентом называли проектную работу Ивана Фомина, основавшего в Стране Советов монументальный классицизм. Башни, арка, 24 этажа. И тоже местечко выбрали козырное — возле Красной площади. Но позже, со смертью Орджоникидзе, возглавлявшего Наркомат тяжелой промышленности, про эту идею забыли.

Большой академический кинотеатр должен был накрыть тенью сам Большой театр.

Большой академический кинотеатр на Театральной площади. Он планировался просто громадным и должен был накрыть тенью Большой театр. Этим подчеркивалась важность киноискусства на тот момент (1936 год). Но потом подумали и решили — перебор. Да и с гигантоманией в те времена уже вовсю боролись.

В Измайловском парке должен был появиться самый крупный в стране детский развлекательный центр.

Детская железная дорога в Измайловском парке. Его хотели превратить в самую крупную зону отдыха в Москве — с гигантским зоопарком, пляжами, станций гоночных катеров, яхт-клубом и так далее. ДЖД должна была проходить через все эти объекты. Проект утвердили за два дня до начала Великой Отечественной войны. И потому воплотиться в жизнь ему было не суждено.