Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Звезды15 апреля 2001 22:00

Юрий Шевчук: Киркоров - жулик, «Брат-2» - плохой фильм, и я не поддерживаю НТВ

Накануне своего сольного концерта «Акустика», который состоится 26 апреля в Концертном зале «Россия», популярный рок-певец дал супер-откровенное интервью «КП»
Источник:kp.ru

«Татарин на лицо, да с фамилией хохляцкой» - это Шевчук о себе так сказал. Друзья Юрия Юлиановича называют его Ю-Ю. Так, если кто помнит, звали кошку писателя Куприна. Но самому Шевчуку нравится ассоциировать свое прозвище с древним китайским философом и поэтом, отличавшимся веселой бесшабашностью. «Может, я его реинкарнация?» - предполагает главный дэдэтэшник. И не поймешь, шутит он или всерьез так считает. - А еще вас Батькой кличут. - Это мои музыканты, когда я за ними с ремнем бегаю. - Группа «ДДТ» должна была участвовать в создании саундтрека к фильму «Брат-2». Что-то не получилось? - Я отказался. Прочитал сценарий, и мне он очень не понравился. Национализма много. Идея фильма в том, что вот мы - русские парни - круче всех в мире, а кто с этим не согласен, того «замочим». Вот если бы там прозвучало то, что мы умнее, душевнее, добрее, - это было бы лучше. Фильм очень плохой. Коммерческая работа, участвовать в которой нам было бы неприятно. - В 1999 году вы сказали, что Россию раздирают три проблемы: диктатура, бандюги и национализм. Прошло два года, по-вашему, что-нибудь изменилось? - Пока нет. Бардака и сейчас хватает. Вот хотя бы эта буча с НТВ. Я не поехал их поддерживать и, честно говоря, не понимаю, за что они рубятся. Иногда мне кажется, что действительно за свободу. А иногда - что все-таки за деньги. Поэтому это очень печально. Если ты рубишься за свободу, то при чем тут деньги? Не бывает, чтоб и рыбку съесть, и ш-ш-ш-ш. Не тот у них флаг, под который я бы встал. - Вы один из первых поддержали закон о фонограмме. Даже в Госдуму писали... - Но он так и не вышел. А я считаю, что на концертных афишах должно быть написано, что песни исполняются, под «фанеру». Чтобы люди знали, за что деньги платят. А свое письмо в Думу я еще и проиллюстрировал. Мой друг, который работал звукорежиссером на концерте Киркорова, дал мне запись того, что на самом деле пелось в микрофон во время выступления. Зрители-то думают, что у Киркорова есть голос! Эту запись показали по питерскому каналу и запустили в Интернет. Не потому, что мы злые, а потому, что пора кончать с этим мелким ненаказуемым жульничеством. Ведь дурят миллионы людей! И Киркоров не единственный жулик. - А Примадонна как на это отреагировала? - Ну как... Обвинила меня в том, что и я тоже под фонограмму пою. С другой стороны, мне Киркоров по барабану. И обиды эти тоже. - Вы дали множество концертов в Чечне, ездили в Югославию. Не страшно было рисковать жизнями своих музыкантов? - Сначала я один поехал. В 1995 году МЧС помог мне с этой поездкой. Дело в том, что я не очень доверяю средствам массовой информации. Тогда с одного эфира неслось, что наши солдаты - оккупанты, с другого - что герои... Я решил поглядеть на все своими глазами и сам во всем разобраться. Приехал в Грозный 8 марта, а вернулся в начале февраля 1996-го. - Я, поймите меня правильно, не ради популизма какого ехал и ребят вез. Наши концерты не записывались на камеру, мы не делали из своих поездок акций, как те же «ЧайФ» и «Машина времени», которые приезжали в Чечню со съемочной группой. В Чечне я много чего видел. Однажды всю ночь в Моздоке говорил с бойцами и раздавал автографы на их военниках. Писал там «добра», «удачи»... А через неделю мне эти военные билеты принесли залитые кровью. Почти всех ребят убили. Да и как могло быть иначе, если они говорили мне, что стреляли-то всего по одному разу? Да и то - в воздух. Офицеры наши брали Грозный с картами 42-го года и плакали над телами погибших ребят. Помню комбата, который после «зачистки» привел с собой в батальон двух чеченских детишек. Он их родителей убил. А через несколько дней пошел и пулю принял. Сказал только, что больше не может так жить. - А правда, что вам один из бойцов свою боевую награду подарил? - Не награду, а звезды капитанские. Это было в госпитале на передовой. Трое парней плакали над погибшим капитаном. А когда уходили, сорвали звезды с погонов друга и отдали мне со словами: «Юра, помни о нас». И я помню. Потому что, если забуду, буду последней сволочью... Ну да что-то мы все о грустном. - Тогда давайте вспомним молодость. Это правда, что вы работали докером на Колыме? - Правда. Мне было восемнадцать лет, и меня выгнали из уфимского института за веселую жизнь. Я было собрался на юга - пригласили поиграть в одном оркестре. Да рано губу раскатал. Мама моя, которая, между прочим, почетный полярник, сказала: «Нет, Юрочка, езжай-ка на свою родину». А я в Магаданской области родился. Отец там служил. Так что отработал я навигацию в Нижнеколымском морском порту. В армию оттуда пошел. Правда, меня быстро комиссовали по зрению. А потом я еще был рыболовом-охотником и пожарным. Четыре пожара потушил. - На Колыме ваша встреча с молодым Евтушенко произошла. - Да, было дело. В 1975 году он был очень популярен. Помню, нас после смены погнали на его выступление. А смена у нас была по пятнадцать - шестнадцать часов. Вира-майна, ящики по девяносто килограммов с цементом и мукой. Кто знает - это тоска... Согнали нас, замученных, полусонных, в местный ДК. Евтушенко со сцены что-то орет, а мы все спим. Я тогда на всю жизнь запомнил, что всему должно быть свое время и насиловать искусством рабочий класс нельзя. - Вы уже пятнадцать лет живете в Питере. Почему не в Москве? - Знаете, Белинский как-то сказал, что Москва - это город, где можно ничего не делать. Ходить по гостям, есть, выпивать, а когда тебя спросят: «Вы, молодой человек, чем, собственно, занимаетесь?» - ответить: «Да я, знаете ли, роман пишу!» И всем сразу все понятно. Можно дальше по квартирам ходить. А Питер - это город, где нужно делать хотя бы ничего. А если серьезно... Я был вынужден уехать из Уфы. КГБ меня просто достал. Написал массу песен, а играть их не мог. Слава о нашей группе была такая, что все шарахались как от зачумленных. Тогда я эмигрировал в славный город Питер, где тогда уже был рок-клуб и дул вольный ветер. Приехал я с молодой женой, тремя рублями в кармане и телефоном Гены Зайцева - приятеля моего друга. Он-то нас и приютил. Хотя сначала испугался моего потертого вида и разбитых очков. Замечательное время было! Я, как лимитчик, устроился дворником. Потом - сторожем. Денег все время не хватало. Однажды иду, обдумываю песню «Церковь без крестов», зазевался и перешел дорогу на красный свет. Гаишник заметил и потребовал штраф - пять рублей. А у меня как раз пятерка с собой была. И жить на нее предстояло неделю. Я стал просить: «Старик, отпусти, это мои последние деньги». А он предложил в участок пройти. В общем, отдал я ему пять рублей и, так как денег не было даже на метро, отправился домой пешком. От Невского до Гражданки. А это часа три ходу. Но все неприятности были ничем в сравнении с песнями, от которых меня тогда просто распирало, жаждой что-то доказать самому себе и этому миру. - Совсем недавно вы признались, что внутренне готовы умереть в гребаной коммуналке никому не нужным и никем не понятым. - Я был искренним. Так ведь часто бывает: сегодня тебе аплодируют, а завтра ты никому на фиг не нужен. - Юра, про вас говорят, что вы скоры на расправу и запросто можете набить обидчику морду. Это так? - Ну не делайте из меня хулигана какого-то! Я как-то сказал, что Россия - филологическая страна. У нас за слово можно и по роже получить. Раньше хоть дуэли были, а теперь... Вот Петкун поливал меня грязью, так я приехал к нему в клуб и, можно сказать, вызвал его на дуэль. Ну, объяснил, что за свои слова надо отвечать. - А про вас не только Петкун гадости говорил... - Если вы про Фоменко, то я его еще поймаю. - Юра, в последнее время вы часто живете в своем доме в деревне. - Там я, как правило, заканчиваю работу над песнями и отдыхаю душой. Хожу по деревне, как Лев Толстой, босиком. Борода развевается... А местные мужики лежат в теньке и кричат: «Юр, дай червонец!» Еще я косить научился и сад посадил большой. За деревьями ухаживаю. - Значит, мужская программа-минимум - дом построил, дерево посадил, сына родил - выполнена? - У меня сыновей двое. Старшенький учится в Кронштадтском военно-морском корпусе. Я его туда не тащил. Это его сознательный выбор. А второй сын еще маленький. - А когда вы размышляете о возможности бесславного конца в коммуналке, то о сыновьях не вспоминаете? - А я никогда не мечтал, что вот заработаю денег и обеспечу детям безбедное существование. Я своим сыновьям говорю так: «Никаких машин, квартир и дач не ждите! Будете на все зарабатывать сами». Мне важно, чтобы они выросли людьми, а не избалованными сыночками. Пускай наши деточки тоже порубятся! Группа «ДДТ» во главе с Юрием Шевчуком сейчас работает над одноактным балетом череповецкого Русского национального театра «Я получил эту роль». Музыканты сами сочинили музыку и сами же записали ее. Премьера состоится 20 мая в питерском зале «Октябрьский». На прошлой неделе в одном из московских клубов группа «Пилоты» презентовали свой альбом «Сказка о Прыгуне и Скользящем». «От автора» текст читает Юрий Шевчук.