Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
АВТОМОБИЛИ7 июня 2001 22:00

За машиной в Польшу: либо пан, либо пропал!

Отправившись покупать автомобиль на крупнейший польский авторынок в Щецине, наши корреспонденты были вынуждены спасаться бегством от бандитов, которые, впрочем, тоже понесли потери
Источник:kp.ru

Судя по читательской почте, многих интересует, как приобрести за рубежом иномарку и с наименьшими потерями доставить ее на родину: из-за моря-океана с японских островов, посуху - из Европы. Этим маршрутам мы посвятим несколько публикаций. Сотрудники рубрики «Автоликбез» в «КП» - люди пытливые и любознательные, любят все испытывать на себе. Один из первых маршрутов мы решили проложить в Польшу, наслушавшись о дешевизне тамошних автомобилей «секонд хэнд»... Осторожно, рынок открывается! В Польше, как и в Германии и в Литве, действительно можно найти недорогую иномарку в приличном состоянии. Однако порядочный покупатель, приезжая в любое государство за машиной, хочет, чтобы она была и дешевой, и качественной, и чтобы все это было законно. В Германии и Литве это возможно, а в Польше - нет. Потому что польская казна, как и наша, любит брать налоги со всего. Отсюда результат: вся деятельность по купле-продаже машин в Польше на 90 процентов незаконна. На рынках перепродаются в основном те машины, которые привезены в Польшу транзитом с Запада. Щецинский рынок интересен тем, что специализирован на перепродаже машин на Восток. Сам город Щецин находится всего в 20 км от ФРГ, поэтому машины туда попадают сразу с Запада. Авторынок работает по пятницам и субботам. Открывается в семь утра. Платный и въезд, и вход. Билет стоит один злотый (около четверти доллара). Оформление покупки происходит прямо на капоте машины. Никаких справок-счетов здесь нет. В ходу копии бланков немецких купчих. Продавец заполняет ее от имени немца, последним вписанного в германский техпаспорт автомобиля, и сам подписывает. Никакого перевода на русский. Не забудьте поинтересоваться: а у самого-то продавца есть купчая от немца на его имя? Серьезный момент, на который следует обратить внимание, - регистрационные номера автомобиля. Скорее всего, они будут немецкими транзитными, то есть с красной полосой с одного бока, на которой цифрами указан последний день их действия. Этим и пользуется польская полиция. Стоит упустить хоть денек - замучают штрафами. Поэтому с просроченными номерами машину лучше не брать, а если уж очень хочется - пусть продавец серьезно сбавляет цену. Или договаривайтесь, чтобы он вывел вас не только с рынка, но и из города. И уж тем более не стоит брать машину с немецкими транзитными номерами с желтой полосой. С ними могут ездить только немцы, а в Польше они обходятся нам по $20 на каждый полицейский пост. Не рекомендуем покупать и машину с постоянными немецкими номерами: снять ее с учета через посольство в Москве уже не получится. Страховка автомобилей в Польше обязательна. Если продавец не дал вам международную «зеленую карту», надо сразу же машину застраховать в польской фирме. Это обойдется дешевле, чем «зеленая карта», - всего долларов в 15. «Братки» не дремлют После открытия рынка вместе с покупателями туда попадают и рэкетиры. «Клиентов» они выискивают еще на подходе. К толпе не подходят, а высматривают тех, кто ходит по одному, по двое. Вот и к нам подошли: «Ребята, вы откуда?» Наш ответ, а не все ли им равно, показался не очень вежливым, нас взяли в кольцо и предложили отдать часть денег «в виде налога». Хотелось понять, можно ли им не платить, не доводя дело до банальной драки. Да и на чьей стороне полиция, мы пока не знали. Предвидя такой поворот событий еще заранее, из редакции со мной отправили двух сотрудников нашей службы безопасности. На их крепкие плечи и легла основная нагрузка. Нас окружали восемь человек. Разговаривали двое. Один очень вежливо объяснял, что платят все, таков порядок. Другой был не столь тактичен и говорил, что с рынка нас не выпустят: если не подстрелят, то подрежут точно. Смысл нашей «беседы» сводился к тому, что мы должны передать им все наши деньги, они их пересчитают и возьмут «небольшую часть». На нас начал обращать внимание один из охранников рынка. И вот когда он направился в нашу сторону, один из секьюрити «КП» демонстративно достал пачку денег и зажал ее в кулаке. Этого оказалось достаточно - охранник схватил стоявшего ближе вымогателя и засвистел в свисток. Бандиты бросились врассыпную. Подбежавшие охранники и полиция схватили еще двоих. Нам предложили пройти в участок и засвидетельствовать все, что тут было. Пока составляли протокол, задержанные пытались делать вид, что они наши друзья, намекая нам, что тогда все будет хорошо. Привели еще двоих из другой бригады и мужиков из Ростова, у которых отобрали-таки деньги - $11 000! Один задержанный деньги успел скинуть, а второго взяли с трофеем. Он кричал, что это его «бабки», а первый - что он ни у кого ничего не брал. Но пшеки (так зовут поляков перегонщики) быстро им «опустили почки», и те замолкли. Мы поинтересовались, часто ли на рынке задерживают вымогателей. - Каждый день, - ответил следователь. - Плохо, что потерпевшие обращаются к нам мало. Почему-то считают, что мы с бандитами заодно или просто не вмешиваемся. Но мы не хотим, чтобы в Щецине расцветал криминал со всего бывшего СССР. - Кто здесь обычно орудует? - В основном белорусы и украинцы. Грабят обычно русских - просто потому, что их больше на рынке. После серьезных «наездов» приезжают русские бандиты, и начинается стрельба. А нам это нужно? После оформления протокола нас отпустили. Выйдя из полиции, мы решили снова пойти на рынок. Да поможет нам анклав! На выходе нас уже ждали «братки». Двое, которых мы не видели, сказали, что надо выручать корешей. И если не поможем - не изменим показания в полиции - проблемы наши на этом не кончатся: из города мы не выберемся. Посовещавшись, мы решили сделать вид, что согласны: - Хорошо, завтра вы помогаете нам купить машины и выехать с рынка, потом едем в полицию, а после вы выводите нас из города. На том и разошлись. Ясно было, что из города надо сваливать. Но как? Машины у нас нет, а на вокзалах наверняка у них свои люди. Остается такси. За несколько часов надо переместиться на другой край Польши. Таксист, пожилой мужик на «мерсе», просит злотый за километр в оба конца и требует предоплату. Победное отступление обошлось нам в $200. Таксист заехал домой, после чего вернулся с подозрительно оттопыривающейся курткой. Выглядел настороженным, но, когда мы рассказали ему, что с нами случилось, напряженность пропала. - Да, русские бандиты здесь уже всем поперек горла! И мне тоже доставалось, пришлось вот купить... Он приподнял полу куртки: над поясом возвышалась рукоятка «Чезеты». Расстались мы друзьями. Через пару часов были уже в Калининграде, а через сутки - в Москве. Так закончился наш вояж на крупнейший рынок Польши. Машину мы не купили, но несколько бандюков благодаря нам долго будут кормить польских клопов. Что почем в Щецине? Автомобиль Год выпуска Цена, $ Opel Vectra 90 1000 Audi 80 93 3000 VW Passat 92 2000 BMW 520 92 2600 Toyota Carina 92 4000 Nissan Primera 93 2800 Honda Accord 93 4200