Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды16 июля 2001 22:00

Первый фильм по «Мастеру и Маргарите» снимали по ночам

Четверть века назад студент ВГИКа Виталий Фетисов снял фильм по булгаковскому роману. Вот только всю сюжетную канву он не потянул, ограничившись историей администратора варьете Степана Лиходеева. Главные роли играют Олег Табаков и Глеб Стриженов. Удивительно, но эту картину в России почти никто не видел. На прошлой неделе режиссер принес в «Комсомолку» видеокопию, а после того как фильм посмотрели все желающие, ответил на вопросы корреспондента «КП».
Источник:kp.ru

Четверть века назад студент ВГИКа Виталий Фетисов снял фильм по булгаковскому роману. Вот только всю сюжетную канву он не потянул, ограничившись историей администратора варьете Степана Лиходеева. Главные роли играют Олег Табаков и Глеб Стриженов. Удивительно, но эту картину в России почти никто не видел. На прошлой неделе режиссер принес в «Комсомолку» видеокопию, а после того как фильм посмотрели все желающие, ответил на вопросы корреспондента «КП».

- Виталий Михайлович, как вам пришла идея экранизировать часть романа «Мастер и Маргарита»?

- Я буквально «болел» этим романом, а мои мастера во ВГИКе Сергей Герасимов и Тамара Макарова всегда поощряли многочисленные попытки студентов ставить на площадке этюды по разным эпизодам «Мастера и Маргариты». Мне предстояло снимать дипломную работу, и я подумал, почему бы хоть краешком не захватить этот великий роман.

- Как подбирали актеров?

- Когда я начал представлять, кого вижу в той или иной роли, то сразу понял, что Лиходеевым должен быть только Табаков, Коровьевым - Сергей Филиппов (к сожалению, вызвать его из Ленинграда не было никакой возможности, и я предложил сыграть эту роль обаятельному Глебу Стриженову), точно понимал, что Воланда должен играть совершенно неизвестный актер. Поэтому долго искал на улицах типаж и наконец встретил его в метро. Идеальным котом Бегемотом я видел Константина Райкина. Его и гримировать-то не нужно было, лишь «приподнять» из прически ушки. Константин Аркадьевич дал добро и даже приходил посмотреть, как будет выглядеть в кадре. Жаль только, что его график не совпадал с графиком Олега Табакова. Фильм снимался на учебной студии ВГИКа по ночам, когда мог приезжать Олег Павлович. В итоге кота Бегемота сыграл художник Виктор Юшин, который сейчас считается одним из лучших кинохудожников «Мосфильма».

- Какие у актеров были гонорары?

- Чисто символические. Практически все полученные деньги мы отдали Ираклию Кикнадзе, который согласился сыграть Воланда. Дело в том, что он по профессии был архитектором, и наши ночные съемки для него были весьма нелегкой работой. Звезды Олег Табаков и Глеб Стриженов сыграли свои роли вообще без гонораров - исключительно для собственного удовольствия.

- Как вам удалось их уговорить?

- Не уговаривал. Табаков на предложение сняться в «Мастере и Маргарите» сказал, что у него там только одна роль - кота Бегемота. Я не стал спорить, а просто напомнил о Степе Лиходееве и... - после секундной паузы Олег Павлович дал «добро». И Глеб Александрович Стриженов согласился тоже мгновенно.

- Вы сразу планировали, что Табаков будет играть не только Лиходеева, но и Азазелло?

- Нет, эта идея пришла по ходу съемок. Когда Олег Павлович посидел перед «плавающим» зеркалом, откуда по сценарию должен был затем выходить Азазелло, то я понял, что в локальном сюжете правильнее не «плодить» новых персонажей, а выпустить из зеркала отражающееся в нем лицо. Естественно совсем в другом гриме - и эффектно, и с подтекстом.

- Какова была судьба вашего фильма?

- Сначала его показывали на полузакрытых просмотрах в «обойме» с другими фильмами ВГИКа, а затем положили на полку. Ни на телевидении, ни в кинотеатрах фильм не показывался.

- Видели ли вы фильм, который снял Юрия Кара?

- Нет, но, по-моему, он и сам его не видел готовым. Кстати, Юрий учился в следующем наборе Сергея Герасимова, где по просьбе мастера я уже был педагогом. Более того, еще в период экзаменов Герасимов разрешил мне провести среди абитуриентов тесты на творческие способности (до ВГИКа я шесть лет работал в лаборатории эвристики НИИ психологии), и по их итогам я рекомендовал ему внимательно присмотреться к Саше Рогожкину и Юре Каре. Обоих он в итоге принял на свой курс.

- Свой фильм вы студентам показывали?

- Да, как теперь говорится, предъявлял лицензию.

- Не мечтали поставить «Мастера и Маргариту» целиком?

- Мечтал. Вот только было понятно, что это, увы, невозможно. Это же был конец семидесятых - самый расцвет застоя, и даже нашим знаменитейшим режиссерам не давали этого сделать.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО РЕЖИССЕРА По окончании ВГИКа Виталий ФЕТИСОВ поставил комедию «Все наоборот». В 1981 году эта картина заняла 4-е место по киносборам. В 1989 году сделал для телевидения двухсерийный фильм «Семь дней надежды», где свою первую главную роль сыграла Ирина Розанова. С начала девяностых, когда рухнул кинопрокат, Фетисов переключился на телевизионные короткометражки, в частности на тему психологии.

Как смотрится фильм сегодня? Конечно, говорить об этой картине как об экранизации булгаковского романа несколько наивно. Все-таки ни Мастера, ни Маргариты здесь нет. Зато есть Воланд со свитой, и надо сказать, что кинематографически они воплощены вполне достойно.

Очень хорош в роли Коровьева Глеб Стриженов, а Табаков сыграл Степу Лиходеева просто блистательно. Дело в том, что конек Олега Павловича - персонажи, страдающие наутро после неумеренного потребления спиртных напитков (подобных хроников он затем не раз с успехом играл и в театре).

Вспоминает Олег ТАБАКОВ: Теперь я соглашусь только на роль кота Бегемота

- Помню, в середине семидесятых мне позвонил молодой режиссер и, сказав, что он собирается экранизировать часть романа «Мастер и Маргарита», предложил сняться в картине. Я быстро понял, что по телефону со мной говорит талантливый режиссер и легкий в общении человек, и дал свое согласие. Сами съемки как-то не остались у меня в памяти, все же столько лет прошло. Но помню, что снимали очень быстро и работалось легко. О своей работе говорить ничего не буду - все равно мало кто видел эту картину.

Я по себе знаю, что работать с текстом Булгакова очень непросто. Олег Ефремов долго уговаривал меня ввестись в «Кабалу святош», а я все отнекивался. Решился, лишь когда Олег Николаевич ушел из жизни. Режиссер Адольф Шапиро начал готовить новую версию, и спектакль должен был выйти в минувшем сезоне. Но непросто нам работалось, ох, как непросто! Сейчас премьера намечена на сентябрь. А ведь это пьеса Булгакова, а не проза.