Сегодня 11 Февраля
Погода +4°C
КП в социальных сетях: facebook Komsomolskaa-pravda odnoklassniki group kpru twitter onlinekpru vkontakte club15722194

Туркменбаши объявил русских вне закона?

Десятки тысяч наших сограждан оказались в этой стране, как в капкане
Если вам понравилась эта статья:
В Туркмении продолжаются гонения против русскоязычного населения. В первую очередь против тех, кто не отказался от российского гражданства. Представители туркменских спецслужб, как сообщают западные информагентства, вламываются в квартиры русских и выкидывают их вещи на улицу. Тем, кто пытается протестовать, рекомендуется либо переехать к родственникам, либо вообще покинуть страну.

Из истории вопроса

В 1993 году Президент РФ Ельцин и президент Туркменистана Ниязов подписали соглашение, по которому русскоязычные жители Туркмении могли иметь двойное гражданство. Это облегчило нашим соотечественникам, живущим в Туркмении, контакты с родственниками на исторической Родине.

10 апреля 2003 г. Президент РФ Путин и туркменбаши подписали протокол, прекращающий действие соглашения о двойном гражданстве. Тогда же между двумя странами был подписан договор о транспортировке туркменского газа через Россию.

22 апреля 2003 г. туркменбаши издал Указ о денонсации соглашения от 1993 г. и повелел: проживающие в Туркмении лица с двойным гражданством должны сделать до 22 июня 2003 г. выбор в пользу одного из гражданств. Те, кто решит сохранить гражданство РФ, сказано в документе, «лишаются права на владение недвижимостью и будут вынуждены покинуть территорию Туркменистана до 22 июня 2003 года». Указ также запретил гражданам РФ покидать территорию Туркмении без специального разрешения туркменских властей.

Что происходит сегодня?

В Туркмении наших сограждан - от 80 до 120 тысяч человек. Те из них, кто все же принял туркменское гражданство, выиграли немного: их все равно лишают работы, заменяя туркменами. Эмигрировать из страны они не имеют права. Те, кто сохранил российское гражданство, попросту выдавливаются из страны.

Если раньше Туркмению покидали в среднем 50 русских в день, то в июне выехало уже более 2600. И это при том, что уехать могут далеко не все: для большинства русских единственный способ добыть деньги на переезд в Россию - продать квартиру. Однако средняя стоимость трехкомнатной квартиры в Туркмении - $300 - 400.

Что делает Россия?

Подписывая 10 апреля протокол, Владимир Путин заручился обещанием туркменбаши, что до окончательного разрешения всех вопросов, связанных с отменой двойного гражданства, ничего в положении россиян в Туркмении меняться не будет. Для разрешения же вопросов решено было создать двухстороннюю российско-туркменскую комиссию по вопросам двойного гражданства.

На прошлой неделе В. Путин утвердил предложение МИДа о формировании российской части комиссии.

Чем ответил туркменбаши?

Формально он обещаний не нарушил. Официальных распоряжений угнетать русских не издавал. Однако 1 марта 2003 года он создал новую структуру - государственную службу регистрации иностранных граждан. А 26 июня (сразу после образования российской части комиссии) эта служба получила новые полномочия. В числе которых: разрешение или запрет въезда иностранцев в Туркмению, принятие решений о предоставлении вида на жительство, наблюдение за соблюдением правил пребывания в стране, рассмотрение дел, связанных с нарушением иностранцами или пригласившими их туркменскими гражданами этих правил.

По мнению экспертов и наших сограждан в Туркмении, все это направлено прежде всего против русских.

Туркменбаши также подписал закон об усилении ответственности за недонесение. Отныне в Туркмении те, кто не донес властям на преступника, будут получать четыре года тюрьмы. А те, кто попытается укрыть преступника, - до восьми лет.

Под категорию «преступников» подпадают те, кто официально не отказался от российского гражданства.



ЭКСПРЕСС-ОПРОС

Что делать России?

Любовь СЛИСКА, первый заместитель председателя Госдумы:

- Для президента Ниязова это плохо кончится. Скоро может выясниться, что король-то голый! С Россией пора говорить другим тоном. Убедить его в этом, думаю, пока стоит дипломатическим путем.

Дмитрий РОГОЗИН, глава Комитета Госдумы по международным делам:

- Выдавливанием русского населения из республики, я думаю, Ниязов стремится еще больше изолировать свою страну от внешнего мира. И тем самым упрочить свою власть. А что делать в этой ситуации России, я скажу на ушко только тому, кому надо. Грозить кулачком мне не хочется. Скажу только - к Туркменистану надо принимать серьезные санкции.

Максим СОКОЛОВ, обозреватель «Известий»:

- Маленький Израиль в таких случаях (например, сталкиваясь с притеснением евреев в Эфиопии) не увещевал, а организовывал воздушный мост для спасения своих граждан. России, судя по всему, пора сделать то же самое.

Виктор АЛКСНИС, депутат Госдумы от Одинцовского округа, к которому прикреплены российские избиратели из Туркменистана:

- Думаю, России следует начать информационную атаку на Ашхабад, настраивая тем самым против этого режима мировое общественное мнение. Его туркменбаши очень боится.

Константин ЗАТУЛИН, директор Института стран СНГ:

- Не надо давать себя обманывать. Те люди, которые допускают обман, соблазняясь возможностью заключить с Турменистаном газовые соглашения, должны понимать свою ответственность перед обществом. Путина в «туркменском вопросе» подставили. И началось все не с апрельского протокола, а с принятия Думой нового Закона о гражданстве, поставившего барьер на пути соотечественников, которые, даже находясь в России, должны долго доказывать, что они ее граждане. Теперь нам надо спасать свое лицо. В том числе с помощью самых жестких мер. Например, эвакуации российских граждан из Туркмении.



А КАК У НИХ?

Евреи своих в беде не бросают

Наибольший опыт вывоза соотечественников из других стран, где нарушают их права, имеет Израиль. Его главный орган по вывозу евреев на историческую родину - агентство «Сохнут». Ему помогают спецслужбы и ВВС Израиля, где имеется особая «103-я транспортная эскадрилья» для экстренной эвакуации евреев из «горячих точек». Вот наиболее известные акции:

в 1949 - 1950 гг. в Израиль эвакуировано 50 тыс. евреев из Йемена;

в 1950 - 1951 гг. почти 110 тыс. евреев вывезено из Ирака;

в 1991 г. авиация Израиля за 33 часа вывезла из охваченной гражданской войной Эфиопии 15 тыс. местных евреев;

в 1992 г. в разгар грузино-абхазской войны через Тбилиси вывезено несколько сот евреев, живших в Абхазии. Тогда же по воздуху были эвакуированы все евреи Таджикистана.

По закону, принятому в 1950 году, каждый прибывший в Израиль еврей имеет право на гражданство страны, ряд льгот на покупку жилья и матпомощь (около $10 тыс.). Обычно первые полгода в Израиле беженцы живут в поселениях сельхозкооперативов.
Поделитесь с друзьями:
  • Facebook
  • Мой мир Мой мир
Показать код
Комментарии
29
  • 27.08.2003, 15:55

    Все это ложь. Они все пишут неправильно на счет Туркменбаши. Ситуация тут вообще другое. Просто русские хотят уехать, может им здесь не нравится. А о слухах об выселение из квартир, и т.п. это все чистая ЛОЖЬ

  • 01.07.2003, 12:24

    Гостю 134.206.55.224
    А что это за термин -"спекуляция"? Купил дороже,чем продал? Так на этом любои бизнесс основан.Мы платим за вещь в магазине больше,чем магазин заплатил за эту вещь.И это нормально.В цивилизованном мире это называется получение прибыли.А глагол "to speculate" означает совсем не то,что вложили в него классики марксизма-ленинизма. Немогу наити прямого перевода на русскии,но приведу пример: Если я утверждаю,что через 5 лет опять образуется СССР,причем фактами это не могу подтвердить, то это значит,чти я спекулирую.

  • 01.07.2003, 11:46

    Атомный крейсер палит во всю мочь,
    Волны бегут, небосвод задрожал -
    Наш президент демонстрирует мощь,
    Чтоб супостат нас весьма уважал.

    Мчатся над Балтикой тучи ракет -
    Страшен наш лидер, ежели в гневе!
    Ну а потом он, во фрак приодет,
    Важно идет на прием к королеве.

    Гордость расперла меня за страну,
    Слезы пускаю я от умиленья,
    Только никак не прогнать мне одну
    Мысль, что во мне вызывает смятенье.

    Наш президент... я чуть-чуть не пойму...
    Грозен и бодр он... так вот почему
    С пылом широкой российской души
    Лижет он ж*пу у Туркменбаши?

  • 01.07.2003, 6:13

    Интересный подход. А если он спекулирует и преуспевает, но это достигается за счет обмана покупателей? Тоже, он умный и талантливый, а окружающие - дураки.

  • 01.07.2003, 1:56

    Attention to Гость 64.40.54.75 (2003-07-01 09:02:08)

    Дорогуша, если ты не можешь жить нормально и зарабатывать деньги, то нечего считать чужие и говорить, что кто-то наживается на спекуляции. Каждый живет тем, чем может. Ненавижу просаленных советской идеологией людей. Из вас никогда не выбить этой ненависти. Ну спекулирует, ну и пусть спекулирует дальше, если у него это хорошо получается. А вы, если не можете, то не надо обозляться на других. Сами то от своей честности и порядочности что в этой жизни получили - НИЧЕГОШЕНЬКИ!!! Вот от этого то и исходит ваше зло.

  • 30.06.2003, 11:04

    Да, действительно совсем припух этот баши! Но действовать надо все же пока экономическими методами; хорошо бы блокаду установить...

  • 30.06.2003, 6:42

    Может быть попросить Буша поискать оружие массового поражения в Туркмении??

    Хотя с другой стороны, ведь писали же газеты, в т.ч. и КП про высилку граждан Туркменистана и Таджикистана на Родину на специально для этого зафрахотованном самолете, и все кричали "Ура.".

  • 30.06.2003, 3:02

    Бедные туркмены! Уверен, что они ненавидят этого шизоида, грабящего их страну. А больнее всего его после свержения будут пинать именно те, кто сейчас лижет ему жопу.

  • 29.06.2003, 22:40

    Да, чуркменбаши совсем одурел от подкожного сала! Натуральный бай из мультиков про жадного Касси!

  • 29.06.2003, 15:48

    незнаю способнали россия на одекватнуе действия или нет но одно могу сказать нам больше ненакаво надеятс я к сажилению большенству россиянам глубако напливать что происходит там у меня есть двойное гражданстство но я неособо чувствую себя защищеным также и мои родствиники находящиися там

  • 29.06.2003, 5:01

    Неуднвительно, что русские работники заменяются на местных Многие ли русские говорят по-туркменски? Нужно с уважением относится к народу, среди которого живешь, к его обычаям и языку Русским этого всегда не хватало

  • 28.06.2003, 21:05

    Гостю 66.215.167.175
    Не думаю,что Путин может рассчитывать на помощь Штатов и Британии.Есть на то обьективные причины. На ближаишие 5 лет Россия должна забыть о политическои помощи со стороны США, если,конечно, интересы Америки здесь не затронуты.И,кстати,Туркменбаши это хорошо понимает,поэтому и соидёт ему с рук всё.LA Times,так же как и NY Times сеичас могут писать что угодно - либеральная пресса сеичас не в чести.
    Помощ от Германии и Франции будет чисто симвилическая (если вообще будет).Слишком много мусульман в этих странах,да и не будут они ничего делать,если США откажется вмешиваться.
    А то,что Америка будет стоять в стороне,я уверен - политику президента по отношении к Росии ведёт Др. К. Раис, которая знает,что Америке надо и чего не надо. Всё,хватит прогнозов,Окончательныи вывод сделаите сами.

  • 28.06.2003, 19:47

    Сегодня в LA Times есть большая статья на ту же тему. Правда американцев удивляет другое: как это закон можен иметь обратную силу. Т.е. с момента подписания документов не может быть двойного гражданства, это понятно. Но вот как ЗАСТАВЛЯТЬ людей уже имеющих таковое, отказываться от одного из них - такое не укладывается в законоориентированной американской голове. Но, скорее всего, Туркменбаши всё опять "сойдёт с рук". Поругают его, пригрозят санкциями и... забудут. Ведь всем известно наплевательское отношение российского правительства и Думы к собственным избирателям и гражданам, как за рубежём, так и в самой России. А вот если бы сам Путин был серьёзно настроен защитить соотечественников, то в этом деле ему бы помогли и Штаты, и Британия, и Германия с Францией. Так бы обложили санкциями туркменского "папу", что мало не показалось бы. Потому что "зуб на него" имеют. Нужна только решительность России, а её как раз и нет.

  • 28.06.2003, 17:48

    Гостю 212.113.164.100
    Ну что Вы, уважаемыи,глупости говорите - русских не любят.Ни за что не поверю. Они же такие милые,ну просто душки! Да и за что их можно не любить? Неужели за то,что хамят везде где можно и нельзя? -так эта черта их характера национального. За то что по всеи Европе в магазинах воруют? -так у них чувство собственности ещё не совсем развито. За то,что писают в лифтах?-ну и что?Ведь не какают же.За то что пьяницы и алкоголики? -так это же не их вина,это их жиды,хохлы,чурки,пиндосы спаивают.А русскии человек по натуре своеи на водку без отвращения смотреть не может.
    А ещё любят их потому,что русские-великии народ: если хамят -то в наглую, если воруют -то по крупному, водку пьют - до потери человеческого облика, только в лифтах писают по малому, но зато какают по большому.

  • 28.06.2003, 15:10

    А русских почему то нигде не любят Ни в прибалтике, ни на Украине,ни в Европе Интересно, почему?

  • 28.06.2003, 13:52

    Пора мочить Главного Туркмена.

  • 28.06.2003, 12:30

    мне этот туркменбаши надоел. Чё он выеживается? Кончится всё это для него рано или поздно самым печальным образом. Если же не кончится, так после него случится в туркменистане гр.война или что-нибудь в этом духе

  • 28.06.2003, 11:11

    Чтой то больно жиды тут активизировались!
    Не к добру это!
    Сидите тихо в своем сраном Изгаиле-убийце
    (который вы внезапно стали называть "великим"-хаха!)
    и не суйте свой нос куда не надо - а то прищемят жидовский нос-то!

  • 28.06.2003, 10:59

    Хммм... Если Россия и организует воздушный мост, то потом будет - во-первых, требовать деньги с процентами за авиаперелет, а во-вторых - бросит новоявленных спасенных тут же в аэропорту. Они пополнят армию бомжей, и начнут кричать, что в туркмении у них ВСЁ было, в том числе и квартиры.Такова природа людей, и "спасателей", и "спасенных".

  • 28.06.2003, 9:52

    Боже... Какой ужас... Бедные люди в Туркменистане... Где-то еще хуже. чем в России... А правительство русское и в ус не дует, чтобы своим гражданам помочь...

Оставить комментарий
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Красной меткой отмечены обязательные поля
Ваш комментарий:
Колумнисты